Тиетта. 2015, N 3 (33).

Творческая галерея / Art gallery Л ' М изучения. Это явление разнородное, пёстрое, но имеющее платформу, позволяющую говорить о нём как о цельном художественном явлении, об­ ладающем эволюцией и тенденциями развития. Колобова К.А., Апатиты Автор благодарит научного сотрудника Цен­ тра гуманитарных проблем Кольского НЦ РАН Е.Я. Пацию за помощь при написании статьи, а также И.С. Красоткина за ценные замечания. ТРИ СЕВЕРНЫХ СУДЬБЫ THREE NORTHERN DESTINIES The Tietta constant contributor Е.N. Shtal recalls almostforgotten authors with difficult lives, who dedicated their art to the Khibiny and North. The author o f the article uses archive materials and presents his profound personal research. It is our duty to limelight the names to preserve them in history of the Russian literature. Мне посчастливилось быть знакомым с Лиа­ ной Ильиной, автором десятка книг. Её рассказ о своей жизни меня поразил. В прошлом году ис­ полнилось 90 лет со дня её рождения и 40 лет со дня смерти её мужа Анатолия Клещенко, тоже писателя. А в 2015 году - 120 лет со дня рожде­ ния её отца. Что интересно, все они были связаны с Русским Севером. Жили и работали на Севере, писали о нём. Как многих в ХХ веке, их не обошли стороной репрессии. Отец Лев Михайлович Ильин был инженером- путейцем. Родился 1 февраля 1895 г. в Санкт- Петербурге. Окончил Петроградский институт инженеров путей сообщения (1921, впоследствии знаменитый ЛИИЖТ). Был на фронтах I мировой (ранен в декабре 1917, награждён Георгиевским крестом). Служил в Красной Армии (1918-1920). Р або тал на М урм ан ской ж е л е зн о й дороге (1923-1928). Назначен начальником службы пути Мурманской (Октябрьской) ж.д. (с 1929). Вся его жизнь была связана с ЛИИЖТом, где он препо­ давал многие годы, работал над диссертацией (1929-1937, 1958-1961). Был знаком с акад. А.Е. Ферс­ маном. С 1938 по 1954 гг. находился в заключении и ссылке. Арестован 8 января 1938 г. При обыске забрали коллекцию старинных монет, которые он собирал много лет. Обвинялся в том, что вы­ полнял задания агентов польской разведки и был членом право-троцкистской диверсионно­ вредительской организации. Осуждён 14 декабря 1940 г. на 8 лет лишения свободы по ст. 58-7-11 УК РСФСР. Наказание отбывал в КБ-172 в Ленингра­ де, которое занималось разработкой орудийных башен для корабельной артиллерии. Во время Ве­ ликой Отечественной войны КБ был переведён в Пермь. Потом Ильина этапировали в Воркуту. Освобождён 3 мая 1946 г., но остался в Вор­ куте, т.к. отбывшие сроки по 58-й статье не име­ ли права проживать в городах республиканского і .Л Ильин Л.М. 1960-е. Iljin L J^ . 1960s. и краевого значения. Работал на комбинате «Вор­ кутауголь». Постановлением Особого совещания при МГБ СССР от 15 октября 1952 г. Ильину опре­ делена высылка на спецпоселение, которую он от­ бывал в Воркуте. Реабилитирован 13 января 1955 г. Транспортной коллегией Верховного суда СССР по общим делам. Печатал статьи о железной до­ роге и по вопросам вечной мерзлоты в журнале «Железнодорожное дело»: «Пути рационализа­ ции в деле снегоборьбы», «Из практики экскава­ торных работ» и др. Написал статью «Постройка железнодорожной ветви Мурманская магистраль - Хибинские рудники», опубликованную во вто­ ром выпуске сборника «Хибинские апатиты» (1932). В ней подробно описывает маршрут доро­ ги и трудности её строительства. Также отмечает необходимость строительства вокзала: «Учитывая постройку при ст. Вудъявр социалистического города Хибиногорска и необходимость местного пассажирского движения до апатитовых рудни­ ков, запроектировано пассажирское здание пло-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz