Советская Арктика. 1935, № 3.

16 Кроме того, неиспользование отходов значительно удорожает себестоимость экс­ портной пилопродукции. Имеющиеся в Игарке мастерские строй- деталей, столярные мастерские какого-либо существенного влияния на сокращение запа­ сов отходов оказать, конечно, не могут. С постройкой нового 4-рамного завода ежегодные отходы почти удвоятся, и к 1938 г. их накопится в общей сложности до 300 тыс. кубометров. Такое скопление отходов будет уже прямо угрожать нормальной ра-' боте игарской лесной промышленности. Таким образом, одной из важнейших проблем, стоящих перед Игаркой, является проблема использования отходов. Разрешение этой проблемы может пойти следующими путями. Во-первых, необходимо дальнейшее раз­ вертывание предприятий по производству мебели, стройдеталей и т. д. Растущий го­ род будет потреблять эту продукцию в до­ вольно значительных размерах. Частично от­ ходы должны перерабатываться на экспорт и в больших размерах, чем сейчас. Во-вторых, целесообразно проработать вопрос о строительстве в Игарке заво­ дов гидролиза древесины и пластмасс. Гидролизный завод мощностью на 10— 12 млн. литров спирта потребует ежегодно около 1 30-1 50 тыс. куб. метров отходов. Возможны сомнения насчет использования продукции завода—спирта. Но прежде всего спирт является достаточно транспортабель­ ным продуктом, и перевозка 10 тыс. тонн даже в направлении Красноярска не является сложной проблемой. Во-вторых, значитель­ ная часть древесного спирта может быть использована на Севере взамен завозимого жидкого топлива, в частности бензина. Учи­ тывая, что получение сырья для гидролиз­ ного завода не будет связано с большими затратами,—мы можем в Игарке получить спирт при относительно низкой себестои­ мости. Не менее эффективным мероприятием представляется и строительство завода пластмасс, транспортабельность которых позволяет проектировать предприятие боль­ ших масштабов. В-третьих, целесообразно проработать вопрос об организации производства кор­ мового сахара из отходов древесины (уже освоено в Европе и Америке), что создало бы прочную базу для развития свиновод­ ства в Игарском районе и на Крайнем севере в целом. Перспективы развития Игарки лежат по линии развертывания экспортного лесопиления и эффективного использо­ вания отходов. II С освоением Северного морского пути богатства Крайнего севера Сибири нашли Советская Арктика ■1935 ■ Л» 3 себе выход не только на внутренние, но и на иностранные рынки. Применение ледо­ кольного флота, работа полярной авиации, в рядах которой работали такие летчики, как Молоков, Алексеев, Липп и др., привели к тому, что в настоящее время путь из Енисея через Карское море является путем нормальной коммерческой связи с портами Англии, Данин, Голландии, Швеции, Норве­ гии. Суда Карской экспедиции, правда, захо­ дили в Енисей через его устья и до по­ стройки Игарки. Но после организации в Игарке порта и строительства трех лесо­ заводов операции енисейской части Карской экспедиции намного увеличились. Если в 1924— 1929 гг. количество заходивших в Енисей морских судов исчислялось не­ многими единицами, т о в 1931 г. в Игарский порт зашло 12 морских судов, 1932 г. — 25, 1933 г. — 25 и 1934 г . — 23 судна. Некото­ рое снижение в 1934 г. объясняется взятым курсом на вывоз лесоматериалов более крупными лесовозами. Морской грузооборот Игарского порта с каждым годом растет, составив в 1930 г.— 32 тыс. тонн, а в 1934 г .— 100 тыс. тонн. Количество завозимых в Игарку морскими судами грузов сравнительно невелико, коле­ блясь от 4 до 7 тыс. тонн за навигацию. В основном грузооборот растет за счет вы­ воза из Игарского порта экспортной пило­ продукции, выработанной как на игарских заводах, так и на других енисейских заво­ дах: Красноярской группы, Маклаковском и Енисейском заводах. В 1924 г. енисейской частью Карской экспедиции было вывезено 757 стандартов пиломатериалов (Красноярской группы лесо­ заводов), в 1930 г., когда впервые заграницу было отгружено 2053 стандарта выработки игарских заводов, — вывоз составил 12 360 стандартов. В 1931 г. было вывезено уже 13 405 стандартов, 1932 г. — 26 526, 1933 г.— 31 847 и, наконец, 1934 г. — ,'-3 539 стандар­ тов. В настоящее время игарский лесоэкс­ порт в общем енисейском лесоэкспорте занимает 66,9%. В 1931 г. первые морские суда прибыли в Игарку 8 августа, последнее судно поки­ нуло Игарку 3 октября, т. е. морские суда провели в Игарке 56 дней. В 1934 г., благо­ даря лучшей организации труда, план по­ грузочных операций Карской экспедиции был перевыполнен. Меньшим числом груз­ чиков погружено большее количество стандартов, вся погрузка была закончена в 50 дней, и последний лесовоз отошел от Игарки 26 сентября. До сих пор все же велики простои судов в Игарском порту. Основная причина про­ стоев—ожидание причальной линии. Лесо­ продукция Енисейского, Маклаковского заводов обычно перегружается на морское сѵдно с барж непосредственно на рейде, игарская же лесопродукция—с причалог.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz