Тиетта. 2012, N 4 (22).

IN MEMORIAM БОРИС ЭФРОС IN MEMORIAM BORIS EFROS Dr.Sci. (Philos.) Yu.V . Linnik shares his impressions on the poetry and paintings of geologist B.D. Efros, whose three books were published by the Geological Institute K SC RAS and Kola Branch of the Russian Mineralogical Society. The author notes that along with the obvious talant B.D. Efros was granted with a rare universal view. Представляю читателям «Тиетты» нового автора. Линник Юрий Владимирович, родился в 1944 г. Учился в Литературном институте им. А .М . Горького и Петрозаводском госуниверсите- те. Кандидатская ди ссертация «Объективность красоты в органической природе» защищена в 1970 г., докторская ди ссертация «Эстетика космо ­ са» - в 1988 г. С 1970 г. р аботает в Карельской го­ сударственной педагогической академии. Доктор философских наук, проф ессор. Заслуженный дея­ тель науки РФ. Член С ою за писателей РФ. Гл. р едакт ор Геологический институт КНЦ РАН и Коль­ ское отделение РМО выпустили три книги геолога Б.Д. Эфроса (1932-1994, рис.: портрет работы худ. М.Я. Песина): стихи [Мы ищем то, что не т е р я л и . Апатиты: Изд-во К & М, 2007. 88 с.; Не отстрани проснувшееся ч у в с т в о . Апатиты: Изд-во К & М, 2010. 108 с.] и графику [Фломасты. Апатиты: Изд- во К & М, 2012. 60 с.]. Содеяна добрая и значитель­ ная культурная акция. Геолог и художник, по эт и альпинист: нераздельные и неслиянные, эти ипо­ стаси образую т в личности Б.Д. Эфроса как бы те­ траэдр - одно из платоновых тел. Автор «Тимея» приписывал эту устремлённую ввысь форму эле­ ментам огня. На картине Н.К. Рериха «Зороастр» мы видим: пророк-пиролатр совершает священ­ нодейство над огромным тетраэдром . Читаем в книге «Не отстрани проснувшееся ч у в с т в о .» : Кленовый лист ! Я как огнепоклонник Смотрю - не насмотрюсь в осенний твой пожар. Геолог Б.Д . Эф рос участвовал в открытии крупнейшего месторождения оптического флюо­ рита - его кристаллы, обладающие какой-то со ­ вершенно о собой магической прозрачностью , имеют склонность принимать вид октаэдра, ге- миморфная ф орма которого - тетраэдр. Горение духа у него было ярким и непрерывным. Он любил излучение как таковое, воспевал разные его источ­ ники. И прежде всего Солнце! Быть может, в иных мирах он общ ается с Эхнатоном - унисон их душ мне видится абсолютным . П оэзия первенствует во всех интересах Б.Д. Эфроса. Его изумительные фломасты - авторское название указывают на тех­ нику - всклень полны настоящей поэзией . Вот р а­ боты, посвящённые Солнцу - древние метафоры получают в них новое осмысление: солнце и под­ солнух, первообраз и копия - художник -поэт сде­ лал их равномощными в силе сияния (с. 8); а это одуванчик - в картине мира Б.Д . Эфроса он занял место Солнца, и мы не сразу заметили ош еломи ­ тельную подмену (с. 33); а это скарабей , обретший невероятный масш таб, теперь он катит не геоме­ трически идеальный навозный шарик - между его лапками мы видим настоящее Солнце (с. 14, рис.). Земной био с у Б.Д . Эфроса мифологизируется и космизируется. Художник был носителем вселен­ ского сознания. А в т о р п о с л е с л о в и я к « Ф л о м а с т а м » Н.Я. Меньшикова прозорливо отметила созвучье работ Б.Д. Эфроса с творчеством «Амаравеллы». Он вполне мог бы стать членом этой удивительной группы, впервые сделавшей космос объектом ин­ туитивного проникновения и эстетического освое­ ния. В.В. Набоков писал о метаморфозе одуван­ чика: золотое Солнце превратилось в серебряную Луну. Одуй-плешь: это следующая фаза превра­ щения. Глядите: семянка одуванчика парит сре­ ди астероидов (с. 41, рис.)! Художника вдохновил С. Аррениус? Так он представил себе панспермию? Многие работы Б.Д. Эфроса написаны с необычной, загадочной для нас точки зрения. Каким способом она так высоко поднята над горизонтом? Будто ху­ дожник расположился с альбомом среди кучевых облаков! Или уподобился легендарному Анжело д'Арриго, ведущему свой дельтаплан вровень с пе­ релётными стаями! А вот ещё одна возможность, 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz