Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

При анализе социальных функций университетов важную роль играют понятия, определяющие их содержание — «третья роль» (“third mission”), «социальная ответственность» (“social responsibility”), «вовлеченность в жизнь местного сообщества» (“community engagement”), «социальная вовлеченность» (“social engagement”). Выявление, осознание и актуализация территориальных индивидуальных и общественных потребностей в обучении граждан, подготовке специалистов для конкретных региональных отраслей производства, проведении конкретных научных исследований для решения проблем, актуальных для сообщества, на основе многостороннего взаимодействия с различными заинтересованными участниками территории можно назвать «социальным участием» университетов или “civil participation”. Так или иначе, каждое из понятий подчеркивает особенный фокус деятельности университетов: ориентированность на потребности общества в целом и отдельных граждан, активную социальную позицию университетов в отношении «своей» территории [Перфильева, 2017]. Арктика — это уникальное территориальное пространство жизни и деятельности человека, которое требует проектирования и практической реализации особых арктических технологий формирования социокультурной среды, учитывая вызовы экстремальности и дискомфортности территории, обеспечение возможности комфортного проживания в регионе, самореализации и развития человека. В апреле 2017 года ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» стал опорным университетом. В настоящий момент МАГУ осуществляет подготовку по 55 направлениям и специальностям высшего и среднего профессионального образования и обеспечивает 46,82 % общего объема подготовки кадров с высшим образованием в Мурманской области согласно данным, представленным в Программе развития МАГУ на период до 2021 года. Миссия МАГУ как опорного вуза заключается в формировании кадрового, интеллектуального и социокультурного потенциала для развития Мурманской области как ключевого российского субъекта в Арктической зоне Российской Федерации. В соответствии с миссией университет ставит перед собой стратегическую цель стать ядром научно-образовательного кластера региона, обеспечивающего на базе интеграции ресурсов власти, бизнеса, науки и образования формирование «креативного класса», наделенного знаниями и компетенциями, соответствующими и опережающими требования ключевых отраслей региональной экономики, способного формировать и развивать рынки будущего, быть драйвером социокультурного развития региона согласно Программе развития МАГУ. Стратегический проект «Креативный город - территория развития» Стратегическим проектом МАГУ определен проект «Креативный город — территория развития». Ключевая цель его реализации состоит в формировании многоуровневой социокультурной системы на базе опорного университета, которая обеспечит условия самореализации личности в Арктическом регионе, создание комфортной среды проживания, развитие креативной экономики в регионе. Мероприятия проекта гармонично встраиваются в систему проектно­ ориентированной подготовки и направлены на формирование интереса 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz