Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №2.

Авторы данной статьи считают, что качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования установленным потребностям, целям, требованиям и нормам, которые определяются предприятиями, организациями и государством. На текущий момент нельзя быть полностью уверенным, что образование в конкретно взятом учебном заведении соответствует именно тем стандартам, которые диктует современное общество. Невозможно также предугадать, принесет ли пользу какая-либо учебная программа, используемая данным учебным заведением. Последствия ошибочного составления учебного плана чреваты негативными явлениями как для обучающихся, так и для репутации заведения. Переподготовка специалистов, в которых современное общество более не нуждается вследствие произведенных прогрессом инноваций, - еще одна злободневная тема нашего времени. Техника идет вперед, отвергая устаревшие стереотипы. Неизбежно устаревают и профессии. Таким образом, создание методов и информационных технологий управления качеством подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования для нужд промышленности нашей страны является актуальной задачей. Применение современных методов моделирования к менеджменту качества образования - один из возможных путей решения данной задачи. Авторы считают, что есть необходимость в разработке информационной технологии, которая позволила бы прогнозировать тенденции образовательного процесса и своевременно реагировать на них. Предлагается выполнить задачу путем прохождения классического цикла разработки имитационной модели, но с учетом специфики предметной области и применением наработок Института информатики и математического моделирования КНЦ РАН в области моделирования социально-экономических систем. Таким образом, процесс можно разбить на следующие этапы: разработка формальной модели процесса обучения; ее реализация с помощью современных средств и методов имитационного моделирования; проверка адекватности построенной модели; выработка информационной технологии управления качеством образования на уровне отдельного высшего учебного заведения. Технология опирается на полученные данные в ходе многократной имитации и специально разработанное дополнительное программное обеспечение. Основное назначение имитационной модели заключается в возможности тестировать учебные планы, выявлять положительные и негативные факторы и недостающие элементы образовательного процесса. Все это может служить информацией для принятия рациональных решений по улучшению качества образовательного процесса. В настоящее время бурными темпами развиваются различные способы моделирования абсолютно разных процессов. В связи с этим отличаются и парадигмы, лежащие в основе этих способов. В качестве платформы для разработки модели выбрана система отечественных разработчиков AnyLogic, так как данное программное средство поддерживает различные подходы имитационного моделирования, включая агентный подход, успешно применяемый в различных сферах деятельности. Кроме того, по мнению многих специалистов, AnyLogic - очень удобный инструмент моделирования, позволяющий создавать гибкие модели с агентами, взаимодействующими как друг с другом, так и со своим окружением [2]. Имитационная модель Активные сущности, способные взаимодействовать между собой и окружающей средой и обладающие своим собственным поведением, принято называть агентами. В отличие от системной динамики, при использовании агентного подхода аналитик определяет поведение агентов на индивидуальном уровне, а глобальное поведение возникает как результат деятельности множества таких агентов (моделирование «снизу вверх»). Такой подход подходит для моделирования учебного процесса вуза ввиду наличия большого количества однотипных объектов, каждый их которых обладает своими характеристиками и своим собственным поведением. Система образования включает в себя довольно большое количество структурных элементов, которые предстоит описать и связать в единую модель (рис. 1). В качестве агентов такой имитационной модели были выбраны «студенты» и «преподаватели», а сцены - аудиторные занятия. Для оценки качества образования используются значения уровней знаний, полученных студентами по каждой дисциплине учебного плана. Для каждого студента имитируется уровень усвоения каждой дисциплины. Сцены - аудиторные занятия, на которых происходят действия агентов по передаче и получению знаний. Сцены имеют ряд параметров, которые могут влиять на эффективность действий 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz