Тиетта. 2010, N 3 (13).

83 рий Агафонов (рис., 1941-1984). Красивый вырази­ тельный голос, задушевная манера исполнения - услышав хотя бы раз, забыть его невозможно. Артист родился и вырос в Ленинграде в большой коммунальной квартире на Моховой улице (фото автора). Выжил в блокаду, окон­ чил ремесленное училище, работал на заводе, учился в вечерней школе. Стремление к музы­ ке, поэзии, искусству определило его сложный творческий путь. Самостоятельно освоил и до­ вёл до совершенства игру на гитаре: собственный вдохновенный аккомпанемент - неотъемлемая черта его искусства. Был вольным слушателем в Академии художеств в мастерской народного ху­ дожника СССР проф. А.А. Мыльникова и в Теа­ тральном институте (где одновременно трудил­ ся рабочим сцены) в классе народного артиста СССР проф. В.В. Меркурьева. Но всё-таки побе­ дила музыка. Богатейшие природные данные, требовательное отношение к себе, огромный труд сделали своё дело. Не имея за плечами ни музыкальной школы, ни консерватории, В. Агафонов стал высоким профессионалом. Его захватила и понесла по жизни стихия русского романса. tна, ( I /1 Он пел в ленинградских ресторанах «Асто- рия» и «Восток» в цыганском ансамбле, был со­ листом Алтайской филармонии в Барнауле и Ленконцерта, актёром Вильнюсского русского драматического театра, снимался в кинофиль­ мах. Репертуар Агафонова богат и разнообразен. Здесь и классические романсы («Гори, гори, моя звезда», «Хризантемы», «Пара гнедых» и др.), ро­ мансы А. Вертинского, цыганские таборные пес­ ни, современная стилизация эпохи белой эмигра­ ции. Среди авторов слов: А. Пушкин, И. Тургенев, A. Фет, С. Есенин, Н. Гумилёв, современники - они же и авторы мелодий - Ю. Борисов, Ф. Фихман, Ю. Григорьев. Музыку к некоторым песням и романсам сочинил сам певец. Его отличала под­ линная жажда творчества. В. Агафонов часто вы­ ступал в среде ленинградской богемы: в квартирах артистов, мастерских художников, неформальных клубах любителей песен и романсов. Чарующее пение под гитарные аккорды слушали и вспоми­ нали (спустя 20 лет!) с неизменным душевным тре­ петом. Искусство В. Агафонова сродни тому, что испытал и прекрасно описал И.С. Тургенев в своём знаменитом рассказе «Певцы» из «Записок охотника»: «В нём была и не­ поддельная глубокая страсть, и молодость, и сила , и какая - то у в л е к а т е л ь н о ­ беспечная грустная скорбь. Русская, прав­ дивая, горячая душа звучала и дышала в нём, и так и хватала вас за сердце.». Тяжёлая болезнь оборвала жизнь певца на творческом взлёте: состоялись первые студийные записи, фирмой «Мелодия» готовились к выпуску грампластинки, шла работа над новым циклом романсов. После смерти пришла, но со временем угасла широкая известность. На ленинградском и всесоюзном радио состоялась целая серия пере­ дач «Песни сердца». Вышло шесть грампласти­ нок, мне удалось приобрести все. К сожалению, только первые две были записаны в студии с вы­ соким качеством. Остальные родились на осно­ ве рядовых магнитофонных записей. Большую роль в этом благородном деле сыграл М. Кры- жановский - руководитель клуба песни «Восток» в Ленинграде. Ушла жизнь, а голос остался, и осталась память. Выдающаяся оценка творчества B. Агафонова прозвучала несколько лет назад из уст О. Погудина и Е. Дятлова в одной из передач цик­ ла «Романтика романса» на телеканале «Культу­ ра» (привожу по памяти): «По молодости лет нам удалось слушать Агафонова только в запи си . Но его творчество для нас - путеводная звезда, к кото­ рой всегда будешь стремиться, «романтика роман-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz