Тиетта. 2017, N 2 (40).

Творческая галерея / Art gallery Г В. Колейчук и его работы. Здесь и далее - интернет. Гениально найдено. Точно - кратко - эффектно. На всех трёх этапах раскрывается архетип лестни­ цы. Готический собор: будто огромная стремянка приставлена к зениту. Шуховская башня: вместо шести маршей - шесть гиперболоидов. Лестница имманентна многим конструкциям В. Колейчука - и вот что главное: создаётся ощущение, что у неё нет опоры - что она не только держится сама со­ бой, без контакта с поверхностью, но и самодвиж- но устремляется ввысь. Во славу геодезиков Что-то от Шухова! Что-то от Фуллера! Это сразу набегает, когда озираешь пространство, где развёрнута выставка В. Колейчука. Перед нами и впрямь небольшой геодезик. Но необычные экс­ понаты раздвигают его радиус вширь. Далеко­ далеко! Вплоть до космологического горизонта со­ бытий! Нам предстаёт цельная модель мира. Это космос-организм - совсем по Платону. Черты его витальности мы будем обнаруживать на каждом шагу. Геодезические купола правомерно воспри­ нимаются как манифестация архитектурного кос­ мизма. Пионером тут считают Р.Б. Фуллера. Это не совсем так. Первый геодезик - Йенский пла­ нетарий. В 1926 г. его построил В. Бауэрсфельд. Прямая отсылка к сфере в его замысле понятна! Вспомним: предыдущая выставка В. Колейчука - «Геометрия космоса» - проходила в Московском планетарии. Проект М. Барща. Шедевр конструктивизма. Полезно соотнести две эти выставки. Экспонаты вроде одни и те же, но смотрятся они по-разному: перемещение из одного топоса в другой работа­ ет как остранение - привносит в знакомое острую новизну. Московский планетарий: выставка про­ ходит в цокольном этаже - считай в подземелье. Не отсюда ли впечатление чего-то хтонического? Прекрасно выстроенная экспозиция казалась ла­ биринтом на какой-то другой планете - походила на потаённое капище, полное загадочных объек­ тов. Коломенский купол: как если бы московская выставка стартовала - и вышла здесь на высокую орбиту. Экспозиция в Коломне компактней. И хо- листичней: экспонаты внутри купола расположи­ лись так, что создают впечатление предзаданной целостности - являются частями одной системы. Каждый встал на своё искони назначенное место. Два великих архетипа - круг и спираль - про­ явились в этой выставке. Сама топография купо­ ла направляет наше движение посолонь. Круг бы­ тия - Вечное Возвращение - цикл растительной жизни, мифологизированный в средиземномор­ ских мистериях: случайно ли всё это вспомина­ ется при осмотре выставки? Обошли её один раз. И второй. И третий. Похоже на ритуал. Экспо­ наты не отпускают. Но постепенно начинаешь слышать в себе другой мотив: желание разом­ кнуть круговорот - выйти на спиральную траек­ торию. И это движение души находит резонанс в творениях В. Колейчука. Дух спирали витает под куполом. «Гармония сфер» - и реминисценции татлинской башни: это располагается рядом, об­ разуя впечатляющий контрапункт. «Мёбиус» как бы посредствует между формами, воплощающи­ ми данные интенции - сочетает в себе круговое и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz