Рыбный Мурман. 1968 г. Апрель.

i * • • . % # ‘, ;• •* .* •' Лис£дга с Б М Р Т 93 ,Т¥Куромек€€ ВПЕРЕДИ ЭКЗАМЕНЫ 2. О планиро­ вании В НАЧАЛЬНЫЙ период работы БМРТ «Му- ромск», первому вступив­ шему в сгрой сельдяного фло­ та, планировался промысел па Джорджес-банке, Большой Ньюфаундлендской банке и Лабрадоре. На 9 месяцев нам был дан план по добыче — 65 720 центнеров, по замороз­ ке _ 63073 центнера. Позже, учитывая заходы в иностран- пые порты, план был умень­ шен ц составил по вылову 63 220 центнеров, а по замо­ розке — немногим более 60 тысяч центнеров. Мы еще ясно себе но представляли, как будем работать, поэтому план пас не смущал, казался реальным, хотя экипажи мно­ гих судов тралового флота не имеют такого годового зада- лшя. , Перед выходом во второй (рейс я беседовал с начальни­ ком ■планового отдела «Мур- мансельдп» тов. Сидоровым, который сказал, что план бу­ дет уменьшен на 7—14 тысяч центнеров/ Этого не былр еде- яапо.' • ..'а- И вот что получилось. Со­ гласно рейсовым заданиям, жни план на 1967 год по добы­ че должен быть 47 380 центиё-. ров, по заморозке — 35 310 центнеров. Оба рейсовых зада­ ния выполнены на 120 процен­ тов, сверхплановая заморозка составила более 10 тысяч цент­ неров. По итогам соревнова­ ния во втором и четвертом кварталах мы получилй пре­ мии. Годовой план по сырцу мы перевыполнили, а по за­ морозке нет, И теперь нам, из-за непродуманного плани­ рования не ясно: хорошо мы работаем или значимся в от­ стающих? До сих пор в рейсовом за­ дании не выделяется время ва разгрузку у плавбаз, хотя при каждом подходе БМРТте- L ряет в самом лучшем случае двое суток. А таких подходов за рейс бывает несколько. Суточное задание дается из . расчета мощности морозиль- . вых. камер. Допустим, что сы­ рьевая база позволяет выпол­ нять только суточное задание и такой темп сохранится в те­ чение рейса. Суточные зада­ ния будут выполнены, а рей­ совое — нет, так как часть времени будет израсходована на подходы к плавбазам. На наш взгляд, было бы справед­ ливым уменьшить рейсовое задание, учитывая время, за­ трачиваемое на переходы, к плавбазам и выгрузку у них. Тогда интересы моряков по будут ущемлены. Вот для ил­ люстрации цифры второго рейса. Нам планировалось па- - хождение па лову 86 суток. Фактически были 71,5 суток. Остальные 14,5 суток были израсходованы па ожидание баз, выгрузку продукции, по­ лучение топлива и воды, на выполнение таможенных фор­ мальностей и т. д. 3. Новая система - новые требования % С КОРО наше', предприятие нереидет на новую систв* му; планирования и эко­ номического , ; стимулирования, ■; Результаты, работы экипажа в рейсе будут оцениваться по реализованной продукции, по нрибыли, чем она больше — тем вышо оценка работы. Очень свобвфемеино, правиль­ но говорит . капитан БМРТ «Серафимовича тов.. Хаценко (Мурманский траловый флот): поскольку церед флотом ^ста­ вятся новые Задачи, значит, • * нужно резко улучшить пла­ нирование. Его необходимо вести иа;научной основе. Цри. .. составлении плана нужно учитывать, где судно будет. работать, какая рыба Сбудет преобладать ^ «данном рацрн^., в. этот, период „года. Надо учи- г . тцвать и :рпрос покупателя ца. > выловленную,., рыбу,, дават^.. потре(х^гелк\ ^ е н ц о *го'г ас-., сортимевт,:,которой;,ему, ну: „ жен. Порой бывает . так, что в соседнем районе ловится рыба, пользующаяся большим спро­ сом покупателя, но уловы ее значительно меньше, чем там, где мы промышляем. Перейти в другой район мы не можем, так как не будем там укла­ дываться в1 суточное задатае, а оно не корректируется. При повой системе, на наш взгляд,’ планирование должно быть гибким и оперативным. Ло­ вить надо ту рыбу, которая пользуется большим спросом. Для нашего бассейна такой • рыбой является треска. Но при облове ее экипаж будет давать меньше прибыли, так • как оптовые цепы на треску в Два раза ниже цен па хек. Мо­ жет случиться так, что при равном вылове у двух экипа­ жей (промышлявших — один хек, другой — треску) и эко­ номические показатели будут резко отличаться. Из всех по­ род добываемой рыбы треска занимает первое место, следо­ вательно, и оптовые цены на вео должны быть более высо­ кими. Тогда все экипажи бу­ дут больше заинтересованы в добыче этой рыбы, она будет быстрее реализована. 4. Вспомним Суворова М НЕ КАЖЕТСЯ, и в на­ шей практике уместна суворовская шутка о тЬм, что «путь к сердцу солда­ та лежит через его желудок». Командование корабля, поми­ мо всех друтих, забот, должно помнить и об отличном пита­ нии. • моряков. В этом нам должны оказать большую по­ мощь береговые службы. У экипажа БМРТ «Муромск» имеются серьезные.претензии к магазину № 1 рыбкоопа тра­ лового флота. Продовольствие мы получаем на целый рейс. Но вот как сложились обсто­ ятельства перед последним пларанием. Мясо пам дали второй категории, колбасу — краковскую, и то немного, хо­ тя i охотнее моряки берут польскую, которая нас вполне устраивает и по цене, и долго хранится, не теряя своих вку­ совых качеств. Окорок мы по­ лучили только благодаря вме­ шательству, секретаря партко­ ма тов. Скорохода. Я предлагаю работу этого магазина взять под строгий контроль.. .Работяыкп магази­ на должны болеть душой за снабжение каждого корабля, по особенно тех, которые ухо­ да? _.в;длительное плавание. Снабжать, их надо не в пос­ ледний день отхода, а аара- нее, без спешки. Продукты давать в широком ассорти­ менте и высокого качества. Диспетчерская служба обяза­ на график отхода таких ко­ раблей представлять магази­ ну, заблаговременно. Тогда не будет жалоб моряков, пита­ ние их будет улучшено, а это, в конечном итоге, сыграет оп­ ределенную роль в жизни мо­ ряков, уходящих на несколь­ ко месяцев из родного порта. Я, как один из руководителей кораблей, имеющих длитель­ ный рейс, в этом кровЕо за­ интересован. К. АРДЕЕВ, капитан БМРТ «Муромск». Немало интересного можно увидеть в пашем училище. Кур­ санты успешно овладевают зна­ ниями, которые ведут их на ка­ питанские мостики, в радиоруб­ ки, делают хозяевами судовых маптп. Недавно в училище распахну­ лись двери актового зала. Каж­ дый посетитель уделил время, чтобы посмотреть нашу выстав­ ку технического творчества. Здесь демонстрировались схемы- макоты блокинга-генератора. мультивибратора, схемы связан­ ных контуров и многие другие. Немало работ было выставле­ но и курсантами пашего радио­ технического отделения. Первое место было присуждено ради­ стам. Курсанты Олег Алейников, Юрий Расположенский, Николай Беляев и многие другие прини­ мали самое активное участие в создании этих действующих схем, а двое из них были ноощ* репы денежной премией. Зайдите сейчас в радиолаборгк торию. Курсанты готовятся к го­ сударственным экзаменам, и мно­ гие лабораторные работы прово­ дятся ца схемах, собранных ру­ ками курсантов. Л кто по знает позывные пашей любительской радиостанции УЛ 1КУБ! Ушли па практику в море вы­ пускники, но не молчит радио­ станция. Курсанты Леонид Гро- мазип, Николай Тронин, Анато­ лий Панов несут вахту. За месяц они установили более четырех­ сот связей с различными кор­ респондентами. Пройдет немногим более года, н курсанты нашего отделения зай­ мут место среди тружеников мо­ ря. Г. ПОЛЯКОВ, курсант Мур­ манского мореходного училища. Какой отдел нам ближе • В докладе первого секретаря обкома КПСС тов. Коновалова Н. Л. на состоявшейся в февра­ ле нынешнего года XV I Мур­ манской областной партийной конференции отмечены недостат­ ки в подборе и расстановке кад­ ров. | Вношу предложение, которое, возможно, поможет управлению тралового флота. В настоящее время на флоте закреплением и выдвижением ' механиков занимается механи­ ко-судовая служба, рыбмасте- ров —"отдел рыбообработки, ма­ стеров лова — отдел добычи, а вот судоводители оказались на особом положении. Капитаны и их старшие помощники нахо* дятся в ведении отдела главного капитана, а вторые и третьи штурманы — отдела кадров. Мне думается, такое . разделение не оправдано. Надо всех без исклю­ чения судоводителей передать отделу главного капитана, Ведь сто работники знают лучше лю­ дей на кораблях. Тогда и рас­ становка кадров судоводителей, их рост, дисциплина на судах улучшатся. В. БУБНОВ, третий помощ­ ник капитана. Очень нужен этот документ На протяжении нескольких лег экипажи промысловых судов вы­ нуждены ■уходить в длительные рейсы, не имея на борту ни штат­ ных расписаний, ни Положения об оплате труда. В большом затруд­ нении оказываются командный со­ став и судовой комитет профсою­ за, когда приходится отвечать на вопросы о заработной плате вновь принятым (да и не только вновь принятым) членам экипажа «при­ близительно», «по памяти». А за четырехмесячный рейс вопросов возникает много. Отсутствие штатных расписаний порождает ошибки в комплекто­ вании экипажа, в расстановке команды 1 Ю рабочим местам. Последний раз Положение об оплате труда было выдано на суда, кажется, в 1964 году. И оно мало где сохранилось. На кораб­ ли, вступившие в строй позднее, они вообще не выдавались. Одно время говорила, что ско­ ро из' министерства пришлют но­ вое Положение об оплате труда моряков промысловых судов. Не­ давно, я узнал; что оно разослало по главкам. Но моряки его не видят, лежит оно где-то в канце­ лярии, а на суда не выдается. Ждут этот очень нужный доку* мент коллективы кораблей трэло* вого флота, «Мурмансельди», н'а архангельских и других судах. Ждут и надеются, что новый по­ рядок оплаты будет одним из ры- чггов, помогающих выполнять план и социалистические обяза­ тельства по вылову рыбы в тре­ тьем году пятилетки. Не за горами перевод флотов на новые условия хозяйствования, и отпечатанная в типографии кни­ жечка с условиями оплаты труда нужна сейчас на кораблях как не­ когда. С. ЛИТВИНОВ , помполит. Эксперимент «Кольского» В РЫБНОМ ПОРТУ. !. t I г • Фото Б. Беркутова. В траловом флоте ведется ак­ тивная подготовка к переходу на новую систему хозяйствования. Одной из мер этой подготовки явился экспериментальный рейс большого морозильного траулера «Кольский», который недавно вернулся в перт. Выбор корабля для эксперимента был но слу­ чайным: экипаж «Кольского» с момента вступления корабля в строй флота — вот уже четыре года — идет по результатам ра­ боты в первой пятерке. Капитан Владимир Васильевич Степанов здесь также бессменный руко­ водитель коллектива. А моря­ ки этого БМРТ доказали, что и стотысячный рубеж для них — но предел. Рейс по опытной проверке по­ вой системы планирования и экономического стимулирова­ ния, применительно к рыбопро­ мысловому флоту, начался 28 но­ ября прошлого года. Районом промысла по заданию преду­ сматривался Лабрадор. Работать здось нелегко из-за грунтовых условий, но зато были преиму­ щества перед другими районами: ловился палтус, представлялось возможным перевыполнение су­ точных заданий и по вылову, и по прибыли. А это основное в новых условиях хозяйствования. Всех видов продукции экипаж «Кольского» должен был в эк­ спериментальном рейсе вырабо­ тать на 5 процентов больше действующих норм для данного типа судов. Требовалось также выполнить повышенное задание по выпуску филе и консервов, обеспечить планируемую при­ быль (201 тысячу рублей за •fivS'.'.;.:. рейс). Система заработной платы оставалась прежней, но за счет выполнения напряженного пла­ на по прибыли экипажу отчис­ ляется определенная сумма в фонд материального поощрения. Она составляет 3 процента от фонда зарплаты, планируемого экипажу на рейс. Это чуть боль­ ше 7 тысяч рублей. Если при­ быль превысит запланирован­ ную, то еще 20 процентов (от суммы сверхплановой прибыли) направляется на материальное поощренио. Коллектив работал напряжен­ но, стараясь использовать все возможности как для увеличе­ ния выпуска продукции, так и экономного расходования мате­ риала. На рыбофабрике берегди каждый ящик для упаковки, ремонтировали их (а раньте, случалось, ящики бросали на па­ лубу, под ноги). Мастера но до­ быче, руководимые Виктором Петровичем Бирюковым, больше внимания уделяли чинке ору­ дий лова. А работали на плохих грунтах, трал часто рвался. На промвооружении и сетема- териалах за рейс даже в таких условиях было сэкономлено 30 тысяч рублей. А весь комплекс мер по выработке продукции (в среднем за сутки добывалось 25 тонн палтуса) и экономии ма­ териалов позволял морякам поч­ ти вдвое перевыполнять суточ­ ное задание по прибыли. Экипаж в экспериментальном рейсе добился высоких экономи­ ческих показателей. По предва­ рительным подсчетам получено около 600 тысяч рублей при­ были. Экспериментальный рейс за­ кончен. После разгрузки корабля будут уточнены все данные пла­ вания, состоится его тщательный разбор. Опыт экипажа БМРТ «Кольский» сослужит хорошую службу при переводе флота на новую систему хозяйствования. П. БЫСТРОУМОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz