Тиетта. 2010, N 3 (13).

35 са с помощью зубчатых колёс. Но хозяева немец­ ких типографий не поддержали изобретателя. В 1806 г. он перебрался в Лондон, где в 1807 г. три типографии дали деньги. В 1810 г. с помощью ма­ гистра математики А. Бауэра он собрал станок, который производил до 400 оттисков в час. Но и этого было мало. Основная проблема состояла в намазывании готового набора краской. Сначала Кёниг ускорил эту операцию тем, что краска на­ носилась валиком. Затем родилась догадка сде­ лать цилиндрическим сам пресс. В этом и состоит главная находка. Машина Кёнига была шедевром инженерной мысли и заинтересовала владельцев крупных газет. Уже через 4 года он собрал для «Таймс» две машины, печатавшие со скоростью 1000 оттисков в час. Затем Кёниг собрал станок, печатавший сразу с двух сторон листа. Заказы по­ сыпались с разных стран. Разбогатев, счастливый изобретатель вернулся в Германию и основал в Вюрцбурге первый завод по производству типо­ графских машин [Люди летают. Май 2010. С. 33]. На Международной научно-практической конференции «Инновации как фактор устой­ чивого развития Арктики» в г. Салехарде 24-27 ноября 2010 г. один из докладчиков предло­ жил использовать в условиях бездорожья Ямало­ Ненецкой тундры ... дирижабли! Казалось бы - прошлый век, тупиковая ветвь развития. Но подождите с шутками. Эту же идею настойчиво реализует компания SkyLifter. Проектируемый аппарат имеет титанические размеры: диаметр аэростата 150 м, толщина диска в центре 40 м, оби­ таемая капсула в поперечнике 15 м, общая высота с подвеской 150 м. Авторы потратили несколько лет, чтобы прийти к оптимальной форме, кото­ рую мы давно называем «летающей тарелкой». При этом капсула со всеми системами обеспече­ ния, топливом и экипажем подвешена снизу на приличном расстоянии, что обеспечивает маши­ не выгодное расположение центра тяжести. Про­ должительность рейса без дозаправки - не менее суток, возможно, даже несколько дней. Запас хода 2000 км, круизная скорость 45 узлов (83 км/ч), гру­ зоподъёмность - 150 т! Дисковая форма должна избавить дирижабль от необходимости разво­ рачиваться при манёврах и сделает его безраз­ личным к боковому ветру с любого направления. Капсула экипажа - из алюминия и композитных материалов, стропы - из синтетического волокна. Для обеспечения тяги и высокой маневренности авторы решили применить циклоидальный дви­ житель Шнейдера, применяемый на водных су­ дах. В нём лопасти закреплены на диске, по мере вращения каждая циклически меняет угол атаки. Три системы Шнейдера должны обеспечить мгно- венное изменение вектора тяги по горизонтали и вертикали. Австралийский дирижабль должен взлетать в любом месте. Пришвартованный без ангара, должен выдерживать ураганные порывы ветра до 150 км/ч. Авторы уверяют, что их аппарат обеспечит доставку грузов «от двери до двери» без лишних перевалок и с низкой себестоимостью. Так увидим мы дирижабли над арктическим без­ дорожьем или нет? [Люди летают. Ноябрь 2010. С. 28-29]. Ю.Л. Войтеховский, д.г.-м.н., проф. Т.А. Багринцева, нач. общего отдела

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz