Тиетта. 2016, N 1 (35).

Творческаягалерея/Art gallery Л “М нить, в чём дело, но отчётливо осознавал, что смотрит на гору совершенно иначе, чем в тот день, когда шёл туда с первым караваном лошадей, и тогда, когда под­ нимался на неё в снегу с людьми, и даже сегодня, спу­ скаясь с её склонов в посёлок. Он не мог ещё понять, что отныне будет относиться к горе как к опасному и коварному врагу, он только отчётливо ощущал, что всё вокруг странно меняется. “Раз надо, что поделаешь.” - сказал Дорофеев без малейшей рисовки и опять по­ смотрел на гору, очертания которой едва проступали над ними» (с. 101-102). «Безветрие и хорошая видимость позволяли про­ вести первые испытания. Дорофеев отправился к об­ рывам, низвергавшимся с плато в долину, осмотреть снежные карнизы. < . > Возбуждение рождало немед­ ленное действие: сейчас же надо начинать! Пусть ещё нет помощников, нет сметных ассигнований, нет рабо­ чих, но надо начинать. Бурение он оставил без осо­ бых переживаний, хотя геологическая разведка и была делом его жизни. Стало ясно, что пласт рудыпростира­ ется на значительную глубину ипересекает весь массив Юксчорра. Важно теперь обезопасить будущее строи­ тельство от лавин. Прежде всего понять, как они воз­ никают. Когда склон становится опасным? И потом ду­ мать, что делать. Списаться с Ферсманом или съездить к нему: наверное, что-нибудь посоветует.» (с. 112). Пересказывать далее нюансы сюжета, старатель­ но выписанные характеры и сложно закрученные лич­ ные отношения героев - дело безнадёжное и небла­ годарное. Прочтите роман сами, узнайте прототипов главных героев. Жителям Хибинского края, любите­ лям истории его освоения это должно быть интересно. Скажу одно: «Это наша тема и нашписатель». Войтеховский Ю.Л., д.г.-м.н., проф., Апатиты ШКОЛА НАУЧНОГО СТИЛЯ (ФЕРСМАН И СОВРЕМЕННАЯ МИНЕРАЛОГИЯ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ) SCHOOL OF SCIENTIFIC STYLE (FERSMAN AND CONTEMPORARY MINERALOGY IN LIGHT OF PHILOLOGY) Dr.Sci. (Philology) Т.B. Ilyinskaya draws The Tietta readers' attention to the clear style o f Acad. A.E. Fersman's scientific writing. He sets forth his ideas "clearly, briefly, soundly and at the same time in a fine and recognizable manner". Acad. A.E. Fersman's writings reflect his thoughts, but not the language expressing them. The phrases are short, following each other logically and naturally. This language is a good pattern to master at the dawn of one's scientific life. го занимающегося наукой создавать собственные тексты ставит вопрос об ориентирах в языке и сти­ ле научного изложения. И здесь уместно вспом­ нить Ферсмана - уже не как автора «Заниматель­ ной минералогии» и других научно-популярных книг, высоко оцененных филологами. Чисто науч­ ные труды Ферсмана свидетельствуют о нём как о прекрасном мастере научной прозы, владеющем искусством писать ясно, кратко, веско, в то же вре­ мя изящно и узнаваемо. А узнаваемость - при­ знак стиля. Поэтому язык научных работ Ферсмана мо­ жет быть противоядием от сегодняшнего маловра­ зумительного канцелярита - так К.И. Чуковский назвал болезнь русского языка, изуродованного бюрократической стихией. Сегодня отечествен­ ная наука переживает сложный момент: вместе с накоплением научных знаний мы утрачиваем язык, способность выразить содержание лаконич­ но, ясно, точно, просто. Обратившись к современ­ ным минералогическим трудам, легко убедимся в Акад. А.Е. Ферсман. Acad. A.E. Fersman. Чарльз Дарвин говорил, что особая слож­ ность положения учёного в том, что он должен быть ещё и писателем. Необходимость для каждо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz