Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

небом», всесезонного туркомплекса на оз. Кривое и гостинично-рекреационного комплекса на базе профилактория. В Кировске предусматривается строительство двух новых горнолыжных центров - «Вудъяврчорр» и «Ловчорр». Их реализация позволит создать в Кировске туристский комплекс мирового уровня и увеличить поток туристов в Хибины до 200 тыс. ежегодно. Общий объем инвестиций на создание кластера составит более 530 млн руб. Помимо экономического проект «Русская Лапландия» имеет и социальный эффект. В Кировске будет создано до 2 тыс., а в Ревде - до 370 новых рабочих мест. С организацией ТРТ «Русская Лапландия» связаны все надежды на возрождении депрессивного Ловозерского района. С реализацией проекта есть шанс, прежде всего для Ревды, уйти от монозависимости, усилить диверсификацию поселковой экономики и привлечь сюда дополнительно более 20 тыс. туристов в год [1]. Мурманская область остается до сих пор единственным регионом Северо-Запада России, где не организовано ни одного национального парка. В настоящее время создание первого природного национального парка на Кольском п-ове - «Хибины» предусмотрено федеральным проектом схемы территориального развития особо охраняемых природных территорий до 2018г. Предполагается, что парк планируется создать в нетронутом промышленностью районе Хибинских гор, и он будет примыкать к особой экономической зоне «Русская Лапландия». Эти уникальные территории смогут органично дополнить друг друга и превратить Хибины в очень привлекательное для туристов место. Создание национального парка сделает экономическую зону гораздо более привлекательной для инвесторов. Но данные проекты идут в противоречие с планами дальнейшего промышленного освоения Хибин. Так, в горной долине Кунийок, где пересекаются почти все зимние и летние туристические маршруты, планируется осваивать апатитонефелиновое месторождение Партомчорр с сооружением рудника, что может привести к утрате природно-рекреационной привлекательности Хибин. По мнению ученых-экономистов и экологов КНЦ РАН, социально-экономическая и бюджетная эффективность освоения Партомчорра в долгосрочной перспективе намного ниже, чем от использования Хибин как рекреационного ресурса. Арктический морской туризм Развитие арктического туризма в России началось в 1990-е гг. и пока находится на начальной стадии, однако именно в этом виде туризма наша страна имеет огромный потенциал, хотя и не располагает значительными средствами для его развития. В настоящее время все еще делаются первые шаги по популяризации данного направления среди туроператоров России. Территория Арктики остается неосвоенной и труднодоступной, к тому же здесь нет необходимой инфраструктуры для развития туризма, поэтому преобладает экспедиционный, приключенческий и экстремальный виды туризма. Для большинства россиян Арктика остается пока малоизвестным и непривлекательным для туризма регионом. За год российскую Арктику и Северный полюс посещает около 1 тыс. иностранных туристов, готовых выложить за эксклюзивное путешествие как минимум 7 тыс. долларов. До 2009 г. российских туристов практически не было в арктических круизах. В настоящее время российские туроператоры слабо представлены в сегменте экспедиционных круизов в Арктику. Экспедиционный опыт и финансовая мощь иностранных круизных компаний практически исключают возможность для российских компаний самостоятельно организовывать и продавать на мировом рынке круизы в российской Арктике. Сейчас в Арктике работают 30 судов, из них только 8 - российские, тогда как десять лет назад в высоких широтах работали более 20 российских судов. В настоящее время на российскую часть Арктики приходится всего 4 круиза, из которых 3 иностранных и лишь 1 подготовлен российским туроператором Клуб путешествий «Спешиал», который организует до 10% всех круизов в Арктику. На зарубежные компании приходится 90% арктических круизов. На Шпицберген все 48 экспедиционных круизов выполняют иностранные компании [3]. Первым российским юридическим лицом-организатором экспедиционных круизов в Арктике становится московская компания Клуб путешествий «Спешиал». Начиная с 2010 г. компания стала организовывать собственные круизы в Российской Арктике на зафрахтованных российских судах, в том числе на Землю Франца-Иосифа (ЗФИ) на дизельном ледоколе «Капитан Драницын». В дальнейшем компания планирует организовать арктические круизы из Мурманска: «Жемчужины Российской Арктики» (на остров Вайгач и Новую Землю), по маршруту Мурманск - Шпицберген - остров Виктория - ЗФИ - Шпицберген - Мурманск. Летом 2011 г. «Спешиал» организовал новый туристический рейс на теплоходе «Академик Шокальский» из Мурманска в Архангельск по Белому и Баренцеву морям с посещением Соловков. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz