Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.

заочной школе моряков, заканчивает девятый идет по избранной дороге молодой рыбак Ва- Фого Б. Щукина. НА ОБЩ ЕЙ РАДИОВОЛН Е Заведующая лабораторией плавбазы «Профессор Баранов» комсомолка Татьяна Шилкинене не только хорошая труженица, но и активная общественница. Она пропагандист школы комму­ нистического труда. Экипаж нашего судна взял социалистическое обязательст­ во: к своему празднику- — Дню рыбака — выполнить план оп­ ределяющего года пятилетки по выпуску готовой продукции. Взятое обязательство выполне­ но с честыо. Задание последнего рейса — закончился он в начале этого месяца — диктовало из­ готовить 4200 тонн заморо­ женной продукции. Изготовле­ но — 5400 тонн. В 1971 году экипажу было дано почетное право имено­ ваться комсомольско-молодеж­ ным. И сейчас, выполняя на­ пряженные трудовые задания пятилетки, комсомольцы и мо­ лодежь активно участвуют во всех производственных и обще­ ственных делах, подтверждая и оправдывая эту высокую честь. Помню, когда я два года на­ зад впервые пришел в коллек­ тив, в комсомольской органи­ зации было 24 человека. Сей­ час она выросла, в ней 38 мо- На снимке рыбак, комсомолец Василий Попов. До того, как был призван в армию, Василии работал на Балтике, ходил на судах портового флота. Служил здесь, на Кольском полуострове, а после демобили­ зации решил не расставаться с этим краем, пришел работать в «Мурмансельдь». Дела у молодого моряка шли хорошо, росло профессиональ­ ное мастерство и умение. Сейчас Василий •— матрос первого класса, ходит на среднем рыболовном траулере «Ф. Ефремов». 11 в море и ка берегу на него можно положиться полностью. Он учится класс. Уверенно силий Попов. р.здов. Кстати, в последнем рейсе вступили в наши ряды два наших товарища: матрос первого класса Валерий Вол­ ков и второй штурман Василий Киселев. Моряки стараются не рас­ ставаться с коллективом, со своим судном. Вот и сейчас, перед очередным рейсом, мно­ гие, возвращаясь из отпусков, берут личные требования и приходят в экипаж. В первые дни прошедшего рейса на комсомольском собра­ нии избрали штаб «Комсомоль­ ского прожектора» и наметили план действий. Работу «КП» бь)ло поручено возглавить чет­ вертому механику Василию Айцевичу. Кроме него, в руко­ водящее звено прожектори­ стов вошли комсомольцы мат­ рос с рыбофабрики Дмитрий Зарипов ■ и пекарь Людмила Кучина. В намеченную . про­ грамму входили следующие вопросы: проверка качества ры­ бы-сырца, идущей на производ­ ство готовой продукции: рейд с лроверкрй качества нищи для личного состава; проверка ра­ ционального комплексного ис­ пользования сырья при выра­ ботке пищевой и технической продукции. Решено было пе­ риодически проводить контроль правильной укладки готовой продукции, Кроме штаба «Комсомоль­ ского прожектора» на палубе, фабрике, в машинном отделе­ нии работали комсомольские посты, руководимые Михаилом Цыбой, матросом Павлом Чер- нялевским, третьим механиком Игорем Сахаровым. Комсо­ мольский пост являлся повсе­ дневным оперативным боевым органом в нашей работе, недо­ статки из-под контроля не уходили. Дружно и очень организован­ но прошел у нас 14 июля ком­ сомольский субботник. Зарабо­ танные средства были пере­ числены в адрес крупнейшей современной стройки — Банка-, ло'-Амудекой магистрали. Оч'ень оживленный, обмен' мнениями возник после про­ смотра кинофильма «Освобож­ дение». Живые, непринужден­ ные дискуссии, в которых ред­ ко кто оставался спокоен и не желал бы высказать свою точ­ ку зрения, прошли после про­ чтения книги «Как себя вести в обществе». В обоих случаях, а в последнем особенно, полу­ чился интересный, несомненно, полезный разговор. 33 моряка нашего коллекти­ ва занимались в заочной шко­ ле. 15 из них — комсомоль­ цы. Ответственным за учебу был избран Игорь Сахаров. Регулярно на заседаниях ком­ сомольского бюро заслушива­ лись отчеты моряков. Кстати, сам Игорь преподавал и прини­ мал зачеты по черчению. Чет­ вертый штурман, комсомолец Геннадий Гус вел астрономию, тралмейстер Владимир Поро- хов — химию и биологию. Кро­ ме занятий по программам об­ щеобразовательной школы, шла политучеба комсомольцев и молодежи. Показателем в работе экипа­ жа может быть такой факт: на всю продукцию, изготовленную в рейсе, не поступило ни одной рекламации. В трудовом аван­ гарде коллектива уверенным шагом шли и молодые моряки, комсомольцы. 19 членов ВЛКСМ подтвердили в рейсе звание ударника коммунистиче­ ского труда, и стольким же, молодым морякам была объяв лена благодарность за работу в рейсе. Фамилии и фотографии комсомольцев матроса Анато­ лия Адамени. моториста Вя­ чеслава Мозоля, матроса Ни­ колая Цяпко и других наших товарищей по праву нашли свое место на судовой Доске г!очета. Ум?ли работать — умели и отдыхать. Задались ребята целью: создать свою художест­ венную самодеятельность. Ду­ шой этого дела стал комсомол лец Юрий Веселовский, еле-*, сарь. Сам с хорошими ,арти>; стнческими данными — игра­ ет на музыкальных инструмен­ тах, поет — он сумел зажечь' товарищей своим творческим огоньком. Ребята монтировали электрогитары, вахты и под- вахты шли своим чередом, л после них были репетиции, -от­ работки концертных номеров!- Таланты нашлись, ими, как оказалось, коллектив не. б§деп|' С интересными номерами вьй ступили официантка Валентин на Рослякова, Людмила Кучи'. на, Алексей Михайленко. Про­ никновенно читал свои стихи матрос ТВалерий Мороз, и они* что называется, дошли до слу­ шателей. Концерт длился два' с половиной часа, и можно сме­ ло сказать: скучающих не бы­ ло. Нам очень приятно, что мес­ том очередного слета молодых;' рыбаков будет наш Мурманск»^ На днях мы снова уйдем в мо<* ре. И все-таки в той теплоте, с которой будут встречены гости нашего города, несомненно, бу'-j дет частица теплоты и радушия нашего комсомольско-молодеж­ ного экипажа. Потому что уча­ стники слета — коллеги! Мо­ ряки! И несмотрр на расстоя­ ние, мы найдем нашу общую радиоволну! Е. АБРАМОВ, рефрижера­ торный механик, секретарь комсомольской организации ППР «Навигатор». ИДТИ ВПЕРЕД ...Опять волна крутая налетает Рыбацкой нашей славной И палубу заковывает в 'лед. Но молодежь назад не отступает — Идет за коммунистами вперед. молодежи Любое депо будет по плечу. Идти вперед, успехи к море множа, Учиться жить всегда по Ильичу. Хорошее настроение у слеся* ря траулера «брион» комсомоль­ ца Владимира Титова. Еще бы! Отлично работает экипаж, а сам он ударник коммунистического труда, член судового комитета. не. выдерживает купания в та­ кой воде более тридцати минут. А еще труднее зимой, когда накрывает шальная волна и, сбегая, оставляет после себя ледяную кромку, ледяные мач­ ты, обмерзший фальшборт — и так же, как летом, нужно под­ нимать из воды сети с сельдью, в основном вручную, на ледя­ ном ветру, трясти их также ир^ную , обрабатывать сельдь, солить ее, укладывать аккурат­ но в бочку, перебирая каждую рыбку и тоже все вручную. Очень нелегок труд рыбака. Вдали от дома. Долгие рейсы на тесном маленьком судне при постоянной качке, ежеднев­ ной, ежечасной. Чтобы все это одолеть, кол­ лектив должен быть согрет большой дружбой, единым тру­ довым порывом. Нам это удалось. Коллектив «Орочена» был таким, жил единым стремлением. Только с таким коллективом можно было сделать то, чего мы до­ стигли. Широки морские дороги бывших «ороченцев». Штур­ ман Ивап Иванович Чернышов, ныне капитан дальнего плава­ ния, главный капитан объеди­ нения «Атлантика» в Севасто­ поле. Никифор Григорьевич Белко — дрифмейстер .«Оро­ чена» — капитан «Мурман- сельди», кавалер двух орденов Ленина. Миша Сломкин — его помощник — тралмейстер «Мурмансельди». Павел Сте- боцман «Орочена» — ка­ питан «Мурмансельди». Штур­ ман Бикмулин, также капитан «Мурмансельди», Борис Зло­ бин, начальник судовой радио­ станции объединения «Атлан­ тика». Мы редко, очень редко ви­ димся. Морякам сложно со­ браться вместе, но это ничего не меняет. Память жива! Па­ мять необходима человеку, чтобы идти вперед, чтобы оста­ ваться самим собой. Коллектив «Орочена» сло­ жился довольно быстро, как- то с первых рейсов ушла, от­ сеялась шелуха, остались зо­ лотые зерна. И все годы почти не было текучести. Родионов — бессменный сек­ ретарь судовой парторганиза­ ции, тогда тридцатитрехлетний, и Карзин сорока с лишним лет — наши «старички», Ефимов Петр, Николай Кузнецов, Иван Савичев, Петр Кустов, Михаил Сломкин, Никифор Григорье­ вич Белко, Бикмулин и Чер­ нышов, Константинов, Николай Илюнов и механик Александр Зайков, радист Виктор Друц- кий, Нечаев, Остапенко и стар­ ший механик Ларионов. Кто из них был лучше? Кто сделал меньше? Кто больше? Мы были едины, каждый отдавал все, что мог, каждый жил жизнью всего экипажа. Поддерживая друг друга, мы упорно, но вдохновенно труди­ лись, учились и вместе росли. Миша Сломкин — добро­ душный силач, демобилизован­ ный солдат, помор. Когда втро­ ем было не по силам трясти сеть, а четвертому негде было встать, Миша отодвигал всех плечом и тряс за четверых, пя­ терых один. Его руки привык­ ли к труду с детства и не уме­ ли спокойно лежать на коле­ нях. На переходах он чинил сети, проверял промвооруженне, ин­ вентарь и... балагурил, добро­ душно и просто. Его любили все. Старпом Владимир . Бикму­ лин. Пришел с Северного фло­ та, активный, азартный, ини­ циативный, веселый и ловкий. Он замечательно плясал и так же замечательно и азартно ра­ ботал. Смеялся заразительно. Был верным товарищем, вспыльчивым и быстрым в суждениях. Его уважали и слу­ шались беспрекословно. Старший механик Ларионов. Рыбаки, особенно молодые, подчас недооценивают значе­ ние механико-судовой службы. Рыбак, ловит ли Он маленько­ го ершика в ручье в воскресе­ нье или многие центнеры рыбы с большой глубины в Океане, не может не быть азартен. Я тогда был очень молод и страшно азартен. Поиск сель­ ди, организация ее облова, ее сохранение на судне казались мне главным в морском труде. Переубедить меня было трудно. Спокойный и рассуди­ тельный Ларионов медленно и убежденно доказал, что все мои «морские понятия» ниче­ го не стоят, если нет четко на­ лаженной судовой службы. Ме­ ханизмы должны работать как часы. Это и только это гаран­ тирует безаварийное плавание, а следовательно, безопасность и нужные условия для всего экипажа. Он ушел с судна после 1953 года по болезни. Нам было грустно расставаться. Очень уж много было пережито и пройдено вместе. Если на бере­ гу люди измеряют дружбу и сроки ее количеством вместе съеденной соли, то какой ме­ рой можно мерить морскую дружбу? Милями? Штормовы­ ми ветрами? А может быть, минутами шквала?! Витя Константинов. Он при­ шел к нам юнгой на практику, после окончания учебы вернул­ ся к нам совсем. Тихий подро­ сток, он прекрасно готовил И любил накормить всех, как сер­ добольная мать кормит своих детей. Просто жаль было из поваров переводить его в штур­ мана. Но штурманом он был таким же добросовестным. Он был общим любимцем. Петр Ефимов — спокойный и очень рассудительный, стар­ ше многих на судне, он был непримирим к лодырям или бракоделам. На самые ответ­ ственные участки всегда стави­ ли Петра, и без понуканий и обсуждений все старались в ра­ боте равняться на него. Он очень хотел иметь семью, де­ тей. До «Орочена» он не пла­ вал. И после 1954 года уехал в Новгород, ушел работать на завод. Как тебе работается, Петр? Вспоминаешь ли ты соленое море, штормы и сельдь? На­ верное, у тебя хорошая семья и уже большие дети? Доброго тебе здоровья! И друзья у Петра были под стать ему. Иван Родионов — секретарь судовой парторгани­ зации, Кустов. Иван Родионов. Любое дело ему по плечу. Ничто не остав­ ляет его равнодушным. Любая работа спорится и кипит в его руках. Его родные: мать, отец, братья, сестры погибли в Псковской области в первый день войны. Солдат узнал об этом спустя два года. Пережи­ вал тяжело, так и осталась в душе незажившая рана. Сражался в войну яростно. Так же яростно работал. Коман­ да была его семьей, моряки —- братьями, младшими по возра­ сту, а поэтому нуждающиеся в поддержке. Самый пожилой был Федор Яковлевич Карзин. Ему было в 1953 году 43 года. Двадцать из них он плйвал на промысло­ вых судах тралового флота. Опыт имел огромный. По-оте­ чески добрый к молодым мо­ рякам, он имел неиссякаемый запас терпения для их обуче­ ния любой судовой работе. Он был патриотом «Ороче- иа». Только отличное качество продукции признавал Карзин. По инициативе Карзина, Бел­ ко и Чернышова была в труд­ ных условиях океана при подъеме любого улова органи­ зована каждодневная перебор­ ка сельди перед посолом. Это гарантировало ее высокое ка­ чество. По их инициативе бы­ ла для более экономичного ис­ пользования тары и большей грузоподъемности судна введе­ на и двойная подсолка сельди. Виктор Друцкий — радист. Бывший армейский радист. Всегда у него была налажена связь с берегом. Не помню никаких аварий на радиостан­ ции. Много лет — флагман­ ский радист флота. (Окончание следует )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz