Тиетта. 2016, N 3 (37).

Творческаягалерея/Artgalery Л Й М Как сказал директор Эрмитажа акад. И.А. Орбели (все называли его «хозяином»), в ящиках была ра­ зобранная самоцветная карта СССР, после Пари­ жа перевезённая на Всемирную выставку 1939 г. в Нью-Йорке. Там она и пережидала войну. У меня была очень удобная и крепкая тележка на двух ко­ лёсах с резиновыми шинами, с помощью которой я сам нагружал и отвозил ящики, куда указали. После некоторых переделок и дополнений карта была установлена в Георгиевском зале Эр­ митажа в мае 1948 г. Мне удалось увидеть её уже осенью после Крымской геологической практи­ ки. Очень рационально сконструированная карта была установлена в ЦНИГР музее в конце 1989 г. Долго возились с охранным устройством. Поя­ вилось несколько заметок в ленинградских газе­ тах. Состоялось неофициальное открытие карты. О.А. Соболев пригласил В.Ю. Матвеева, меня, всех участников реставрации, историка Ю.Д. Ак- сентона, который был причастен к работе над кар­ той ещё в 1947-1948 гг. и оказывал консультации при её подготовке к экспозиции в ЦНИГР музее. Были и телевизионщики. В апреле 1990 г. неожи­ данно умер О.А. Соболев во время министерского совещания под Москвой. Официально открывали карту вместе с небольшой выставкой самоцветов уже без О.А. Соболева в мае 1990 г. Открывал карту, которая стала называться «Мозаичной картой СССР», новый министр гео­ логии Г.А. Габриэльянц. Ленинградские газеты откликнулись на это событие. В 1990-е годы новый директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский добился передачи музею части здания Главного штаба на Дворцовой площади. Там постепенно осваивают­ ся новые помещения, появляются новые экспо­ зиции. Почти уверен, что в этих условиях карта не оказалась бы в ЦНИГР музее. А то, что она в геологическом музее, определил случай, для на­ шего музея счастливый. Ещё в 1989 г. сотрудница «Вечернего Ленинграда» Т. Чеснокова опублико­ вала обстоятельный очерк о карте «Символ пре­ вращается в экспонат». Не могу согласиться с та­ ким утверждением. Конечно, карта - это экспонат музея, уникальный экспонат, но она остаётся и символом 70-летней эпохи нашего великого госу­ дарства, которое уже вошло в историю как Союз Советских Социалистических Республик. Соболев А.О., к.г.-м.н., Санкт-Петербург ЖИВОПИСЬ КАМНЯ STONE ART The author of the article N.P. Ageev from Magadan delineates the life and art o f a geologist and stonecutter G.S. Skirpichnikov (13.11.1936-17.03.2014). He graduated from the Leningrad Mining Institute (1970) and created the so- called stone art, i.e. an authentic trend in the contemporary pictural art. His works have been stored in many state and private collections all over the world, neverfailing to admire visitors of exhibitions. With all that, the artistic heritage of the master badly needs proper preservation. The current publication is its author's debut in The Tietta. Г.С. Скирпичников (фото) родился 13 ноя­ бря 1936 г. в Н. Тагиле. После окончания школы поступил в Исовский геологоразведочный техни­ кум, в 1956 г. был распределён в Дальстрой. По­ сле службы в армии, с 1960 г. работал младшим техником-геофизиком в пос. Хасын. Оттуда уехал на учёбу в Ленинградский горный институт, кото­ рый окончил в 1970 г. Работал в Хасынской экс­ педиции на различных должностях. После выхо­ да на пенсию, с 1987 г. профессионально занялся обработкой цветных камней. Но это лишь фор­ мальная сторона биографии человека, которому удалось создать из камня талантливые картины, раскрыть людям его тайную красоту. Где истоки творчества? Ему досталась трудная судьба. Родил­ ся в семье репрессированного рабочего. Постоян­ ный голод и слёзы матери - самые яркие впечат­ ления детства. Может быть, именно тогда в душе мальчишки родилось огромное желание прино­ сить людям радость и счастье, которого самому не хватало. И он добился своего. Каменные картины мастера вызывают восторг и ощущение сказки. О его работах в газетах и журналах напечата­ но много восторженных статей. Но больше всего он ценил отзыв Президента Российского минерало­ гического общества акад. Д.В. Рундквиста. «Позна­ комился с Вашим альбомом «Живопись камня». Поражён созданными Вами картинами. <...> Эти работы - новое важное направление в развитии музееведения. На фоне многих каменных поделок, которыми сегодня наводнён рынок, Ваши картины ярко выделяются своими художественными досто­ инствами, необычны по технике. Увидев впервые, трудно поверить, что средством живописи автору служили не краски, а горные породы и минералы. На материале каменных картин открывается ши­ рокое поле для разговора о безграничном разноо­ бразии природы и неисчерпаемости человеческих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz