Север и рынок. 2019, № 1.

в рублях, что крайне выгодно для иностранных перевозчиков, да и для всех «нерублевых» компаний, которые могут воспользоваться СМП для перевозки грузов. На основе проведенного исследования можно говорить о необходимости приращения государственного невозвратного инвестиционного потока, направленного на формирование инфраструктуры перевозок через СМП. Невозвратность обусловлена необходимостью снижения тарифов на услуги ледокольного флота. В итоге сформированная инфраструктура позволит в долгосрочной перспективе снизить себестоимость перевозок, что, в свою очередь, позволит сохранить низкий уровень тарифов. В заключение надо отметить, что СМП— это маршрут с большим потенциалом, но реализация проектов по его развитию может сопровождаться множеством проблем и барьеров и требовать привлечения очень больших инвестиций. По мнению авторов, при развитии Северного морского пути как элемента системы международных транспортных коридоров необходимо не только учитывать влияние выделенных факторов на объем грузоперевозок (количественный анализ), но и наличие реализуемых проектов по развитию инфраструктуры вдоль маршрута следования судов (качественный анализ). Научная новизна данного исследования заключается в сформированной регрессионной модели, которая наглядно продемонстрировала значимость факторов технико-экономического характера. Полученные результаты могут быть использованы для целей прогнозирования индикаторов развития СМП, а также для определения векторов государственного и негосударственного инвестирования. Ограничение Разработанная модель не в полной мере содержит все возможные влияния факторов, т. е. нельзя утверждать, что нет каких-либо других факторов, которые влияют на развитие СМП, но по статистике они не были определены как значимые. Литература 1. Арктика. Экономика и технология: науч. и информ.-аналит. журн. URL: http://arctica- ac.ru/newstext/54/ (дата обращения: 01.02.2019). 2. Информационное агентство Арктик-инфо. URL: http://www.arctic-info.ru/ (дата обращения 20.01.2019). 3. Лукин Ю. Ф. Северный морской путь: возможности и угрозы // Вестник МГТУ. 2015. Т. 18, № 3. С . 467-475. 4. Киккас К. Н. Международные транспортные коридоры и Арктика // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6, № 3. С. 178-184. 5. Скрипнюк Д. Ф. Северный морской путь в системе международных транспортных коридоров // Арктика: история и современность: тр. междунар. науч. конф. 2016. С. 509-520. 6. Сценарный прогноз развития Северного морского пути / Н. И. Комков [и др.] // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2 (155). 7. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / науч. ред. д. э. н., проф. В. С. Селин, д. э. н., проф. С. Ю. Козьменко. Апатиты: КНЦ РАН, 2015. 8. Ерохин В. Л. Северный морской путь и арктические транспортные коридоры: проблемы использования и прогнозы коммерциализации грузоперевозок // Маркетинг и логистика. 2017. №. 6. С. 14. 9. Ragner C. Northern Sea Route cargo flows and infrastructure — present state and future potential / Fridtjof Nansen Institute, Norway. Lysaker, 2000. P. 1-10. 10. Stephenson S. R., Brigham L. W., Smith L. C. Marine accessibility along Russia's Northern Sea route // Polar Geography. 2014. Vol. 37 (2), no. 23. P. 111-133. 11. Красулина О. Ю. Проблемы социально-экономического развития арктических территорий // Иннов: электрон. науч. журн. 2016. № 3 (28). URL: http://www.innov.ru/science/economy/problemy- sotsialno-ekonomicheskogo/ (дата обращения 20.01.2019). 12. Ченских Н. А. Транспортные пути Арктики: подходы России и США // Азимут научных исследований: экономика и управление. М., 2015. С. 87-91. 13. Брызгалов Р. А. Северный морской путь: состояние и перспективы развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. № 5. С. 103-106. 14. Куватов В. И., Козьмовский Д. В., Шаталова Н. В. Потенциал Северного морского пути Арктической зоны России. Факторы и стратегия развития // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 6. С. 1-16. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz