Север и рынок. 2019, № 1.

Рис. 2. Динамика изменения Y и его предсказанных значений Выводы В результате построения эконометрической модели было определено, что на объем грузоперевозок через СМП больше всего воздействуют переменные из группы «Факторы, влияющие на эффективность грузоперевозок»: 1) средний тариф на услуги ледокольного флота, долл. за 1 т; 2) количество российских ледоколов в эксплуатации, ед.; 3) минимальная площадь ледяного покрова в Арктике, млн км2; 4) среднегодовая цена на нефть марки Brent, долл. за 1 барр. Если эти факторы рассматриваются именно как факторы, влияющие на эффективность грузоперевозок, то их действие логически объяснимо, за исключением одного: без ледоколов проход судов через СМП невозможен действующим законодательством, а чем больше ледоколов, тем больше судов может воспользоваться транспортной магистралью. Неудивительно, что данный фактор является самым значимым. Лед — главное препятствие СМП, которое сильно сказывается на привлекательности маршрута со стороны перевозчиков. В период навигации ледяной покров Арктики немного отступает, что позволяет сэкономить на ледокольной проводке судов, именно поэтому объем грузоперевозок через СМП увеличивается. Уменьшение среднего тарифа на услуги ледокольного флота само собой повышает привлекательность магистрали. Перевозчики всегда ищут более экономически выгодный вариант доставки. А вот фактор «Среднегодовая цена на нефть марки Brent» в данной модели нельзя отнести к факторам, влияющим на эффективность перевозок, так как в противном случае, перевозчики из-за падения цен на топливо предпочтут другим маршрутам проблематичный СМП, что, естественно, невозможно. Именно поэтому данный показатель будет относиться к иным группам факторов. Данную связь можно объяснить сильной зависимостью российской экономики от цен на нефть. Падение цен на нефть сказывается на финансировании развития СМП со стороны государства, следовательно, замедляется строительство ледоколов, не развивается портовая инфраструктура, не улучшается качество жизни жителей Арктической зоны и т. д. Но необходимо отметить, данный фактор является самым незначимым в модели. За последние три года произошел серьезный скачок объемов грузоперевозок через СМП. Это можно объяснить падением курса рубля, которое повлекло за собой уменьшение среднего тарифа на услуги ледокольного флота. Дело в том, что вся плата за ледокольную проводку осуществляется 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz