Тиетта. 2017, N 2 (40).

История науки / History of science Г АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОСВОЕНИИ СЕВЕРА В статье сообщается о ценных находках в архивах Рудно-петрографического музея ИГЕМ РАН: письмах акад. Ф. Шмидта и адъюнкта Ф. Чернышёва Его Императорскому Высочеству Николаю II (1897-1899, точная дата не установлена) и директора 2-го департамента Министерства иностранных дел А.К. Бентковского акад. Ф.Н. Чернышёву (4 апреля 1909 г.). Оба письма проникнуты заботой об освоении Севера, в том числе Кольского п-ова и Шпицбергена, отстаиванию приоритетов России в его освоении. Эта тема очень актуальна ввиду поли­ тических и хозяйственных приоритетов, обозначенных нашим правительством на ближайшие десятилетия. Ваше Императорское Высочество На запрос А.Д. Голохвастова, представляет ли тундра болото, не допускающее проложения по ней рельсового пути, имеем честь сообщить, что ходячее понятие о тундре, как о болоте, представляет плод недоразумения, так как научное понятие о тундре со­ ответствует лишь областям, лишённым лесной рас­ тительности. На Кольском полуострове, например, местные жители называют тундрой высочайшие точки этого полуострова. Характер тундры бывает трёх родов: а) каменистая тундра, соответствую­ щая обнажённой поверхности каменистых горных пород (Хибины тундры и Луавр Юрт на Кольском полуострове, Тиманский камень, полярная часть Урала и т.д.); в) серая моховая тундра, покрытая яге­ лем; с) болотистая тундра, отмерзающая в большей или меньшей степени во второй половине лета. Ка­ менистая и серая тундра безусловно не представля­ ют затруднений для проложения рельсового пути, мокрая же тундра, судя по имеющимся фактам от­ носительно мерзлоты почвы, не может считаться также непроходимой при современных технических приёмах постройки полотна дешовой дороги. Лучшей иллюстрацией сказанного может служить проложе- ние рельсового пути в северной части Холмогорского уезда, при условиях, не многим отличных от Больше- земельской тундры. В этом отношении представляют большой на­ учный и практический интерес те исследования, которые г. Голохвастов предполагает организовать в ближайшем будущем. Считаем нужным добавить, что барон Толь, много путешествовавший по сибир­ ским тундрам, вполне разделяет высказанные нами соображения. Академик Ф. Шмидт Адъюнкт Ф.Чернышёв К тексту этого письма необходимы следую­ щие примечания. А.Д. Голохвастов - крупнейший специалист в области проектирования железных дорог в Рос­ сии. Занимался проектами: соединения р. Оби железной дорогой с Хайпудырской губой Север­ ного Ледовитого океана (1879); Транзитными тор­ говыми путями из Сибири в Европу (1891) и мно­ гими другими. Ф.Н. Чернышёв (1856-1914) - академик, рус­ ский геолог и палеонтолог. Председатель отделе­ ния физической географии РГО. В 1897 г. стал адъ­ юнктом Петербургской академии наук, в 1899 г. - экстраординарным, в 1909 г. - ординарным ака­ демиком; кавалер Золотой Константиновской медали - высшей награды РГО (1896) за разра­ ботку стратиграфии палеозойских отложений Урала, которая использовалась впоследствии для ра­ бот на Алтае, в Арктике и Ср. Азии. В 1895 г. про­ водил исследования на Н. Земле; в 1899-1902 гг. был начальником экспедиции по производству градусных измерений на Шпицбергене. Выда­ ющуюся работу провёл в Академии наук. Гео­ логический музей под его руководством стал научно-исследовательским учреждением, на базе которого возникли Геологический, Ломоносов­ ский и Петрографический институты. Ф.Б. Шмидт (Friedrich Karl Schmidt) (1832-1908) - русский геолог, ботаник и палеонтолог, акаде­ мик, директор Минералогического музея Петер­ бургской академии наук (1873-1900), председа­ тель Комиссии по снаряжению Русской поляр­ ной экспедиции (1900-1902) под руководством Э.В. Толля, кавалер Золотой Константиновской медали (1903) за научные результаты Русской по­ лярной экспедиции и Полярной спасательной экспедиции 1903 г. Лейтенант А.В. Колчак, руководитель По­ лярной спасательной экспедиции для выяснения судьбы пропавших без вести групп Э.В. Толля и А.А. Бирули и оказания им помощи, кавалер Зо­ лотой Константиновской медали РГО (1903) за на­ учные результаты Полярной спасательной экспе­ диции. Э.В. Толль (1858-1902), пропал без вести в рай­ оне о. Беннетта, русский зоолог, геолог; начальник Русской полярной экспедиции (1900-1902), слу­ жил в Минералогическом музее Императорской Академии наук (1887-1896). Директором музея был его дядя акад. Ф.Б. (Фридрих Карл) Шмидт. Состав Русской полярной экспедиции утверждён 8-10 марта 1900 г. приказом по Академии наук. С этого момента в официальных документах (письмах, отчётах, научных публикациях) фами­ лия Э.В. Толля стала писаться с двумя буквами «л» (ранее, как и в данном письме - Толь).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz