Тиетта. 2016, N 3 (37).

творческаягалерея/Artgalery Г среди красных знамён герб Советского Союза из комплекта карты. Мне показалось, что разместить карту в ЦНИГР музее будет очень трудно, и я от­ казался. Б.Б. вообще был тогда озадачен каким-то московским приказом, который требовал инвен­ таризацию (!) Эрмитажа: то есть оценку бесцен­ ных экспонатов в рублях. Через некоторое время Георгиевский зал пошёл в ремонт, а когда ремонт закончился в 1986 г., то карты в зале не оказалось, герба СССР тоже. Прихожу к Б.Б. и спрашиваю, что будет с картой? Оказывается, Эрмитаж не будет её экс­ понировать; она разобрана в 98 «чемоданах» и ле­ жит в Русском отделе, где хранятся и гербы Союз­ ных республик. Хотели взять карту в Верховный Совет СССР, но побоялись, что депутаты могут что-то незаметно позаимствовать, ведь изумруды, топазы и т.д. Зарилась Академия наук для нового здания в Москве, но неизвестно, когда оно будет готово. Правда, Ленинградский обком КПСС был решительно против вывозки карты из города - всё-таки изготовлена в нашем городе, за один год к Всемирной Парижской выставке 1937 г., на кото­ рой получила Grand-prix. Борис Борисович снова предложил мне взять карту. - А что нужно делать для передачи и сколько будет это стоить? - Стоить ничего, а для передачи надо, чтобы Ваш министр послал письмо нашему министру культуры В.Г. Захарову. Как Вы знаете, он был секретарём Ленинградского обкома, и мы с ним знакомы. Я ему позвоню, - отвечал Б.Б., который был членом обкома по должности как директор Эрмитажа. Приехав в Институт, я встретился с дирек­ тором ЦНИГР музея О.А. Соболевым. Обошли музей, прикинули, где можно поместить карту. Но выдержат ли межэтажные перекрытия на­ грузку карты с монтировочной конструкцией? Это нас очень беспокоило. Тем не менее, реши­ ли карту брать. В ближайшие дни, отправляясь в командировку в Москву, сочинил проект пись­ ма от министерства геологии СССР в министер­ ство культуры. На приёме у министра геологии Е.А. Козловского рассказал о ленинградских пере­ говорах. Ответ министра был коротким: - Карту берём. Нужно письмо. - Вот его проект. - Хорошо, завтра пошлём. Письмо с небольшими поправками было от­ правлено через день, а через месяц в Эрмитаж пришёл ответ В.Г. Захарова с указанием передать карту в ЦНИГР музей. Конечно, работникам Эр­ митажа очень не хотелось передавать карту, и они начали «тянуть». Пришлось вмешаться мне. Б.Б. вызвал заведующего Русским отделом В.Ю. Мат­ веева (в будущем одного из заместителей дирек­ тора Эрмитажа) и поручил ему довести дело до конца. Здесь уже вовсю включился О.А. Соболев. Перевезли 98 чемоданов с картой и ещё с герба­ ми Союза и Союзных республик. Очень скрупу­ лезно шла приёмка с участием работников Эр­ митажа - считали каждый камешек на карте и в запасных мешочках (вот когда думали о запасных частях!). Самое удивительное, что всё оказалось целым, уже после обнаружили в одном гербе за­ мену серебра (1 кг с чем-то) другим металлом. О.А. Соболев сумел найти опытных реставрато­ ров, и закипела работа. Впервые и я увидел эти трапеции карты близко, на столе. И был поражён не столько рубинами, топазами (путь «папанин- цев»), изумрудами (названия столиц республик), александритами (название нашего города) и др., сколько изумительным мастерством и искусством флорентийской мозаики, которой сложена вся карта. Чудо! А ведь и я имел к карте некоторое отноше­ ние в 1946 г., а вырезки собирал из газет о ней же ещё в 30-е годы. Участие Советского Союза на Все­ мирной Парижской выставке 1937 г. было боль­ шим событием. Грандиозный павильон СССР, увенчанный огромной скульптурой В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», был очень выгодно по­ ставлен на правом берегу Сены, левее Йенского моста, почти напротив Эйфелевой башни, отра­ жаясь в водах реки и большого бассейна. Сейчас там разбит небольшой парк. Сохранившаяся у меня страница ленинградской «Красной газеты» полностью посвящена главным экспонатам, пред­ ставленным нашим городом. Весь подвал отведён «Карте страны социализма». Тогда я и познако­ мился с удивительной историей создания этой уникальной мозаики, называемой картой «Ин­ дустрия социализма». Там же сообщалось, что на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Россия подарила Франции карту из самоцветных кам­ ней. Стоит заметить, что в указанной статье, в ко­ торой нашлось место упомянуть о вредителях и скептиках, ни слова не сказано о художественном консультанте работ по карте - руководителе моза­ ичного отделения Академии художеств В.А. Фро­ лове, получившем на Выставке золотую медаль. После Великой Отечественной войны, де­ мобилизовавшись в мае 1946 г., я почти всё лето работал в бригаде такелажников в Эрмитаже. Залы Зимнего дворца передавались Эрмитажу, возвращались вывезенные в Свердловск шедев­ ры, прибывали коллекции Берлинского музея. И вот однажды мне поручили разгрузить две ав­ томашины ЗИС-5, которые прибыли к Комен­ дантскому подъезду с очень удобными для раз­ грузки ящиками, имевшими выдвижные ручки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz