Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №2.

УДК 004.94: 378.1 И М И Т А Ц И О Н Н О Е М О Д Е Л И Р О В А Н И Е В ЗАД АЧА Х М Е Н Е Д Ж М Е Н Т А К А Ч Е С Т В А ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА В.В. Быстров, Ю.О. Самойлов ИИММ КНЦ РАН Аннотация Приводятся некоторые теоретические и практические результаты исследований, проводимых в Институте информатики и математического моделирования КНЦ РАН в сфере менеджмента качества образования. Предлагается использовать мощные возможности имитационного моделирования для создания информационных технологий и средств управления качеством образования. Рассматривается специфика применения агентного подхода к моделированию учебного процесса отдельного вуза. Приводится описание практической реализации отдельных элементов модели с помощью средства Anylogic. Ключевые слова: информационная технология, качество, образование, имитационное моделирование, агенты. Введение Современная Россия переживает важный и сложный период своего развития. За последние два десятилетия произошла кардинальная трансформация экономического уклада, политического устройства, системы социально-культурных ценностей российского общества. Хорошо известный факт, что текущее состояние системы образования страны влияет на все аспекты ее жизнедеятельности. Система образования задает нравственный, моральный облик целым поколениям людей, которые и определяют дальнейшее будущее страны, непосредственно влияют на темпы ее экономического, технологического и культурного развития. В вязи с этим в государстве остро стоит вопрос подготовки конкурентоспособных молодых специалистов. Проблема качества образования постоянно привлекает к себе внимание отечественных и зарубежных исследователей. Непрерывно предпринимающиеся на протяжении последних десятилетий попытки реформировать отечественную систему образования имеют в основном ситуативный характер. Вследствие этого многих граждан начинает остро волновать состояние образования в России, возможные результаты проводимых правительством реформ в этой сфере. Данный факт способствует появлению научно­ исследовательских работ, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, исследование различных теоретических и прикладных аспектов явлений и процессов, протекающих в научно-образовательной сфере. Менеджмент качества или управление качеством образования - одно из направлений подобных исследований, бурно развивающееся в последние годы. Если говорить об истории появление термина «менеджмент качества образования», то можно отметить, что его употребление обязано международному стандарту ISO 9000, который декларирует основные принципы построения систем качества. По современной версии стандарта ИС0-9000 система качества трактуется как система менеджмента качества, которая состоит из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качеством и система подтверждения качества [1]. Управление качеством базируется на документации, в которой описываются все процессы и процедуры, а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества. Чтобы непосредственно строить систему качества, необходимо определиться, что такое качество. По этому поводу не стихают бурные дискуссии и споры в российском научно - педагогическом сообществе, но все склоняются к мнению, что это комплексное понятие, сложно поддающееся количественному измерению. Одним из подходов к количественной оценке качества образования является применение некоторого набора показателей, на основе которых и судят о качестве в целом. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz