Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

программой «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010-2015 годы» - 117 млрд руб. (в т.ч. 51 млрд руб. из федерального бюджета), создание новых рабочих мест - 1700, прирост ВРП - около 15%. [7, с. 50] Для того чтобы в полной мере использовать инновационный и высокотехнологичный потенциал этих стратегических проектов в Мурманской области, масштабировать их выгоды для региона, необходимо формирование на их основе территориальных кластеров, которые за счет вовлечения в проект сети местных поставщиков товаров и широкого спектра различных услуг обеспечат мультипликативный эффект от их реализации. Реализацию стратегических мегапроектов в соответствии с намеченными сроками и формирование на их основе территориальных кластеров можно рассматривать как оптимистичный сценарий перспектив развития области. В то же время, в современных условиях возрастает вероятность существенной отсрочки осуществления Штокмановского проекта, инвестиционное решение по которому еще не принято и срок его принятия в очередной раз перенесен на конец 2011 г. Сценарий развития области в течение длительного периода без крупных внешних инвестиций, связанных с мегапроектами, в настоящее время подробно не проработан. Очевидно, что обеспечение динамичного развития социального сектора, роста качества и уровня жизни населения при таком сценарии значительно сложнее. В этих условиях необходима консолидация всего регионального сообщества, мобилизация и максимально эффективное использование всех внутренних ресурсов области, активизация усилий по привлечению вешних инвестиций для модернизации существующих и развития «непрофильных» производств и секторов экономики. Для решения таких задач возрастает значение координирующей роли региональных и местных органов власти, призванных организовать конструктивное взаимодействие с бизнесом, научными организациями, образовательными учреждениями, политическими партиями, широкой общественностью. Однако сама координирующая и консолидирующая роль представляет собой исключительно сложную задачу с учетом разнонаправленности и часто противоречивости интересов различных групп регионального сообщества. Мировой опыт показывает, что достижение долгосрочных целей региональных и местных сообществ возможно при соблюдении принципов устойчивого развития, суть которых в балансе экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности. ЛИТЕРАТУРА 1. Мурманская область: тенденции экономического и социального развития на рубеже тысячилетий / Коллектив авторов, гл. редактор д.э.н. В.С. Селин. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2001. 340 с. 2. Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области / науч. ред. В.Т. Калинников. М.: «Экономика», 2009. 319 с. 3. Доклад об итогах социально-экономического развития Мурманской области в 2008 году / Департамент экономического развития Мурманской области. Режим доступа: http://economics.gov- murman.ru/ekonomika_oblast/itogi_realizacii/doklady/page,2/ 4. Региональная экономика: опыт и перспективы рыночных преобразований / под ред. Г.П. Лузина. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1994. Ч. 2. 5. Статистический ежегодник, 2009 / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманскстат, 2010 261 с. 6. Мурманская область в цифрах, 2010: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманскстат, 2011. 143 с. 7. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. Режим доступа: http://economics.gov-murman.ru/ekonomika_oblast/ostrategiya_soci/ Сведения об авторе Дидык Владимир Всеволодович - к.э.н., доц., зам. директора по научной работе; e-mail: didyk@iep.kolasc.net.ru Для Штокмановского проекта это выход на проектную мощность первой фазы освоения (годовой добычи 23.7 млрд м3) в 2017 году. Планируется, что такой уровень добычи будет поддерживаться в течение 25 лет под управлением совместной компании «Штокман Девелопмент АГ». 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz