Тиетта. 2010, N 2 (12).

32 Олимпит. Olympite. Na 3 PO4. натриевых тетраэдра в одну ленту не помести­ лись, и пришлось пожертвовать одним из них. Лента потеряла симметричность и стала криво­ бокой. Возникли и другие трудности: кривобо­ кие ленты P-2Li-P-Na-P-2Li-P-Na... никак не удавалось объединить в слой. Пришлось исполь­ зовать вставки Na-P-Na, в которых натрий ка­ призничал и никак не желал влезать в тетраэдр, с трудом уговорили его на 5-вершинник. В резуль­ тате ленты раздвинулись ещё больше. Слой (и, конечно же, каркас) получился не таким компакт­ ным, как в налипоите, тем более в литиофосфате. В нём оказалось много дыр, которые пришлось затыкать опять же натрием (ничего ведь больше нет). А натрий уже не стеснялся и требовал 6- и 7-вершинные помещения. В результате дом раз­ росся и стал в пять раз больше, чем у литиофос- фата и налипоита. Но олимпит остался довольным: какая- никакая, но всё же ленточка есть, не то что в этом синтетическом Na3PO4. Судите сами, что мож­ но построить вообще без лития. Конечно, на­ трий заместил оба лития в ленте, но какой це­ ной: фосфорный тетраэдр сильно развернулся, а Na-тетраэдры обособились друг от друга, при­ чем один из них так сплющился, что стал похож на плоский квадрат. Да и от самой ленты остался только модуль P-2Na-P. Модули кое-как стянули в подобие ленты P -2N a -P -N a -P -2N a -P -N a . с по­ мощью Na-октаэдров, которые тут же сцепились по ребру. От дополнительной цепочки остались только одиночные Р-тетраэдры, благодаря кото­ рым удалось кое-как объединить ленты в слой. Но каркас получился настолько дырявым, что его пришлось буквально нафаршировать разнокали­ берными полиэдрами натрия, слеплёнными друг с другом как попало - и вершинами, и рёбрами, и даже гранями. Среди этого хаоса ленты совсем за­ терялись. Поразмыслив, олимпит решил, что ему всё же повезло: его дом самый большой и ориги­ нальный и вполне оправдывает своё громкое имя. Эпилог. Мы все такие разные и не всегда на­ ходим общий язык. Гадолиниты, рошериты, бе­ риллы, олимпиты и многие-многие другие жи­ тели минерального мира смогли воспользоваться различиями на благо всех и каждого в отдельно­ сти. А не взять ли и нам с них пример? Давайте попробуем! Р.К. Расцветаева, д.г.-м.н. Фото с сайта: http://www.missouristate.edu

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz