Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

хозяйства. Эта структура оказалась институционально устойчивой, на определенном этапе смогла выполнить поставленные перед ней обществом задачи и стать благодаря этому одним из лидеров отечественной экономики в переходный период. Однако сегодня в условиях кризиса существующая структура учреждений ВПО столкнулась с целым рядом новых вызовов. Во-первых, перед ней остро встал вопрос о качестве получаемого образования в ее отдельных составляющих. Яркой иллюстрацией последнего, например, может служить феномен «образовательного туризма», возникший в связи с переводом сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) в стране на штатный режим. Как известно, в процессе приемной кампании 2009 г. значительное число региональных вузов не смогли полностью заполнить бюджетные места на первом курсе, в то время как «брендовые» вузы столицы и некоторых других крупных городов испытали переизбыток заявлений на прием. Этот факт, кстати, также знаменателен и тем, что он состоялся в условиях снижения реальных доходов населения - одной из главных причин, приведшей, по мнению некоторых аналитиков, в 1990-е гг. к так называемой регионализации высшего образования. Фактически, абитуриент сезона 2009 г. «проголосовал ногами» в пользу качества образования в тех вузах, которые, по его мнению, могут это качество обеспечить. Недостатки же полученного образования на предыдущей ступени, а именно это выявляет ЕГЭ, такой абитуриент, как известно, компенсировал различными справками для получения льготы при зачислении. В условиях существующего в нашей стране демографического спада дальнейшее развитие такой тенденции, как «столитизация» в получении высшего профессионального образования, может поставить перед многими, не только региональными вузами, неэффективными по критерию «качество образования», вопрос о перспективах их дальнейшего существования с соответствующими последствиями для экономики регионов, на территории которых они расположены. Примеры таких последствий в нашей истории мы уже наблюдали: «школу закрыли - село вначале обезлюдело, а затем и исчезло с карты». Вряд ли, конечно, регион, в котором существуют неэффективные по качеству образования вузы, в долгосрочной перспективе исчезнет с карты. Но углубление демографических, социальных и других проблем ему в этой перспективе будет гарантировано. Во-вторых, создание условий для решения проблемы перехода к «инновационной экономике», а фактически - преодоление нашей страной «ресурсного проклятья», - стало в условиях кризиса особенно актуальным. Отмеченное - серьезный вызов для всей структурной «конфигурации» системы учреждений ВПО, которая за последние 15-20 лет в силу известных обстоятельств количественно и качественно снизила результативность своего научного, а значит, и инновационного, вклада в развитие отечественной экономики. При этом следует напомнить, что существует значимая корреляция между уровнем ведущихся в вузе научных исследований и качеством получаемого в нем образования. Об этом свидетельствуют все мировые рейтинги вузов. В то же время очевидно, что все существующие в нашей стране вузы не смогут даже в очень отдаленной перспективе стать «Гарвардами» или «Оксфордами», хотя ими и осуществляется востребованный обществом и экономикой процесс обучения студентов по разнообразным направлениям специальностей. Не станут таковыми в ближайшей перспективе и вновь образуемые федеральные и национальные исследовательские университеты: для этого просто должно пройти значительное время. Поэтому ответ на данный вызов - это одновременно решение очень непростых вопросов как о структуре, организационно-правовой форме и территориальном размещении учреждений отечественного высшего профессионального образования, так и о необходимости существования в каждом из них подготовки соответствующего уровня по тем или иным направлениям специальностей. Последнее, кроме всего прочего, актуально и потому, что, активно участвуя в процессах трансферта и диффузии «рыночной технологии», многие наши вузы фактически превратились в своеобразные образовательные «конгломераты». Инженерные и педагогические вузы обзавелись финансовыми и юридическими факультетами, факультетами по подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления и т.п., часто с невысоким уровнем подготовки по этим специальностям и с известным ущербом для своего основного профиля. По моему мнению, отмеченные выше направления трансформации структуры учреждений высшего профессионального образования должны реализовываться с учетом трех взаимосвязанных принципов: единства образовательного пространства РФ, его зонирования и типов кластеризации. Представляется, что лучше всего будет объяснить содержание данных принципов на реальном примере, в данном случае - варианте трансформации структуры институтов высшего профессионального образования Мурманской области. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz