Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №1.

государственная политика Российской Федерации в области инноваций и формируемая инновационная инфраструктура не объединены единой концепцией развития, что и приводит в итоге к разобщенности участников инновационного процесса [4]. Таблица 1 Основные факторы, влияющие на научно-технический и инновационный потенциал регионов Севера Внешние факторы Внутренние факторы Отсутствие единой нормативно-правовой базы регулирования - Федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности» Существенное сокращение численности непосредственных участников научного процесса - исследователей Несформированность национальной и региональной инновационных систем Наличие в научно-технической сфере значительных заделов фундаментальных и прикладных исследований, а также высококвалифицированных научных кадров Отсутствие цепочки непрерывного финансирования инновационной деятельности, состоящей из соединяющихся и дублирующих друг друга звеньев Несоответствие объема и структуры финансирования науки потребностям ее развития и мировым стандартам Отсутствие связующих звеньев в цепочке наука- производство и практическое отсутствие государственного регулирования механизма управления технологическим развитием Наличие инфраструктуры инновационной системы Преимущественно ресурсно-сырьевая направленность экономики Значительное старение научных кадров - наиболее опасная угроза для общества, связанная с утратой преемственности в науке Основные проблемы развития научно-технического и инновационного потенциала регионов Севера следующие: • несформированность национальной и региональной инновационной системы; • в нормативно-правовых актах большинства северных регионов, относящихся к научно­ технической и инновационной деятельности, не учтена роль человеческого фактора, в том числе меры по привлечению и стимулированию исследователей и предпринимателей-инноваторов к участию в создании инновационной инфраструктуры; • неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков; • наличие в общественном сознании стереотипа, согласно которому наука должна обеспечивать инновационные разработки, основанные на знаниях, а предприятия и организации - их реализовывать; • отсутствие информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса; • отсутствие должного внимания к целенаправленной региональной научно-технической и инновационной политике, главной задачей которой должно стать создание такого потенциала, который сможет обеспечить переход экономики к качественно новому типу экономического роста; • отсутствие инновационных механизмов функционирования предпринимательских структур, которые позволят осуществить переход к новому типу экономического роста. Основной целью инновационной промышленной политики должно стать создание эффективных механизмов стимулирования технологической модернизации приоритетных направлений развития производства, служащих своеобразными «точками роста» для остальных отраслей региональной экономики. Приоритетные направления первоначально должны быть определены каждым ведущим предприятием Севера самостоятельно в процессе целенаправленной работы по поиску и выбору наиболее эффективной стратегии выхода на устойчивое развитие. Задачей же региональных органов власти является взаимоувязка частных стратегий для предотвращения межсекторных конфликтов, окончательное ранжирование приоритетных направлений развития промышленного производства и разработка адекватных программ развития инфраструктуры региона в соответствии с намеченной стратегией на перспективу [5]. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz