Вестник МГТУ. 2015, №4.

Данилов Ю. А., Ермаков С. В. Математическое обоснование параметров… 610 УДК 656.61.052; 639.2.081.117.211 Ю. А. Данилов, С. В. Ермаков Математическое обоснование параметров безопасного пелагического траления в каньоне Yu. A. Danilov, S. V. Ermakov Mathematical substantiation of parameters of safe pelagic trawling in the canyon Аннотация. Предложены и обоснованы параметры безопасного пелагического траления в морском каньоне: допустимое отклонение судна от оптимальной линии пути; минимальная ширина каньона, дающая при существующих условиях возможность обеспечивать безопасность трала; запас ширины каньона на траекторию движения трала при маневрировании вследствие изменения направления оси каньона; отклонение трала от оси каньона при маневрировании вследствие изменения направления этой оси в любой после поворота момент времени; момент времени, когда отклонение трала от оси каньона при маневрировании вследствие изменения направления этой оси достигнет заданной величины. Abstract. The authors have offered and proved the following security options of pelagic trawling in the sea canyon: the tolerance of the vessel from the optimal track; the minimum width of the canyon giving opportunity for the conditions to ensure the safety of the trawl; margin width of the canyon on the trajectory of the trawl maneuvering due to changes in the direction of the canyon axis; deviation from the axis of the trawl canyon maneuvering owing to changing the axis direction at any time after rotation; time when the deviation of the trawl from the canyon axis while maneuvering owing to changing the axis direction reaches some predetermined value. Ключевые слова: морской каньон, безопасность промысла , параметры, вероятностная оценка. Key words: sea canyon, fishing safety, parameters, probabilistic assessment. Введение Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 1 , определяет стратегическую цель продовольственной безопасности страны, которая заключается в обеспечении населения продовольствием, сельскохозяйственной, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов. Доктрина в число показателей продовольственной безопасности и национальной конкурентоспособности включает объемы производства рыбной продукции. Таким образом, повышение эффективности работы промысловых судов является стратегической задачей государственного значения. Понятие "безопасность мореплавания" включает в себя и "безопасность ведения промысла". Согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации (ст. 172), вахтенный помощник капитана несет ответственность за безопасность мореплавания, труда людей, сохранность груза и другого имущества, производственную деятельность судна, предотвращение загрязнения морской среды 2 . В число обязанностей вахтенного помощника промыслового судна, по Уставу, входит также обеспечение безопасного ведения промысла (ст. 174). В настоящее время сырьевая база морского и океанического рыболовства в достаточной степени изучена – капитанам траулеров хорошо известны география распространения гидробионтов, пути миграции, распределение потенциального улова во времени и пространстве. Российские и иностранные рыбодобывающие суда работают практически во всех районах Мирового океана. Однако, по данным Всемирной продовольственной организации (ФАО), мировые запасы рыбы исчерпаны на 70 %. Резкий спад улова наблюдается на одной трети рыбных промыслов во всем мире, причем показатели продолжают неуклонно снижаться [1]. Согласно докладу ФАО "Состояние рыбных ресурсов и рыбного хозяйства в мире", еще в 2007 г. 17 % всех запасов (видов) морских рыб, находящихся под наблюдением ФАО, были подвержены чрезмерному освоению, 7 % – истощены и только 1 % – восстанавливаются в прежней численности [2]. По мнению генерального директора ФAO по вопросам рыбного хозяйства, "человечество достигло предельного уровня добычи рыбы в Мировом океане" [2]. По этой причине капитаны промысловых судов ищут иные 1 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 30 января 2010 г. № 120 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 5. Ст. 502. 2 Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации : Приказ Роскомрыболовства от 30 августа 1995 г. № 140 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.1995 № 958) // Рос. вести. 1995. 2 нояб.; 9 нояб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz