Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.

На снимках: В. Д : Демяненко (слева) и В. Н* Демья­ ненко. . ■ ' . ' II м«Л §3 SS2^::*:3wi: yv.Л лЛ даА Щ Ш С О ШВАР­ Т О В К О Й « Т о р о с а » что-то мешкали. Сказали: «Будет часов в семь», но _ _ _ _ _ _ уже шел девя- ИЕЯВИ1 тый, а его все не ставили к причалу. Порт давно купался в чер­ нильной темноте, особенно заметной над водой южного ковша, над выходом из него, там, где одиноко сигналил огонь Абрам-корги; другие огни были далеко: на при­ чальных постройках, корпу­ сах судов. Знатный морозец заставлял уйти куда-нибудь потеплее, чтоб уберечь уши, нос. Да и ноги не спасти ходьбой взад- вперед — когда еще судно по­ дойдет. И мы, встречающие большой морозильный трау­ лер «Торос», временно иска­ ли убежище на других ко­ раблях, закончивших раньше плавание, уютно прижав­ шихся к надежной причаль­ ной стенке. Таким убежищем для меня оказался «Магадан» — РТ- 306. Оказался отнюдь не слу­ чайно. В такой поздний для рабочего дня час на борту находился его капитан Ва­ лентин Викторович Крюков, с которым и знакомы много лет, и ходили, хоть в разное время, но с одним и тем же капитаном на одном и том же РТ «Семга». Муторная все же у капита­ на должность. Кончалась суббота, сидеть бы ему с Димкой сыном своим, рас­ сказывать перед сном самим выдуманную, всегда особо интересную, сказку, а потом устроиться рядом с Антони­ ной у телевизора — да ведь такое после постоянных раз­ лук тоже сказкой станет. Ан нет, сидел Валентин в осто­ чертевшей за время этих са­ мых разлук каюте и ждал, когда же подойдет пора пе­ рестановки траулера. При таком деле обязательно дол­ жен быть он, капитан, или старпом. И представилось: сегодня капитан остался для пере- швартовки, завтра штормо­ вое предупреждение по всем видам связи передали — опять беги на борт, после­ завтра вдруг «ЧП » ночью — как же без капитана разо­ браться. А там, смотришь, и пора прощаться. Это я так, к примеру, хотя и довольно типичному. Мно­ гие капитаны испытали. Но в тот приход «Магадана» по­ добное исключалось. Крю­ ков так твердо и заявил: — Все, хватит. Иду 8 от­ пуск. Из-за этой рыбы не выдерживают уже нервы, — и разговор наш повернулся а обычное, рыбацкое русло. — Работать нынче трудно, это тебе не несколько лет на­ зад. Сейчас надо забыть про разные там баночки. Пом­ нишь, у Телова баночка бы­ ла, — Валентин торопился, будто ему не дадут пол­ ностью высказаться. Вспом­ нил о нашем Павле Василье­ виче Телове, ибо оба мы хо­ дили с ним за треской и зна­ ли оба о его, теловской рыб­ ной баночке, приносившей нам удачу в самые безрыб- ные дни. — Сейчас на баноч­ ке и раза с тралом не прой­ дешь. Сейчас оперативность и оперативность. Замешкал­ ся, информацию не получил, не проявил инициативу — все, худо дело. Иная, доро­ гой, психология промысла, тактика, организация, — убеждал меня собеседник. Вспомнился отзыв о Крю­ кове капитана траулера «Ми­ чуринск» Виктора Леонтье­ вича Петрова: «Беспокойный товарищ. Разговорчивый, вызовешь на связь — все толком объяснит, разложит по полочкам, сам не будет ждать, когда ты молчишь. Оперативный. Мы с ним раз и разбежались, проверили квадраты, обстановка стала ясна. Работать с таким инте­ ресно». А Валентин продолжал го­ ворить мне о своих капитан­ ских бедах, беспокойных сутках, о том, что только тог­ да наловишь рыбы, если спать не будешь, забудешь обо всем на свете. — Рыба, она дается твои­ ми нервами, бессонницей, а тут тебя тормошат, где надо и не надо. Сколько бы капитан Крю­ ков ни говорил об этих бедах, так и хотелось сказать: «Да ведь еще пойдешь в море, как же ты без проклятой ры­ бы, без всей этой судовой уже давно привычной обста­ новки». И я имел бы право на та­ кие слова. Крюков был хо­ рошим штурманом: вторым, старшим. Скупой на похвалы Павел Васильевич Телов, ко­ гда ушел с «Семги» его вто­ рой помощник Валентин Викторович Крюков, гово­ рил: — Знает дело. На «Днепропетровске», где старпомил Валентин, лучше­ го палубного хозяина и не надо было. А сейчас он хо­ роший капитан - промысло­ вик. «Магадан» весь год вел за собой группу однотипных судов, экипаж, наверное, не упустил ни одной награды, МЫ ИДЕМ В НОВОГОДЬЕ Бьют куранты — двенадцать! Бьют торжественно, четко. И сменяются вахты У звенящей лебедки. Рулевой у штурвала, Мы идем в новогодье С первым плановым тралом Трудового сегодня. Через штормы н шквалы, В вихрях снежных метелей Нас ведут капитаны К достижению цели. За кормой остаются Промысловые мнли. И на палубу льются Серебристые ливни. ...Бьют куранты — двенадцать! О. СОЛДАТОВ, матрос тралового флота. которые полагались за доб­ рые рыбацкие дела. А рыбу-то все-таки ловит капитан. Затянувшаяся беседа поме» шала наблюдать за поз,г ’ й швартовкой «Тороса». А 1 йи том было как-то неловко ме­ шать капитану Виталию Де- мяненко в этот вечер после четырехмесячного плавания спешить домой. Договоржч лись о встрече на завтра. «Тороса» ждали многие, и журналисты в том числе. А интерес был для них обыч­ ный. Мне попалась на глаза четырехлетней давности ин­ формация в нашей газете. «В течение последних лет суда перспективной промысловой разведки уделяют большое внимание поиску скоплений макруруса — будущей про­ мысловой рыбы, которая по пищевым качествам не усту- Т А Н пает рыбам тресковых по­ род.*. Первого успеха добился экипаж БМРТ «Всполох» (он в то время был выделен для разведки — примеч. В. X.) на юге Исландии... Однако на­ стоящая удача поджидала его в районе Баффиновой Земли. Суточный вылов до­ ходил до пятидесяти тонн и пятнадцати тонн готовой продукции... Однако тяже­ лые грунтовые условия не дали возможности морякам добиться промыслового успе­ ха». И как было после этого не удивиться «большой» рыбе экипажа «Тороса», который в тех же местах с самого на­ чала и до конца работы здесь брал отменные уловы, вышел на первое место в своем, сельдяном, флоте и не усту­ пил его. И достигли-то победы благодаря пелагиче­ скому лову, о котором в той же информации и слова не было сказано, — он только- только приживался а Се­ верном бассейне. Да что там—дела давно ми­ нувших дней. Буквально ны­ нешним летом, возвратив­ шись из разведывательного рейса, капитан БМРТ «По­ лярное сияние» Кособуцкий говорил: — Донным тралом не име­ ют там успеха — рвутся. Мы ловили макруруса в педагиа- ле, а больше никто не мог. шш Ы По различным причинам. Нерв­ ничали коллеги и ушли бы, на­ верное, отсюда, не подойди «То- I рос». Сразу у него отлично по­ лучилось. Так вот группа здесь и образовалась. Виталий Демяненко... Он и ровесник Крюкова, и почти одновременно закончил с ним нашу мореходку, и хотя были занесены в судовую роль разных по судовладель­ цу кораблей, доказали: хоро­ шее получили они наставле­ ние в стенах училища для нелегкой, беспокойной сего­ дня уже капитанской своей работы. Кто бы мог сказать тогда, когда еще носили кур­ сантскую форму, что прой­ дет немного времени и оба дадут фору бывалым море­ ходам. Один — во вдоль и поперек исхоженном Барен­ цевом море на тресковом промысле, другой докажет, что новое дело по плечу мо­ лодым — освоить пелагиче­ ский лов. Доказывать Демя­ ненко приходилось не в луч­ шей обстановке... Пришел в Баффиновой Земле и на первом же капи­ танском совете его «обрадо­ вали»: — Что ты собираешься де­ лать тут? Кто пришел рань­ ше тебя, не рад. Горим, рвем­ ся, не рыбалка — мука. Демяненко не смалодуш­ ничал. Решил даже единого раза не спускать обычный, донный трал, а сразу нала­ живать разноглубинный. Но не знал ни течений, ни глу- (Окончание на S стр.). В Е Т Е РАН З А В О Д А С ЕЙЧАС на судоверфи ста­ раются выпускать из ре­ монта в первую очередь суда типа БМРТ и ППР. У т к высокий коэффициент полезного действия. Наиболее сложный ре­ монт главных машин этих судов в мехаяо-моатажном цехе пору­ чают бригаде Федора Германо­ вича Кондакова. Это не случай­ но. Бригадир Ф. Г. Кондаков за двадцать три года работы в це­ хе прошел к вершинам мастер­ ства долгий путь. Старший ма­ стер слесарного участка Лев Иванович Лебедев рассказывал, что все эти годы рабочий не только стремился оправдать должность бригадира. Он посто­ янно накапливал опыт. Специализируясь раньше на ремонте паровых машин, Ф. Г. Кондаков первым в цехе изу­ чил особенности дизельных дви­ гателей. Он правильно подме­ тил, что если сердцем корабля является двигатель, то сердцем двигателя можво смело назвать коленчатый вал. Разобраться в секретах его переукладки дане не всякому. Спросите любого ди­ зелиста, и вам ответят, что каж­ дый двигатель, как и человек, имеет свой характер. Все слесари в бригаде Федора Германовича — мастера высо­ кого класса. Это потому, что бригадир, не скупясь, передает им самое лучшее, что сумел на­ копить. Уходя в отпуск, он ни­ когда не испытывает трудностей в выборе замены. Его ученик» Михаил Хабибулин, Валенти* Миронов с успехом могут руко­ водить бригадой. В бригаде подобрались люди пытливого ума. Они постоянна ищут новые пути повышения производительности труда. Эта можно подтвердить хотя бы та­ ким маленьким примером. Несо­ вершенным было приспособле­ ние для проверки правильно! шабровки подшипников главного двигателя, которое бригажа взя­ ла на вооружение у слесаре! дизельного цеха. Некоторым на слесарном участке мехажз-мо*» тажного не верилось, что ах ет* внедрения можно будет к о л у чить эффект. Бригада <3*вдора Германовича* после невспторы* усовершенствований, с успехом применила приспособление на практике. Воспользовавшись впервые им на «Новдоре», он* намного раньше срока перебра­ ла валовую часть главной ма­ шины н сдала в эксплуатации) е первого предъявления. Передовой опыт. Его обобще­ ние, распространение и переда­ ча — это для рабочего inkoira повышения мастерства. В меха- но-монтажном цехе на слесар­ ном участке постарались сде­ лать все возможное, чтобы шко* яа передового ояыта не значи­ лась галочной на бумаге, а бы­ ла верным помощником в рабо­ те. Одним из энтузиастов ее стал Федор Германович. Не раз- и не два ходил он на ремонтиру­ ющиеся суда с другими брига* дами, на месте объяснял, пока­ зывал, как действуют в подоб­ ных ситуациях его товарищи. Внедрять в производство про­ грессивные методы работы, ши­ роко обмениваться опытам, до­ биваться равномерности показа­ телей, увлекать соседа к более высоким вершинам. — к этому призвал тружеников партийный съезд, от этого зависит успеш­ ное выполнение нлана пятилет- ки.Первый шаг в этом уже сде­ лан. Бригада Ф. Г. Кондакова 1972 год начала раньше кален­ даря, труд самого бригадира от­ мечен высокой правительствен­ ной наградой — орденом рк» тябфвской •революции. Это большое событие в жизни вете­ рана и его бригады. На снимке: Ф. Г. Кондаков (справа) и В. Миронов. С. ДАНИЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz