Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №2.

Рис. 2. Множество допустимых траекторий усвоения дисциплин Если ввести в рассмотрение некоторую функцию затрат или прилагаемых усилий, зависящую от матрицы успеваемости, то можно поставить различные оптимизационные задачи. Например, как достигнуть целевого множества, приложив к этому минимум затрат и усилий, или как достигнуть целевого состояния, получив максимум знаний, но при этом затратив минимум усилий. Зкурс 4 курс 5 курс Рис. 3. Обратная задача моделирования На рисунке 3 приводится схематичное представление основной идеи решения обратной задачи моделирования. Каждый агент типа «студент» движется по своей траектории обучения, которая характеризуется своей матрицей усвоения Z в каждом семестре. Таким образом, большой конус является множеством допустимых учебных траекторий, оставаясь внутри которого, агент гарантирует достижения конечной цели, а именно получение диплома о высшем образовании. Если 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz