Тиетта. 2015, N 3 (33).

творческая галерея / Art gallery северный э к с п е д и ц и о н н ы й п е й з а ж : и с т о ри я , о с о б е н н о с т и и п ро бл емы р а зви т и я n o r t h e r n ex ped it io n l a n d s c a p e : h istory , pecul iar it ies a n d d e v e l o pm e n t problem s Art critic X.А. Kolobova speaks on artists attendant scientists in their Northern expeditions and created a new genre of the Northern landscape. Reder, V. Serov, К. Korovin, А. Benois, А. Borisov, N. Pinegin and others are among them. Some pictures have been stored in the Archive Musem o f the Centre o f Humanitary Problems KSC RAS. Лето - традиционное время отпусков, путе­ шествий, для научных сотрудников - экспедиций. Потому представляется, что статья об экспедици­ онном пейзаже придётся осенней «Тиетте» впору. Экспедиционный пейзаж - уникальное культур­ ное явление, представляющее собой яркую при­ мету кольского пейзажа. История его ещё до кон­ ца не исследована, не написана, и эта статья вносит небольшую лепту в его изучение. Она рассматри­ вает творчество художников, в разное время побы­ вавших на Крайнем Севере и оставивших его ху­ дожественное воплощение. Каждый заслуживает отдельного исследования, что позволяет надеяться на будущие труды в этой области. дожника стал пейзаж, получивший определение «экспедиционный». Поскольку именно он открыл историю художественного освоения Кольского Заполярья и стал одной из её уникальных особен­ ностей, необходимо внимательное рассмотрение этого жанра. Экспедиционный пейзаж - область, ставя­ щая перед исследователем ряд специальных во­ просов. Один из них - что он собой представляет? На первый взгляд, ответ очевиден - это пейзаж, выполненный в ходе экспедиции. Другие вопро­ сы - каковы цели экспедиционного пейзажа, определяющие его специфику, а также о лично­ сти художника-автора. Само появление экспе- Редер. Деревня Пялица в русской Лапландии. 1837. Литография, акварель. Reder. Pyalitsa village in Russian Lapland. 1837. Litography, water colors. Художественное освоение Крайнего Севера, к которому относится и Мурманское побережье, началось, наряду с научным, в первой половине XIX в. Основополагающую роль в нём сыграли экспедиции Академии наук, в которых, как пра­ вило, участвовал человек, выполняющий роль художника-летописца, фиксировавшего на бу­ маге виды новых, открываемых или изучаемых экспедицией земель. Вполне объяснимо, что основным жанром в работе экспедиционного ху- диционного пейзажа говорит о понимании его необходимости учёным - руководителем экспе­ диции. Таким образом, экспедиционный пей­ заж - область, в которой пересекаются интересы науки и искусства, причём интересы науки явля­ ются приоритетными. Когда и в связи с чем воз­ никает необходимость зримого художественного результата исследования-путешествия? Экспеди­ ционная деятельность в России насчитывает бо­ лее 300 лет, начиная от путешествий Мессерш-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz