Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

УДК 712, 159.9 ОПТИМАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В САДОВО-ПАРКОВОМ ДИЗАЙНЕ В.К. Жиров, А.А. Шестаков Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН Аннотация Приведены предварительные результаты экспериментальных исследований привлекательности пропорций. Установлено, что человек воспринимает незначительные отклонения формы наблюдаемых объектов от некоторой (социальной) нормы как приятные. Однако существенные отклонения от названной нормы, как правило, вызывают у него негативную эмоциональную реакцию. Ключевые слова: коэффициент формы, эстетические предпочтения, выбор вариантов, функция выбора, уровень адаптации. Специфическим направлением в ландшафтном дизайне следует считать проектирование и эксплуатацию малых и средних парков лечебно­ оздоровительной и реабилитационной ориентации. Как и в классической ландшафтной архитектуре, в рассматриваемом случае основной задачей остается построение жизненных пространств под открытым небом, которые формируются с помощью зеленых насаждений, естественного или искусственного рельефа, малых архитектурных форм и, возможно, декоративных водоемов [1-2]. Однако функциональные требования (определяемые профилем проектируемого парка) к организации пространства здесь становятся доминирующими наряду с конструктивными и художественно-эстетическими соображениями, а учет личностных предпочтений к особенностям организации формируемых пространств в рамках отдельных (специально выделенных и малочисленных) социальных групп выдвигается на передний план. Наиболее комфортными жизненными пространствами для человека, с точки зрения современной психологии, должны являться пространства, выдержанные в пропорциях золотого сечения, поскольку именно они «созвучны пропорциям человеческого тела» и идеально отвечают «пропорциям самой природы» [3-4]. Заметим, что данная (известная также как антропологическая) точка зрения равносильна предположению о существовании у каждого человека некоторого подсознательного биологически обусловленного механизма формирования эстетических предпочтений. Имеется также социальное направление в толковании эстетических предпочтений. Согласно которому существует некоторая социальная норма, отвечающая адаптационному уровню человека [5]. Эта социальная норма формируется как на основе биологических предпочтений, так и в результате накопления соответствующего социального опыта. Для каждого индивида собственный уровень социальной нормы нейтрален, а эмоциональная реакция возникает лишь при отклонениях наблюдаемых объектов от его социальной нормы. Таким образом, в данном случае всякое эстетическое событие эквивалентно нарушению социальной нормы, но об этом нарушении, естественно, можно говорить лишь тогда, когда названная социальная норма определена. Последним, третьим фактором, часто используемым в экспериментальной эстетике, обычно выступает личностный фактор, который позволяет акцентировать внимание на соответствующих личностных мотивах конкретного индивида в его эстетических предпочтениях. Наиболее ощутимым неудобством типичных (классических) методов экспериментальной эстетики представляется откровенная вербальность используемых суждений, которая позволяет получать лишь качественные представления о впечатлениях от исследуемых объектов. Привлечение математических методов к психологическим исследованиям позволяет выйти за рамки интроспекции, поскольку предоставляет возможность количественно описывать и объективно сравнивать наблюдаемые эстетические явления. По этой причине в настоящей работе был активно использован метод фиксации выбора респондентами из одиночных, парных и множественных предъявлений оцениваемых объектов, являющийся общепринятым в математической теории выбора вариантов. Это позволило в предположении о парнодоминантности механизма формирования эстетических 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz