Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.

I U V H M V I I m « n a m e СТО ШЖШ H ОДНА Б УДЕТ в э то й семье осо­ бый новогодний тост: «За маму!» Всюду он, ко­ нечно, прозвучит! за наших мам — любящих, беспокойных, трудолюбивых, самых красивых и самых добрых. Галина г— ма- #ла молодая, а год прошедший для нее знаменателен тем, что она, рабочая Мурманского ры­ бокомбината, заочница, получи­ ла диплом инженера. Что это такое — заочная учеба — вна- ет каждый. Нелегкое дело. Вот почему и будет особый ново­ годний тост в семье молодого, «новоиспеченного» инженера Галины Копоть. — Диплом защищают 109 мужчин и одна женщина! — с улыбкой и гордостью говорили на электромеханическом фа­ культете Мурманского высше­ го инженерного морского учи­ лища. Факультет этот здесь — самый трудный. Многие заоч­ ники просто не выдерживают нагрузки, бросают учебу или переходят на другой факультет. Когда я была на защите, мне показалось, что в хитросплете­ ниях электрических цепей мо­ гут разобраться только очень способные люди. Дипломная работа Галины <была одной из самых интерес­ ных. И что еще очень важно — она отвечала нуждам производ­ ства. В мае 1971 года на первом холодильнике рыбокомбината пустили в ход установку по размораживанию рыбы. Уста* иовка была далеко ле новой. Срок надежности ее деталей уже истекал. А самый главный элемент — генераторная лампа — вышел * з строя. Надо было заменить детали иностранной фирмы советскими. Переделка предполагалась основательная — оставался только корпус установки. . ^ Галина заканчивала училище. Дело было 8а защитой дипло­ ма. Каждый заочник стремился выбрать тему наиболее знако­ мую. Галина выбрала такую, внимания которой во время учебы уделялось мало. Разра­ ботка реконструкции высокоча­ стотной установки потребовала много усилий и времени. Пи­ сать диплом было трудно. При­ ходилось сидеть над ним целы­ ми днями, копаться в литера­ туре. Зато после защиты радо­ сти не было конца. Диплом инженера получила рабочая, сумевшая показать не только сво* знания, но и волевые ка­ чества. Облегченно «дохнул м мужг нькоиец-то жена закончила учи­ лище и теперь будет уделять (больше внимания семье. А то маленькая Оля привыкла к ма­ ме совсем недавно. Сначала круглосуточные ясли, потом — садик. Иногда выручали бабуш­ ка с дедушкой. Бабушка вышла на пенсию, а дедушка до си* пор работает. . Электричеством Галя заинте­ ресовалась еще в школе. Осо­ бенно ей нравились лабора­ торные работы по электротех­ нике. Я поинтересовалась, по­ чему же она не поступила пос­ ле школы в институт, а пошла на предприятие (кстати, здесь трудится и ее отец). — Знаете, в таком возрасте хочется быть самостоятельной. Да и работа электрика мне пришлась по душе, — был от­ вет. Прошло два года, и Галя по­ чувствовала, что ей не хвата­ ет знаний. Уезжать в другой город не хотелось, вот и посту­ пила на факультет судового электрооборудования высшей мореходки. Вначале училась, по ее словам, легко. Труднее пришлось, когда родилась Оленька. — Если бы не четвертый курс, бросила бы, наверное. А осваивать материал прихо­ дилось только в стенах учили­ ща, на лекциях — в учебниках его почерпнешь мало. Надо было «разрываться», 6 дело до­ водить до конца. Смотрела я на эту хрупкую молодую женщину и поража­ лась. Не каждый мужчина спо­ собен работать, учиться и вос­ питывать ребенка. А на жен­ ские плечи ложится еще тя­ жесть того, что принято назы­ вать «домашним хозяйством». Сейчас эти трудности поза­ ди. Галина получила диплом. Инженер по образованию, она по-прежнему хочет быть хозяй­ кой мощных холодильных ма­ шин, следить за тем, как они работают, придти на помощь товарищам в случае +юисправ- ности техники. Ее дипломный проект будет осуществлен на практике. Это большой успех. Прошедший год для Галины Копоть был удачным. Пожела­ ем ей успехов и в новом году. Т. ВАСИЛЬЕВСКАЯ, инженер ЦПКТБ. На снимке: электрик первого холодильника Мурманского ры­ бокомбината Галина Копоть на защите диплома инженера. Фото Б, т S i тшшщшМ кжтжжМ Шкжжжт Телеграмма из ГДР Т р а н с п о р т н ы й рефрижератор «кард я »б « «ех я > до­ строен на верфн в Германежой Демократической Ресяуб- jniKe. Этот современный нрнешю-траиспортиый корабль Сделан с учетом последних достижений судостроительной науки и техники я находится сейчас в составе «Се®рыбхолодфдота». Экипаж «Карла Либкнехта» в первовд году новой пятилетки взял ударные темпы. Еще 17 ноября он справился с годовым планом, а всего принял для-доставки в порт более 260 тысяч центнеров рыбной продукции. Возглавляет коллектив опытный капитан-директор А. И. Вилков. Секретарем парторганизации здесь Б. В. Метлицкий, председателам судового комитета М. И. Малькович, секретарем комсомольской организации Б. И. Голубчиков. Моряки транспортного рефрижератора, убедившись в хоро­ ших мореходных качествах корабля, надежной работе судовых двигателей и механизмов, направили телеграмму коллективу судостроительной верфи. В лей он поблагодарили немецких ра­ бочих н инженерно-технических работников за высокое качество постройки судна, пожелали дальнейших успехов в труде. В ка­ нун Нового года экипаж получил ответную телеграмму от чле­ нов бригады имени Карла Либкнехта, участвовавшей в яомрой- не этого транспортного рефрижератора для Советского Сою»а. В ней говорится: «Дорогие друзья и товарищи! Благодарим вас за вашу 'телеграагяу. Нас особенна радуют «мемеие сверхплановые показатели в перевозках pirffcoпродукции, которик достигли. Позвольте выразить вам* дорогие друзья, тердегчиую благодарность от нашего коллектива за ваши пожелания к m -легию ев дал рожде­ ния Карла Ллбкнехта. “Мы приняли новую программу т о т р г а л т и ч е с т г о строительства. Одной из важнейших задач ее является всестершшее укрепление «со* циалистическодо лагеря. Развитие еще Ф о э т крепких связей м брат­ ских отношений между нашими странами, укрепление друяфы между пашей бригадой и моряками вашего корабля мы считаем отенм тсров- пым делом. Очень хотелось, мтобы состоялея ваш югатгг в ня<пу страну, состоялась встреча о вами, с целью Обмена опытом. ТЯы, члены бригады имели Карла Дибклехт^ и_дадыи£ желаем .эки­ пажу ТР «Карл Либкнехт» счастливого плавания, высоких успехов в работе, личного благополучия, здоровья и всего хорошего. С сердечным приветом, по поручению нашего коллектива: руково­ дитель бригады, ответственный за сектор культуры, довереннее лицо (следуют подписи)». Эта телеграмма порадует не; только моряков транспортного рефрижератора «Карл Либкнехт». Она свидетельствует о боль­ шой дружбе народов Советского Союза и ГДР , © прочных эко­ номических связях и братском сотрудничестве стран социализма, подтверждает правильность советской внешней политики, непо­ бедимость дела нашей родной Коммунистической партии. (Окончание. Нач. па 2 стр.) бин, на которых держится макрурус, ни своеобразных метеоусловий и их влияния на лов. Одним словом, при­ шел в этот район впервые. Откуда могут быть знания. Выручали капитаны, уже работавшие здесь. Каждый делился, чем мог. (Потом Виталий* когда освоился, сам многим помогал). Так вот с миру но нитке, как го­ ворится, собрал сведения о районе. С третьего траления на борту уже была рыба. Много рыбы. Бежали дни, асе грузнее еседал жТарос» в воде, сме- яел капитан а своей тактике промысла макруруса. Быва­ ло, сутки, полтора, двое не давал команды на постанов­ к у трала, все искал «желез­ ный» косяк, а найдя его, яе промахивался. Другие нерв­ ничали. День вролов, дру­ гой— «веревки » по-азоходно- МУ, и шли в спокойные ме­ ста, еде грунт лолегче. Демя- ненко были понятны капи­ танские ^ цдтания ' лри на­ пряженном плане двухднев­ ную неудачу быстро не ис­ правишь, но саля себе дая зарок — не торопиться. Пра­ вильно’ думая, как потом ■оказалось. Но ■чего стоила эта вы­ держка. Все на нервах. Тут уж тысячу раз прав Крю­ ков: рыбу тогда наловишь, если спать не будешь. Разные заботы донимают капитана. Вот вроде бы хоро­ шо пошел улов, и макруруса много, и трал научились ве­ сти, и тысячу мелочей учи­ тывали уже, чтобы не поса­ дить его на грунт, ан нет, трепещи капитанское сердце из-за потери времени — вы­ ходит из строя дефицитный кабель для основного прибо­ ра разноглубинного лова. ДЛИ Т Старый кабель. Рвется. Ка­ кая-то тоненькая проволоч­ ка чепуховая, но прибор не работает, поднимай трал. На­ до найти эту оборванную проволочку, устранить об­ рыв. И на все надо время. И хочется сказать с у д о в ы м иа- стерам: «Побыстрее, милые. Выбиваемся из трафика. Ну, пожалуйста, быстрее». Виталий советовался, что бы такое придумать для бы­ строго устранения повреж­ дения. Не без его ведома объявили на судне конкурс, премию обещал за лучшее предложение. Люди думаши, изобретали и, наконец, аа- titjttt решение: смастерили особую фишку. Нет, не осо­ бую, золотую . С ее помощью раз в пять или шесть быст­ рее соединяли .оборванный кабель. Капитан радовался. Рабочая капитанская ра­ дость — удалюсь покончить с потерями времени. И еще радость за людей, за cbabix помощников, товарищей, что живут одними мыслями, аа- ботами с ним, капитадам. Виталий Дмитриевич убеж­ дался в этом все больше и больше. НЙ _ ® Нового года и в день, «о гд а БМРТ-ЧЯ «Капитан Деми» * «ыквду « море, Л гост* -к акяпажу драшза жена «ааитана, чье имя м о г г этот ворабаь. етекти^вм^►vCt^L™aaл,, Фекле Летровне Демидовой о том, «то кол- «nrvwhnntn „ является лидером соревнования 'Мурманскего трало* го флота п план первого год* пятилетки з авершил досру игр. Км питан судна Леонид Федорович Беляков заверил Феклу Петров*?, что комсомольско-молодежный акипаж БМРТ-454 будет и впредь работать ш>-демидодс,ки, добиваясь высоких показателей в труде. Фекла ТТетровтта поздравила моряков с наступающим Новым со* дом и пожелала ин еще больших успехов во втором году девясвй пятилетки. На фабрике «колдует» тех­ нолог Касицын — мастерит машину для тушки. Ставят, переставляют транспортеры, придумывают что-то для вы­ работки консервов. На палубе старший мастер лова Малыцуков по своему делу тоже маракует. Смот­ ришь, легче стало большой улов высыпать, прибор стал лучше работать. Да вот ме-' лочь, кажется: окрасили до­ ски с одной стороны в белый цвет. В темноте заметнее те­ перь они стали, значит, мат­ росам удобнее. Так и на других участках, заведованиях. Капитан во всем в курсе дела, и со все­ ми соображениями, что каса­ ется производства, идут в первую очередь к нему, ру ­ ководителю коллектива. ...Наутро, в воскресенье, ш встретились с Виталием Дмитриевичем снова на «То­ росе». Вот ведь, в выходной покоя нет. И появился Он на борту опять же из-за своих капитанских забот: все аги в порядке, как идет разгрузка, распорядиться. А потом на­ чинаются запланированные дела. Раньше меня на траулер пришел другой гость — кол­ лега Демяненко Виктор Ни­ колаевич Демьяненко. Не дав хозяину опомниться, он ата­ ковал его множеством вопро­ сов. И суть их сводилась' к одному. Демьяненко, капитан боль­ шого морозильного траулера «Олентуй», после ремонта судна собирался идти к Баф­ финовой Земле, тоже на мак­ рурус. Раньше там разно­ глубинным не занимался и теперь пришел за советом: где, когда, что, как. Положил перед собой тетрадку и каж­ дую деталь рассказанного за­ писывал в нее. Уточняя мысль, переспрашивал — по­ давай ему все подробности. Потом вскакивал, тащил Ви­ талия по судну, чтобы тот показал все на месте, садил­ ся опять за стол... Я присутствовал при мо­ менте, когда начинались не­ легкие капитанские будни Виктора Николаевича Де­ мьяненко. Они разные, капитаны Крюков, Демяненко, Демья­ ненко. Но а одном схожи — рыбацким горением. В. ХРЯШКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz