Тиетта. 2015, N 3 (33).

Творческая галерея / Art gallery Л ”\1 Серов В. В Белом море. 1894. Холст, масло. Serov V. At White Sea. 1894. Canvas, oil. мидта в Сибирь, но сведений о наличии в его экспедициях художника-летописца нет. Видимо, это объясняется спецификой истории русского изобразительного искусства и художественно­ го образования в России, до петровских реформ отсутствовавшего. Данную роль в экспедициях долгое время играл картограф - специалист, со­ ставлявший карты новых земель. Не будет боль­ шой ошибкой утверждение, что прародителем экспедиционного пейзажа может считаться гео­ графическая карта, составляемая в ходе путеше­ ствия. Действительно, на картах, составляемых по результатам путешествий, зачастую были не толь­ ко географические очертания и названия, но и ху­ дожественное оформление - изображения флоры и фауны, иногда - местных жителей, т.е. детали, «оживлявшие» научный документ, придававшие ему художественность, превращавшие в подобие картины. Таким образом, несмотря на специфику, экс­ педиционный пейзаж - явление, имеющее тради­ ции. Кроме упомянутых топографических карт - зримого результата научных экспедиций, можно вспомнить традицию путевых альбомов и дневни­ ков путешественников, в которых не только запи­ сывали события, но и делали зарисовки. Те и дру­ гие объединяла необходимость зримого результата путешествия, создания «второй памяти», дающей возможность поделиться впечатлениями и с широ­ кой общественностью, и с частными лицами. Многие вопросы, касающиеся причин воз­ никновения экспедиционного пейзажа в России, до сих пор остаются открытыми. Очевидно, его появление тесно связано с реалиями развития русской науки и искусства и указанной необходи­ мостью «зримого результата» путешествия. Мы не можем с точностью указать дату рождения экс­ педиционного пейзажа в России, но имеем воз­ можность привести в качестве примера, вероят­ но, самую первую экспедицию, «оснащённую» художником-летописцем, и потому носящую особый характер в истории отечественной науки и искусства. Речь идёт об экспедициях К.М. Бэра (1792-1846) - учёного с мировым именем, инициа­ тора и организатора первых морских экспедиций по изучению Н. Земли (1837) и Кольского п-ова (1840). Обе экспедиции в качестве художника со­ провождал горный чиновник (гиттенфервальтен) Санкт-Петербургского монетного двора Редер. К сожалению, сведения о нём скудны, неизвестны даже инициалы. Известно лишь, что он был ре­ комендован Бэру не только как художник, но и как «молодой человек, имеющий геогностические (геологические) сведения и готовый ко всяческим лишениям» 1. Подобная характеристика - крат­ кая, но выразительная - вновь отсылает нас к во­ просу о личности экспедиционного художника. Специфика жанра накладывала отпечаток и на его создателя. В русском искусстве XIX в. про­ фессии «экспедиционный художник» не было. Это была, скорее, должность, занимаемая на вре­ мя участия в экспедиции. Пример Редера при­ мечателен тем, что он был рекомендован Бэру не Коровин К. Слева: Ловля рыбы на Мурманском побережье. 1894. Холст, масло. Справа: Мурманский берег. 1894. Холст, масло. Korovin К. Left: Fishing at Murmansk coast. 1894. Canvas, oil. Right: Murmansk coast. 1894. Canvas, oil. 1Художники-участники экспедиций на Крайний Север. СПб., 2008. С. 13.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz