Рыбный Мурман. 1973 г. Ноябрь.

ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ШТУРМАНАМИ Репортаж с УПС «Комиссар Полухин» С ПОРТИВНЫЕ репор тажн обычно начина­ ются так: «Вниманий Внимание! Наш микрофон - установлен на...» . С чего же начать нам ре портада об учебно-штурман­ ской практике на учебно- производственном судне «Ко­ миссар Полухин»? Пожалуй, все началось с маленького листа бумаги, который ви- ч*ел иа доске объявлений, из­ вещая всех, что отход судна назначен на... «Всему лично­ му составу судна быть на борту к 08.00». Отдан последний шварто­ вый, и тихо, при помощи трудяги-буксира «Задор- шли». наше судно разворачи­ валось иа выход из Кольско­ го залива. Последние взгля­ ды на пирс, где толпятся провожающие, прощальные взмахи рук, воздушные по­ целуи милым и любимым, и... мы, курсанты пятого кур­ са судоводительского фа­ культета Мурманского выс­ шего инженерного морского училища, уходим на свою последнюю учебно-штурмап • скую практику, которая за­ вершает весь цикл нашего обучения в стенах училища. Тогда, стоя на палубе и бросая прощальные взгляды на родной и полюбившийся нам город, мы еще и не пред­ полагали, что предстоит нам очень трудный, но тем не менее очень интересный рейс, что днями и ночами, в хорошую видимость и в ту­ маны, при идеальной мор­ ской глади и в тяжелые штормы мы будем нести свои v-чебные штурманские вахты, работать и учиться, — сло­ вом, практически осваивать то. что нам дали по теории в учебных аудиториях, кабине­ тах и лабораториях учили­ ща. С первых минут практики нам стало ясно, что только четко поставленные задачи, строгая дисциплина, чест­ ность и трудолюбие позволят выполнить обширную и очень насыщенную програм­ му практики, разработанную коллективом ведущих пре­ подавателей кафедры судо­ вождения МВИМУ. Это нам, мягко выражаясь, дали понять старший преподава­ тель практики Петр Ивано­ вич Самсон и руководители практики Владимир Захаро­ вич Лисовенко и Виталий Геннадьевич Тыриков. Это поняли все курсанты и с первых же дней практи­ ки включились в трудовой ритм судовой жизни. Поистн- не верно сказано: «Теория без практики нема, бледна, слепа...» Все то. что каза­ лось нам Предельно ясным при работе с книгой за сто­ лом учебной лаборатории, оказалось в действительно­ сти предельно сложным в море. Было всё: удачные реше­ ния и горечь разочарований, но практика заставила нас мыслить, принимать экстрен­ ные. своевременные и пра­ вильные решения в макси­ мально приближенной к действительности обстанов­ ке. Неся ходовые’ вахты в учебных штурманских руб­ ках, при плавании вблизи бе­ регов, мы отрабатывали во­ просы, связанные с опреде­ лением места судна различ­ ными визуальными способа­ ми по береговым ориенти­ рам, научились опознавать берега с помощью судовой радиолокационной станции, а также использовать РЛС для навигационных целей. В сравнительно удаленных от берега районах отрабатыва­ ли способы определения ме­ ста судна по радиомаякам-и радионавигационным систе­ мам. А мореходная астроно­ мия и астрономические спо­ собы определения места суд­ на были у нас в особом по­ чете. Проходя узкостями и рай­ онами интенсивного судоход­ ства. стремились как можно больше решить задач па определение обстоятельств встречи судов, определение элементов движения встреч­ ных судов, выбор маневра для расхождения со встреч­ ными судами на безопасном расстоянии и пр. Практика была спланиро­ вана так, что ходовые учеб­ ные вахты сменялись дежур ствами на камбузе, дублерст- вом па ходовом мостике, ра- , бетой в трюмах. Работая в трюмах рядом с теми, которыми придется через несколько месяцев ру­ ководить, мы стремились по­ нять их внутренний и духов­ ный мир, их чаяния, стрем­ ления и характеры. Мы уча­ ствовали в социалистическом соревновании, которое было * широко развернуто на УПС «Комиссар Полухин», фами­ лии наших, ребят неоднократ- * но появлялись на страницах • «молний» , и «Боевых лист­ ков ■>, «Комсомольского про­ жектора». где похвальными отзывами отмечались передо­ вые смены, бригады, отдель­ ные комсомольцы. Поэтому с чувством боль­ шой гордости мы встретили известие о том, что экипаж УПС «Комиссар Полухин» досрочно выполнил годовой план по всем показателям и успешно справился с приня­ тыми социалистическими обязательствами. В этой победе есть и наша, курсант­ ская доля труда! Согласно рейсовому зада- mm ЖШ: шло и программе практики курс нашего судна прокла­ дывался с таким расчетом, чтобы пересечь все зоны Ми­ рового окрана и «опробо­ вать» практичёски " все спо­ собы определения места суд­ на, а также "ощутить по воз­ можности все ситуации, с ко­ торыми будет сталкиваться судоводитель в своей практи­ ческой деятельности. Проходя вблизи берегов Африки, Португалии, то есть в тех районах,' 'где концент­ рируются • международные линии интенсивного судоход­ ства, нам удалось получить основательную практику по ППСС в различных ситуа­ циях, по использованию РЛС для расхождения со встречными судами. Обратный путь нашего учебно - производственн о г о судна проходил через Бис­ кайский залив. О его свое­ нравном характере, сильных ветрах и непрекращающихсл штормах много написано, много рассказано, и, естест­ венно, мы с каким-то зата­ енным интересом ожидали встречи с ним. И вот четвер­ того сентября мы вышли в воды Биская. Увы! Старик встретил нас на «вы», веж­ ливым. милым, тихим и лас­ ковым, как будто бы не о нем столь страшные истории написаны, передаваемые друг другу бывалыми моря­ ками. ^ Только под конец рейса мы поняли и как-то по-дру- гому, по-особому стали рас­ ценивать требовательность наших руководителей прак­ тики тт. Самсона П. И., Ли­ совенко В. 3., Тырнкова В. Г., капитана судна тов. Фенина И. Я. и его помощни­ ков Виденеева Ю. И.. Муха- чева Ю. А. Раньше нам ка­ залось, что требования их излишни и слишком настой­ чивы, но затем, оглянувшись на весь пройденный марш­ рут, мысленно проанализи­ ровав все те практические знания, которые мы получи­ ли именно через высокие и постоянные, требования со стороны старших, мы только благодарны нм за их нелег­ кий труд, который оправдал­ ся сполна. Загорелые, возмужавшие, возвращались мы в порт. По­ зади осталась большая ра­ бота, напряженные кругло­ суточные учебные вахты и вахты дублерские, судовые работы. И хотя песчаные пляжи, зелень островов юга сменились противоположны­ ми видами родного Кольско­ го залива, мы радовались на­ шим сопкам. Ведь это же на­ шенская. родная земля1 Идеально чистым, белым, как чайка, празднично-на­ рядным и красивым зашел наш «Комиссар Полухин» в залив. Сколько сил было по­ трачено, чтобы придать ему такой вид. Не считаясь со временем, мы со всем экипа­ жем шкрябили, красили, от­ делывали и отмывали его. Когда пришла пора рас­ ставаться, мы шли по пирсу и то и дело оглядывались иа судно, на котором мы почув­ ствовали себя штурманами. Пройдет немного времени, и целый отряд нынешних пя­ тикурсников судоводителей ВМИМУ придет новым по­ полнением на флота рыбной промышленности СССР. Но еще долго мы будем вспоми­ нать хорошую, интересную и нужную практику на учеб­ но-производственном судне «Комиссаю Полухин». В. КИРИЧЕНКО, курсант судоводительского фа­ культета. НА СНИМКАХ: ф Курсанты в учебной штурманской рубке. О Курсант В. Павлюченко работает с прибором. В На дублерской вахте. На переднем плане курсант В. Зимин. Фото В. Гетмана. О М Р А Ч Е Н Н А Я Р А Д О С Т Ь Редактор Е. В. МИХАИЛОВСКИЙ, Б МРТ «ГРАД* . возвращался с промысла. Сердце каждого члена экипажа было. пе­ реполнено гордостью за свой боевой и дружный коллектив. Только в последнем рейсе экипаж «Града» выловил 58.824 центнера рыбы, а всего за 205 промысловых суток этого года бы­ ло добыто 130 тысяч центнеров рыбы, что соста- вило 138,1 процента годового плана. Моряки это-, го БМРТ добились самого высокого вылова рыбы среди однотипных судов главна «Севрыба». Это ли не радость — быть лидерами соревнования в третьем, решающем году пятилетки! Совместным решением рукородства флота и ба­ зового комитета профсоюза этот корабль получил право нанести Красную звезду на рубку, - . Итак, БМРТ «Град» шел с флагами расцвечива­ ния в родной порт. Для торжественной встречи был заказан оркестр. Заранее между начальником флота тов. Шапо­ валовым Н. X. и начальником рыбного порта тор. 1Цербаевым Т. И. была договоренность, что судно поставят к причалу Ыя 30—31 и там его будут до­ жидаться встречающие. - Но в тот момент* когда корабль находился, уже на подходе к порту, от заместителя начальника порта тов. Соколовского поступило распоряжение почему-то поставить «Град» к причалу Ki 12. Пока стали выяснять, что да почему, поступило - г• новое указание: поставить «Град» к причалу Nr 15. А там в это время выгружал консервы дру­ гой корабль. Получилась заминка. И длилась она ни мало ни много — 3 часа 20 минут. Лидер со­ ревнования все это врфмя находился на рейде, а запорошенные снегом .встречающие толпились на берегу, ждали, что с минуту на мйнуту БМРТ по­ ставят к причалу. Торжественный настрой коман­ ды судна быстро спадал. Радость и у тех и у дру­ гих меркла. .. 'За несколько дней до этого такой же случай произошел и с другим судном «Мурмансельди» — с БМРТ «Салют». Ему тоже готовилась* торжест­ венная встреча, но «Салют» по приходе был по­ ставлен на северном рейде, а для доставки эки­ пажа на берег управление флота заказало у рыб* ного порта два пассажирских катера. Катера эти внезапно вышли из строя, а других, взамен ис­ порченным, не выделили, В результате передовой экипаж вместо торжественной встречи без накой- либо надобности «болтался» в‘ заливе целых во­ семь часов, теряя < время и хорошее настрое­ ние. \. . . . ...Почему такое происходит? Почему работники рыбного порта проявляют такую черствость по отношению к рыбакам? Г. ИВАНОВ, зам. председателя базкома проф­ союза «Мурмансельди». ОБЪЯВЛЕНИЕ Летом 1974 года (со второй воловины нюня до середины ав густа) заводской комитет профсоюза Мурманской судоверфи ор­ ганизует пионерский лагерь «Полярные зоря» на Азовском мо­ ре а городе Геническе Херсонской области. Для укомплектования штатов пионерского лагеря требуют­ ся: воспитателя, пионервожатые, повара, рабочие кухни, посу­ домойщики, уборщицы, баянисты, дворники-сторожа, прачки! С предложениями обращаться в заводской комитет Мурман­ ской судоверфи. ~тмш 1 и■« ■■!■■Hi • muг I mm i Я » AAPEC ИПАШО СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-199 «ВЕЛЬСК», РТ-273 «СМОЛЕНСК», ПЛАВБАЗЫ «МАТОЧКИН UIAP». ЗАВТРА: РТ-124 «ОРИОН», РТ-1Н1 «ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА», РТ-317 «МСТА», БМРТ-258 «ЧЕХОВ», СРТ-460. г. Мурманск-183001, ул. Траловая, д. 99 . Телефоны АТС рыбного порта: редактор *2-64, промышлен­ ный отдел 63-96, секретариат 70-19. Вызов с телефонов город* ской АТС осуществляете* по номерам М2-М, 7-63-96 и 7-Г8-89. «Рыбный Мурманв, Индекс 5S654. Цена I *кэ. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. За?;. (>842. ГШ-00836. С промысла - в порт

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz