Рыбный Мурман. 1973 г. Август.

1 с ЕГОДНЯ наша «Стра­ ница рационализато­ ра» — тематическая. Новаторы Мурманского тралового флота сделали немало д л я совершенство­ вания техники БМРТ типа «Пушкин». Активное уча­ стие 4 этом принимает it технологическая группа управления. Забот у этой группы много. Она осуще­ ствляет руководство спе­ циалистами судов, прове­ ряет состояние оборудова­ ния, контролирует выпол­ нение правил эксплуата­ ции, оформляет флотские и судовые заказы на ре­ монт, следит за его ходом, рассматривает рационали­ заторские предложения. Инженеры группы за последние три года сами по­ дали более 70 предложений. Только от внедрения и х за последний год экономиче­ ский эффект составил 100 тысяч рублей. НА СНИМКЕ (слева на­ право): групповые механи­ ки т.т. Елизаров В. Д., Про­ кофьев О. M.t Соколов Л. А., флагманский механик тОв. Чурин В. Т. Фото Л. Кузнецовой. П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРАБЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Б М Р Т Т И П А « П У Ш К И Н » п РИ РАБОТЕ НА ТЯЖЕЛЫХ ГРУНТАХ интенсивно подтираются кабели, очень часты случаи обрыва, особенно верх­ них тонких кабелей. Для предотвращения обрыва и удлинения срока службы кабелей стар- петлю ставится скоба № 4, в нее — вторая, а затем двухзвенная цепка стопорная н трехавенная щепка, притеняющиеся для включения траловых досок. Двойные кабеля соединяются скобой № 4, далее — вертлюг 6, 9, скоба >6 4, в которую вставлена ЧТОБЫ КАБЕЛЬ НЕ РВАЛСЯ шнй мастер во добыче БМРТ-241 «Душанбе» тов. Кбшкна Н. Н. предложил ставить в районе со­ единения одинарного кабели с двойными кабеля­ ми выключающийся 600 мм бобине* со штоком. .Для этого к одинарному основному кабелю в духзвенная стопорная цепка н скоба М 4, в кото­ рую ставится гак включения досок. Выключающий­ ся бобинец вооружается следующим обраром: на клвчовочный шток спускается 600 мм бовннец, с каждой стороны которого ставится по шайбе. С од­ ной стороны штока ставится скоба 4 и трехзвенная дока для включения досок, с другой стороны — дца скобы № 4 и гак включения траловых досок. Во яабежведе самопроизвольного выключений клячевки на грунте при задеве в обоих гаках вклю­ чения сверлятся по два отверстия для стопорных гужнков. к станине траловой лебедки крепятся две стопорные оттяжки с гаками. Длина оттяжек долж­ на быть не менее трех нетроа. По предложению технической секции данное предложённе было испытано на ВМРТ-242 на тя­ жел*** грунтах. Проведенные испытания доказали необходимость внедрения этого рационализатор- ского предложения. I РАСЧЕТ УПРОЩЕН РИ ПОДСЧЕТЕ мощности главного двигателя по ин­ дикаторным диаграммам приходится производить значи-. тельное количество арифметиче­ ских действий. Старший механик БМРТ-256 «Серафимович» тов. Фролов В. К. предложил упростить эту работу. Для этого нужно заранее рассчитать номограмму для данного двигателя н определенного масштаба пружины tfWttt&TOpa. Подобные номограммы легко рассчитать заранее для различных типов двигателей в диапазоне нагрузок, например, от 75 до 100 процентов для двух-трех ходовых пружин индикаторов. Таким образом, каждый двига­ тель будет иметь 2—3 номограммы, что значительно облегчит обсчет инди­ каторных диаграмм. В Масштабе флота подобные диаграммы можно рассчи­ тать и размножить, например, по линии КБ тралового флота. Предложение интересно, эффективно и принято к внедрению на судах. З А М Е Н А В Е Н Т И Л Я Т О Р А • На судах, где передатчик радиолокационной станцяц находится непосредственно в рулевой руб­ ке, при его работе создается большой шум от вен­ тилятора обдува генераторных ламп. Этот фактор создаёт помехи в управлении судном. Во время ту­ мана нз-за шума вентилятора плохо слышны туман­ ные сигналы, подаваемые соседними судами. Для замены вентилятора РЛС, не изменяя схемы крепления, электрорадионавигатор БМРТ-248 «Ульянову» тов. Островой Н. М. предложил быто- wm nmm yum i | мм I ни i г ....... ... вой вентилятор типа ТВ-1 с переключателе* на Две скорости вращения. Для его установки в передат­ чике необходимо вырезать из оцинкованж)го Железа или жести полоску шириной 15—20 миллиметров и длиной 145—150 миллиметров, просверлить1 два отверстия диаметром шесть миллиметров на рас­ стоянии 135 миллиметров Друг от друга. Развер­ нуть вентилятор основанием вверх, вставить на ме­ сто старого вентилятора РЛС, и вырезанной пласти­ ной с двумя винтами закрепить его с Другой частью я основания. ' Так как вентилятор ТВ-1 работает от напряжения 220 вольт переменного тока частотой 50 гц, то под­ ключать его нужно через выключатель соответст­ венно к этому напряжению. Производительность вентилятора ТВ-1 позво­ ляет эксплуатировать передатчик РЛС в режимах, определенных инструкцией по эксплуатации РЛС. При длительной эксплуатации (200—250 часов) сальники подшипников вентилятора необходимо с помощью масленки пропитать машинным маслом. В холодное время целесообразно переключать вен­ тилятор на меньшие обороты, тогда сроки смазки увеличиваются до 400—500 часов. - В I960 году после окон­ чания Мурманского выс­ шего инженерного мор­ ского училища пришел в тралс&ый флот Эдуард Нльгеч. Тсшиарав. Ходильна., кораблях механиком. Спу­ стя шесть лет его перевели на работу 1 в управление флота , на должность груп­ пового инженера-механика. В его ведении сначала бы­ ли суда типа БМРТ , а за­ тем — ПРТ. Пригодились накопленные знания и опыт. В 1969 году его на­ значили главным механи­ ком по холодильному обо­ рудованию. , Эдуард Ильич — актив­ ный рационализатор. Из девятнадцати внесенных им предложений . двенадцать внедрено — о общим эко­ номическим эффектом око­ ло SO тысяч рублей . НА СНИМКЕ {слева на­ право): главный механик тов. Гончаров д. И. обсуж­ дает с работниками ВРИЗа инженером - экономистом тов. IIIпановой Л. С. и стар­ шим инженером тов. Па- лицыным Е. Н. свое рацио­ нализаторское предложение «Везртутный указатель уровня аммиака в аппара­ тах холодильных устано­ вок». Предложение одоб­ рено и принято к внедре­ нию на флотах Северного бассейна. 2 часа j I КОНСТРУКЦИЯ СТОПОРОВ | У Л У Ч ШЕ Н А | При установке растормаживающего устройства на траловой лйбедке на с\'дах“ типа «Пушкин» обжатие стопоров производилось На тормозной тумбе. При спуске и подъеме трала приходится затрачивать время на Ва- жатие и отдачу стопоррв лебедки. И для матроса дело утомительное; при- | ходится делать до 20 оборотов маховика, диаметр которого 280 мм, а шаг ре&ьбы на червячке 6 мм (диаметр 30 мм). Старший механик ВМРТ-246 тов. Степанов В. Н. предложил срезать стопорные ленты: носовую вЗО мм. кормовую 420 мм. Изготовить новые I куски лент: носовую 510 мм, кормовую 400 мм с проушинами для га&Ви червячного вала я сухаря. Также установить червячный вал (диамэтр — 46 мм, шаг резьбы трапецевидной в мм). На червячный вал насадить махо­ вик (диаметр — 400—500 мм). Moiee ^усгромс rlo и три j минуты | I мьжооук Mtctb СВ«»«4’ ИЯ Данное предложение выполнен* на I междурейсовой стоянки. При работе БМРТ «Северное снйннё» е о вре- с тралом время на спуск его Конструкция уплотнения шту­ цера для индикаторного кра- на на выход# ого на цнпнндро __ вой крышки главного даигате- ■ Уменьшается на 3—5 минут. Предложение внедрено на ВМРТ-241 в ля МАН-9В0В состоит на ре* |ьМРТ*243. После изменения конструкций растормаживающее устройство яинояых кояоц и нажимной | работает хорошо, атулки. Тан как г о втулка но имеет бурта, то в процессе эксплуатации при случаях за­ мены резиновых колец, кото* рыв со временем подверга­ ются разрушению от действия температуры, особенно при нидицкроееиии двигателя, ив снятие во затрачивается более двух часов времени. Практи­ чески вту втулку без засвер­ ловки и приспособлений выта­ щить невозможно. СтаршнЯ механик BMPT-2S0 «Пушкин» тов. Пархоменко И. И. для быстрой съемки ука­ занно* нажимной втулки при И З М Е Н Е Н * С Х Е М Воздушные коздрессорШ 1 и 2 охлаждаются во время работы забортной водой. Работа-компрессора без открытой охлаждающей воды приводит к его перегреву, что недопустимо в эксплуатации. Электрик ВМРТ-256 «Серафимович» тов. Зеленев В. В. предложил стчновнть простое устройство:* на шток водяного клапана закрепить ко­ шеную шайбу, выточенную из >латуни или бронзы. На кронштейне за­ крепляется концевой выключатель, который своим роликом прикасается к конусной шайбе водяного клапана. К концевому выключателю подклю­ чен кабель РШМ длиной в один метр, а вторые концы кабеля подключе­ ны последовательно в цепь катушки нулевой защиты М 5 (удерживающей) пускового реостата. г « % При каждом окончании работы компрессора охлаждающая вода пере­ крывается клапаном, что соответствует правилам эксплуатации. Шток кла­ пана при перекрытии опускается и опускает конусную шайбу, ролик кон­ цевого выключателя КВ я п р ят под действием пружины и освобождает конец, несущий подвижные контакты концевого выключателя КВ. Кон­ такты размыкаются* цепь нулевой защиты удерживающей катушки раз­ рывается, н реостат при последующем включении в работу компрессора удерживаться не будет. В результате этого запуск не осуществится до тех пор, пока не откроют клапан охлаждающей воды компрессора. Этим пред­ отвращается пуск в работу воздушного компрессора без охлаждающей воды. При открытии воздушною клапана конусная шайба поднимается и действует на рычаг концевого выключателя, который в срою очередь дей­ ствует ка контакты. Контакты, замыкаясь, подготавливают схему к нор­ мальной работе. Данное >^вдложение эффективно. • * * Моторист БМРТ-256 «Серафимович» тов. Подгорный В. С. для борь­ бы с загрязнением прибрежнья вод нефтяными отходами предложил сле­ дующее. ч f t ж К нагнетательной трубе осушительного центробежного насоса прива­ ривается труба соответствующего диаметра и другой конец ее вваривается в мерительную трубу танка >№3 двойного дна. Это дает возможность при стоянке судна в порту и при плавании в прибрежных районах собирать льяльные воды в танк № 3 двойного дна для последующей их сепарации. Предложение принято техническим советом судна, внедрено, дало по­ ложительные результаты. В условиях ЭКС' ллуатации, предложил: сверлить отверстия t ммх втулках уплотнения шту- цорое для индикаторных кра- марезать резьбу М4. Кроме тесе, изготовить два рыма с резьбой М4 для вы- таскиааиия этих втулок. На EMPT-250 это предложение внедрено и испытано. Резуль­ таты испытания положитель­ ные. Время для выемки одной втулки секретилось до трок минут. С И Г Н А Л И З А Ц И Я О З А Т О П Л Е Н И И ПОМЕЩЕНИЯ РМУ Во время стоянок в порту или переходов на промысел, когда на рыбо- фабряке н в РМУ нет людей, из открытых пожарных рожков или из-за неисправности водовровода вода попадает в РМУ и затапливает оборудо­ вание, находящееся там. В связи с этим возникла необходимость установки сигнализации о затоплении. Электрик ВМРТ-256 «Серафимович» тов. Брянцев предложил схему сигнализации с использованием кабельной микрофонной проводки с над- спипопой дуги на кормовой мостик. а-в £ к J 220 Нв нижней палубе в РМУ поставлен конечный выключатель с поплав­ ком (в качестве поплавка используется кухтыль). От концевика проложен кабель до микрофонной коробки, находящейся у консервного отделения. Используются две яшлф кабеля связи. Микрофонный кабель соединен с запасной жилой индукторного теле­ фона ♦мостик-машина». С телефона в машинном отделении сделан выход на специально оборудованный щит. где вместе с двумя звонками н сиг­ нальной лампой стоит пакетник прекращения сигнализации. Сигнализация выведена в машину потому, что на стоянках и в рейсе в машине всегда находится вахтенный моторист или механик, которые услышат звонки и примут соответствующие меры. Предложение тов. Брянцева одобрено техническим советом, внедрено и рекомендуется к внедрению на другие суда. рун насСс I Для удобства эксплуатации и сокращения срока обслуживания рулевой машины моторист БМРТ-256 «Серафимович» тов. Артемьев И. В. предложил установить в румпельном отделении пе­ рекачивающий масляный насос для пополнения расходного масляного бачка (см. схему). Расходный бачок расположен в неудобном ме- Т Е П Е Р Ь Б А Н К А НЕ НУЖНА сте — под подволоком над рулевой машиной, до­ бавлять в него масло банкой, как это делалось рань­ ше, неудобно. При внедрении данного предложения моторист тов. Артемьев использовал ручной насос «Альвеер», который взят из старых деталей. Пред­ ложение принято техническим советом, внедрено, получены положительные результаты. &ММ* Мурмлж* О 31 «лдогст» 1973 го д я \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz