Тиетта. 2017, N 2 (40).

Творческая галерея / Art gallery Л ” \ 1 КОЛЕйЧУК В КОЛОМНЕ Представляю вниманию читателей «Тиетты» новые тексты д.ф.н. Ю.В. Линника. На этот раз - о вы­ ставке работ конструктивиста-модерниста В. Колейчука в Коломне осенью 2016 г. Но это лишь повод, хотя повод весьма достойный. Чтение текстов Ю.В. Линника - низвержение в литературный Мальстрём - не для слабых. В них всё условно, метафорично, ассоциативно, зыбко и мерцающе. Не всякий дойдёт до последней точ­ ки, оставшись при своих убеждениях и пристрастиях, в каждом абзаце соблазняемый Сиренами неожиданных исторических реминисценций, обескураживаемый Сциллами и Харибдами антагонистических философских аллюзий. Мне нравится Бог Ю.В. Линника, который скорее Большой Взрыв и, затем, всё гармонизующий - в математических теоремах ли, в физических законах ли, в поэтических рифмах ли - Универсальный Закон, нежели христианский и любой другой Абсолют, впрочем, наилучшим образом выразимый тоже не иначе как «множество всех множеств». Узнав автора несколько лет назад, с того дня слышу в себе то ли музыку небес­ ных сфер, то ли шорох реликтового излучения, то ли звучание овалоида В. Колейчука... Смотрите многие фото и видео о нём в и-нете, кстати сказать, нередко с закадровыми сонетами Ю.В. Линника. Коломенские терцины Садится в средоточии Коломны Серебряный корабль из Близнецов - Космические гости вероломны? Нет, вовсе нет - поклясться я готов. Общенье с ними - в нашем интересе. Здесь так отчётлив будущего зов - Малевичем тут явлено безвесье! Упала гравитация к нулю - Забудем о её извечном прессе. Колейчука решительно люблю За эти удивительные крылья! К его приноровимся кораблю - Внизу пускай мятётся камарилья. Левкас ли это? Или плексиглас? Прекрасны духоносные усилья. Все колокольни города сейчас Взмывают ввысь на луч Преображенья. Художник небывалостью потряс - Как будто не бывало притяженья. Войдём сюда с бокалами клико - О, благостный восторг превозможенья! Легко, друзья! Воистину, легко. Куда легче! Первые впечатления: отрыв от земли. За­ хлопнул за собой то ли дверь, то ли полог - и ока­ зался в новой среде, где гравитация если не сошла на нет, то сильно уменьшилась. И вправду легко! Куда легче! Основоположник русского космиз­ ма Н. Фёдоров писал о коперниканском искусстве будущего. Художник вынесет свою мастерскую в космос. Вместо холста - картина мира: худож­ ник пересотворит её. Для работы в таких масшта­ бах необходима победа над гравитацией. К. Ма­ левич произнесёт ёмкое слово: безвесие. Под се­ нью коломенского купола В. Колейчук являет нам коперниканское искусство. Здесь достигнуто ис­ комое безвесие. Ушла тяжесть - пришла лёгкость. Это эволюционное обретение. Один из критери­ ев развития - мера свободы от гравитации. Жизнь изначально адаптируется к силе тяжести. Выход на сушу привёл к мобилизации этого процесса. Позитива было много! Гравитация держит фор­ му - гравитация задаёт симметрию - гравитация определяет пропорциональный строй. Но ведь и сдерживает потенции жизни - накладывает не­ преложные ограничения. Вертикальная походка стала вызовом силе тяжести. Победительный импульс подхватили башни, обелиски, колонны. Этот порыв уловлен и усилен В. Колейчуком. Укрощение гравитации предполагает преобразование материала. Возь­ мём шире - материи. Вещество гравитирует в силу своей природы. Лишить его этого свойства - задача не столь утопическая, сколь эсхатологи­ ческая: её может решить лишь предвозвещанное Преображение. Но это область веры. Сегодня нам доступны лишь аппроксимации и асимптоты. В.Колейчук преуспел на этой дерзкой стезе. Дик­ тат массы - тотальность притяжения: архитек­ тура последовательно ограничивает их власть над собой. На этом пути нам видятся три этапа. Назовём соответственно три имени: аббат Сю- жер (1081-1151) - вдохновитель готики; В. Шухов (1851-1939) - создатель сетчатых покрытий; В. Ко- лейчук - творец самонапряжённых конструкций. Это одна тенденция - одна линия развития. С каждым шагом духоподъёмная тяга становит­ ся всё более сильной. Мы восходим - возрастаем - воспаряем. Чувствуем себя небожителями! Ко­ ломенский купол с работами В. Колейчука - буд­ то космическая станция: мы ощущаем благодат­ ную лёгкость. Выставка так и называется: Легко!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz