Рыбный Мурман. 1961 г. Август.

г а р а н т и я роны палубной команды и су­ доводителей. И в последнем рейсе, кстати, их и не было. 'Хорошо трудились недавно пришедшие к нам мотористы Юрий Ногаев, Степан Бабий. Свое хозяйство держал в пол­ ном порядке электрик Ким Жарков. Он недавно освоил и вторую специальность — мо­ ториста. Большое значение придаем технической учебе. Хотим сде­ лать так, чтобы каждый имел представление обо всех меха­ низмах. Занятия проходят от­ дельно с командирами и рядо­ выми, это отражается и в пла­ не учебы, который регулярно составляется перед рейсом. А. потом, после проведения заня­ тий, об этом делается соответ­ ствующая запись в специаль­ ном журнале. В последнем плавании, на­ пример, с командами было про­ ведено занятие на тему: «Уст­ ройство и обслуживание рыбо­ мучной установки». Лекции чи­ тал механик-наладчик Виктор Березной. Присутствовало 6 че­ ловек. Неплохо прошло заня­ тие с машинистами, мотори­ стами и электриками на тему: «Устройство и действие, пу­ сковая система главного дви­ гателя». Всего было проведено 10 занятий. Техническая учеба помимо того, что помогла людям расширить свои познания по самым разнообразным механиз­ мам и устройствам, способст­ вовала также возникновению и развитию творческой инициа­ тивы членов машинных команд. Недаром только в последнем плавании было внедрено у нас шесть рационализаторских предложений, из них три на рыбофабрике и столько же во­ обще по судну. Например, пе­ ределаны ролики раскатной те­ лежки траловой лебедки, уст­ роено кнопочное управление работой тифона, что очень об­ легчило труд судоводителей. Ценные новшества внедрены в рыбомучной установке. Заслу­ га в этом машиниста Савинова, человека пытливого ума, вечно ищущего. Но самое большое дело, ко­ торое нам удалось совершить, это повышение производитель- ' ности морозильных установок. Да иначе и нельзя было: что­ бы мы тогда делали, когда на палубу стали поднимать обиль­ ные уловы. Решено было сократить вре­ мя, затрачиваемое на замороз­ ку. Рейс только начался, а мы уже принялись за это дело. Вскрыли дренажные вентили левого и правого бортов,обна­ ружили дефекты в клапанах. Проточили их, снова постави­ ли — сократилось время замо­ розки. В установках должна нили. Увеличение оборотов компрессора позволило держать в морозильной установке более низкую температуру. Все это способствовало уве­ личению количества заморажи­ ваемой в сутки рыбы. Таким образом, вместо 30 тонн про­ дукции (обычная производи­ тельность установки) за сутки изготовляли до 50 тонн. Своевременно производимые осмотры и чистки механизмов дают возможность содержать их в хорошем состоянии. В этом рейсе произвели чистки двух дизель-динамо, трех дви­ гателей. Эти и другие работы, быть хорошая вентиляция. По- QCH0BH0E в нашем деле этому еще на переходе тща- — сбор 'сыцья. Машинист тельно проверили вентиляторы, jX должен постоянно быть на че- пггорки, направляющие поток :■ ку, чтобы отходы при раздел- воздуха. Плохие шторки заме- $ ке рыбы не уходили за борт. Когда на рыбофабрике работа кипит вовсю, я ставлю заслон­ ку в рукава спусков отходов. Слежу также за тем, чтобы пе­ чень не попадала в бункер, по­ тому что она может отрица­ тельно повлиять на качество рыбной муки, повысить ее жирность. ^ Само собой разумеется, не­ обходимо соблюдать все режи­ мы работы, как положено. К примеру, если сырье загрузить J сначала в один барабан, а че­ рез полчаса на­ чать заполнять и второй, то случае пойдет за произведенные в рейсе, позво­ лили сократить заводской ре- в этом монт на 587 рублей. $ сырье оОязательно ТРЕБУЕТ третья вахта, руководимая венство она до конца рейса. Члены машинной команды, как и весь экипаж, кровно за­ интересованы в том, чтобы вы­ полнить годовой план к дню открытия XXII съезда. Все, что зависит от нас, будет сдела- Между вахтами постоянно К борт, потому что бункер будет было боевое соревнование. С наполнен им до того, как осво- самого начала впереди была бодится один из барабанов. третьим механиком Алексеем Второй барабан загружаем при- Ивановичем. Не упустила пер- \\ мерно через 2— 2,5 часа после Мы же поступаем иначе. :■!; первого. Это дает возможность работать ритмично. Когда сырье поступает непрерывно, то даже перекурить некогда. Как только один барабан вы­ гружаю, сразу его снова на­ полняю сырьем. но. И лучшая в этом гарантия Л ] ]а некоторых судах клапаны хорошии труд. В. ГИЛЕВ , старший механик. Рассказали мы им все подроб­ но. И от организации труда на палубе зависит, и от вооруже­ ния орудий лова. Например, вооружение. Там, где соединяется мешок с тра­ лом, у нас поставлен дополни­ тельный строп. При подъеме трала сразу цепляем вытяжным концом за этот строп. Это не­ много дело ускоряет. Затем на лебедке работаем одновременно двумя турачками. Опять же за стропами следим постоянно. А то поизносится да лопнет еще во время подъема — значит мешок снова надо поднимать, тратить минуты драгоценные. Так вот по секундам, минутам на том, да на сем время и сберегаем. Большая польза от того, что с капитаном Михаилом Михай­ ловичем Розенштенном контакт у нас тесный. Проявляется это во многом, но я приведу толь­ ко один пример. Иногда прихо­ жу к капитану, говорю: — Кажется, заверт. Надо бы проверить, Михаил Михайло­ вич, выбрать пару марок вае- ров. Он разрешает. Не всегда ко­ нечно. мои подозрения оправ­ дываются, но капитан не сер­ дится, понимает, что беспокой­ ство — это хорошо. В основном трал вооружен у нас так же как и на других рефрижераторных судах. Ниж­ няя подбора весит 480 кило­ граммов. Когда работали на «тяжелых» грунтах, набивали на центр нижней подборы че­ тыре бобинца 600-миллимет­ ровых. Снимали груз с клячев- ки, чтобы больше было плаву­ чести. Несправедливо было бы не упомянуть здесь и о машинной команде. Они нам здорово по­ могали и в этом, и в прошлом рейсе. А однажды так просто выручили весь экипаж из большой беды. ...Случилось это на вахте мастера по добыче Василия Новикова. Давно, кстати, пла­ вает товарищ, а опыта не на­ брался. Поделом его перевели в рыбообработчики. Видит, что вирают неправильно, что груз больше положенного, да еще покрикивает: «Давай, мол, да­ вай!» Ну стрела и согнулась. Почти пополам. Что делать? Ремонт типично заводской, а мы в Северной Атлантике. Повезло, что другой Нови­ ков на корабле был — Анато­ лий, токарь он умелый. Вместе с тогдашним стармехом Шило­ вым Петром Павловичем они обмозговали это дело, говорят: «Попробуем»! Прежде, чем сваривать, на­ до было разрезать погнутую Л для прогрева заруьашечного пространства держат открыты- ч ми. Это ни к чему. Расходуется ________________________________ \ много пара. На «Златоусте» 1 — машинисты рыбомучной уста- машинной команды. Историй, новки поступают по-другому. может, и НС таких «страшных» К ' ара6а! ’ „ X пан закрываем. Свежии пар немало можно рассказать. Ьт-о |<| идет на мешалку. Так достига- хочет послушать, приходите в « ется экономия пара, раеходу- следующую стоянку, а заодно г с выполнением годового плана ;; к съезду поздравите. ;; Скажут, смотрите, какой са- г; моуверенный! Так дело-то раз- j; ве во мне. Гляну, как работа- ; ют мои товарищи по судну, с каким усердием, отсюда и уве­ ренность. С такими, как Вя- чеслав Степанов, Анатолий Но- жать слово, которое дали Ро- дине. Г. ПЕРЦЕВ, старший ма- <и> стер по добыче. ется его не оолее трех тонн на 1G00 килограммов муки. Вакуум определяем в зави­ симости от вида сырья: для окуневого — одна величина, для трескового — другая. Ре­ гулируем вакуум так, чтобы не подсасывало муку насосом. Нужно почаще смотреть в на­ блюдательные стекла, тогда не виков, Алексей Сидоров, Иван пропустишь момент, когда му- Иванцов, можно вполне сдер- “ ^ “ дить за борт. 1де установлены краники, мы обычно даем под­ сос постороннего воздуха, ва­ куум благодаря этому стано­ вится меньше. стрелу. Сначала в ход пошел наш горн. Не вышло, маломощ­ ный он. Тогда подвели воздух, выточили специальную форсун­ ку для распыления солярки и воздуха. Солярку в ведре при­ несли на палубу. Начали. Смотрим, пошло де­ ло. Разрезали они стрелу, кон­ цы неровные сравняли, а потом снова сварили. Прямо — ма­ стера золотые руки. Все моря­ ки очень им благодарны были. Ведь если б тогда сорвали рейс, не видать нам первого места среди рефрижераторных трау­ леров. Кстати, с этой стрелой мы отходили еще рейс. А когда уже в порту при инспекторе Реги­ стра проверяли ее на проч­ ность, так Анатолий Новиков, который варил стрелу, извел­ ся весь. Очень уж волновался, выдержит ли положенную на­ грузку. Ничего, выдержала! А вместе с ней выдержали тяже­ лый морской экзамен и члены В остальном мы строго сле­ дуем инструкции. Но это вов­ се не значит, что мы работа­ ем без думы улучшить, усо­ вершенствовать свое производ­ ство. Следуя указаниям плену­ мов Коммунистической партии о техническом прогрессе, мы стремимся внести и свой, пусть скромный, вклад в это важное дело. Осуществление некоторых' рационализаторских предложе­ ний уже принесло нам большую пользу, облегчило труд. Сюда можно отнести, например, уста­ новку аварийной трубы на кон­ денсаторе. Сама жизнь заставила сде- I лать такое усовершенствова­ ние. Случилось это еще в про­ шлом рейсе. На вахте был мой сменщик. Он пошел уклады­ вать брикеты, а рыбомучная установка тем временем про­ должала работать. Сначала все было в порядке. Но вот насос, откачивающий теплую воду из к о н денсатора, почему-то оста­ новился. Такие случаи бывают, и ничего бы страшного не . произошло, ес- ; ли бы машинист был рядом и ; заметил остановку насоса во­ время. Но его не было. Второй насос по-прежнему гнал воду в конденсатор. Вскоре она запол­ нила его целиком, потом пошла в барабан. Там вода смешалась с мукой. Наконец, этой каши­ цей забило всю систему. Таким образом, рыбомучная установка полностью была вы­ ведена из строя. Чистили ее семь часов. Да почти готовую муку пришлось заново пе сушивать. Тогда я подумал, а нельзя ли вообще устранить возмож­ ность подобных аварий. Эта мысль долго не давала покоя, много вариантов перепробовал, но ничего путного не получа­ лось. Наконец, уже в последнем рейсе, установили аварийную трубу во второе наблюдатель­ ное стекло, которое расположе­ но на конденсаторе. Выше среднего уровня конденсатора сделали изгиб на трубе. Снизу на нее навернули гайку с пре­ дохранительным клапаном. В гайке — 4 отверстия, причем каждое имеет диаметр 10 мил­ лиметров, а диаметр трубы — 40 миллиметров. Под клапаном имеется пружина, расчитанная на такое давление, какое полу­ чается, когда вода поднимается выше среднего уровня конден­ сатора. При таком устройстве исклю­ чена возможность возникнове­ ния аварий, так как вода, если превысит нормальный уровень, вытекает из этой трубы. Внедрено и еще одно рацио­ нализаторское предложение, приносящее большую пользу. Было замечено, что бронзовые гайки, имеющиеся в кормовой части барабана, при работе бы­ стро стираются. Теперь у нас на переборке установлен крон­ штейн с роликом, благодаря которому можно гарантировать, что гайка из ценного сплава не выйдет из строя хоть сто лет. Просто, дешево и хорошо! Кое-какие мысли есть и на будущее. Недалеко, ви­ димо, то время, когда клинкеты будут открываться и закры­ ваться с помощью сжатого воз­ духа, а не вручную, как сей­ час. Мы знаем, как нужна в жи­ вотноводстве наша рыбная му­ ка, поэтому стараемся привез­ ти в порт как можно больше этого ценного продукта. План первого и второго кварталов намного перевыполнен. Чтобы справиться с социалистическим обязательством — выполнить годовой план к открытию XXII съезда КПСС — нам осталось изготовить 13G тонн рыбной муки. П. САВИНОВ, машинист рыбомучной установки траулера «Златоуст».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz