Труды КНЦ вып.3 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.1 3/2010(3))

М инин научных П Н И 2111 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Д.Н. Халиуллина Введение Проблема перехода на инновационный путь раз­ вития чрезвычайно актуальна для современной Рос­ сии. Сырьевая направленность экспорта и преобла­ дание топливно-энергетического комплекса в струк­ туре отечественной промышленности, позволяют, так или иначе, решать текущие народно­ хозяйственные задачи, однако в стратегической пер­ спективе именно инновации позволят повысить про­ изводительность труда, эффективность использова­ ния ресурсов, создавать новые продукты. Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведе­ ниям. В настоящее время необходимость преобразо­ ваний осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся эко­ номической и политической ситуации. В тоже время авторы новых идей испытывают потребность в ком­ пактных, наглядных, удобных для практического использования методических рекомендациях по соз­ данию малых предприятий, базирующихся на реали­ зации инновационных идей, а также по управлению их развитием [ 1 ]. Развитие инновационной деятельности даст воз­ можность использовать творческий потенциал науч­ ных работников, накопленный в университетах, НИИ, и до настоящего времени мало востребован­ ный промышленностью. Инновационный процесс В инновационном процессе можно выделить два крупных этапа: развитие инновационной идеи до уровня инновационного предприятия и развитие ин­ новационного предприятия. На первом этапе инновационного процесса про­ исходит оценивание инновационной идеи. Процесс оценки и селекции инновационных идей проходит в несколько этапов (рис. 1 ): 1. Предварительный отбор инновационных идей. 2. Окончательный отбор. 3. Разработка технико-экономического обосно­ вания реализации выбранной идеи. 4. Реализация выбранной идеи. Цель предварительного отбора - отсеять заведо­ мо бесперспективные с точки зрения коммерциали­ зации инновационные идеи и оставить для дальнейшего рассмотрения о возможности cамостоятельной реализации идеи с бизнес - потен­ циалом. Методика предварительного отбора строится на сопоставление личных возможностей автора с воз­ можностями рынка продукта или услуги, которые будут результатом реализации данной инновацион­ ной идеи. Методика определения потенциала инновацион­ ной идеи рассматривает накопленный потенциал инновационного развития, выполненного автором к моменту практической реализации инновации. Заключительный этап процесса отбора инноваци­ онных идей - технико-экономическое обоснование. Если идея прошла все этапы, то одним из вариан­ тов ее дальнейшего развития является формирование инновационного предприятия [ 2 ]. Авторы инновационных идей Рис. 1. Оценка инновационных идей Предприятие - это самостоятельный хозяйст­ вующий субъект, созданный в порядке, установлен­ ном законодательством о предприятиях и предпри­ нимательской деятельности для производства про­ дукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и по­ лучения прибыли. Инновационное предприятие от­ личается от обычного тем, что больше 70% объема его продукции (в денежном выражении) за отчетный налоговый период является инновационными про­ дуктами и/или инновационной продукцией. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz