Рыбный Мурман. 1961 г. Август.

чш а я QTAPIUHM механиком я хо­ дил на этом судне всего один рейс. Поэтому, если и есть какие заслуги у машинной команды, то это прежде всего надо отнести на счет Петра Павловича Шилова, нашего прежнего стармеха, который сейчас в отпуске. От руковод­ ства ведь многое зависит, осо­ бенно на таком корабле, как «Златоуст», где работает мно­ го молодежи. Есть, правда, и постоянный, так сказать, ко­ стяк коллектива. Например, ма­ шинист Иван Петрович Сини­ цын давно здесь плавает, гра­ мотный специалист, я тоже работаю на этом судне уже с 1957 года, причем все время был- вторым механиком, Алек­ сеи Иванов — с первого дня эксплуатации судна, сейчас он третий механик и секретарь комсомольской организации ко­ рабля. Те, кто плавает здесь дав-чо, сохранили старые трудовые традиции, передают их моло­ дым. И надо сказать, что вос­ принимают они наши неписа­ ные законы и обычаи быстро, усваивают надолго. А главный закон у нас — это, не жалея ни сил, ни времени, ухаживать за двигателями и всеми меха­ низмами, грамотно их эксплуа­ тировать. Тогда не будет ни простоев, ни претензий со сто- ЗЛАТОУСТ» ВО ВРЕМЯ СТОЯНКИ В ПОРТУ Моряки траулера «Златоуст» во втором квартале 1961 года вышли победителями в сорев­ новании среди экипажей судов кормового траления. Им при­ суждено переходящее Красное Знамя горкома КПСС и испол­ кома горсовета. Сегодня на 2 и 3 страницах моряки «Златоуста» рассказы­ вают об опыте своей работы. ясна всем только на двух судах. Патрио­ том «Златоуста» он стал с 1956 года. Давно здесь плава­ ет и его брат Александр. Тоже серьезный моряк, недавно стал мастером по добыче. Немало времени плавал вторым меха­ ником и Владимир Гилев. А те­ перь ои у нас старший меха­ ник, с полным знанием дела руководит машинной командой.• Да мало ли таких! Второй рейс еще раз убеди­ тельно доказал, что с такими людьми не страшны любые трудности. Как-то в начале мая нам удалось найти непло­ хие концентрации окуня в рай­ оне Лабрадора. Но грунт ока­ зался очень тяжелым. Масте­ рам по добыче пришлось при­ менить все свое умение, чтобы не потерять орудия лова. Тру­ дились не покладая рук, но не допустили простоев из-за чинки тралов. Рядом работал рефрижера­ торный траулер «Н. Остров­ ский». С его капитаном Алек­ сеем Кузьмичем Шамовым мы постоянно советовались по ра­ дио. Это приносило большую пользу. Всего 5 суток и промышля­ ли на этом месте. В трюмы уло­ жили около 200 тонн продук­ ции. Но вот е севера надвину­ лись льды. Ловить стало опас­ но. Вся группа судов ушла от­ сюда. «Златоуст» и «Н. Ост­ ровский» держались по воз­ можности ближе к этому рай­ ону — не хотелось уходить от хорошей рыбы. Наши надежды оправдались. Дней через десять лед порасчи- стился, и «Н. Островский» тут же обнаружил рыбу. Алексей Кузьмич сразу же сообщил о находке нам. Й снова на палу­ бе и на рыбофабрике закипела жаркая работа. Хочется подчеркнуть, что огромную пользу оказало нам в этом рейсе скоростное траление. Правда, работать этим прогрессивным способом лова рыбы мы начали еще в конце прошлого года, но его преимущества почувствовали ие сразу. Да это и понятно: де­ ло новое, а опыта еще не было. Однажды, во время прошлой стоянки траулера в порту, я встретился с инженером ПИНРО Игорем Ростиславови­ чем Матросовым, который мно­ го лет потратил на разработку орудий лова, приспособленных для скоростного и глубинного траления. Естественно, я поде­ лился с ним своими неудача­ ми. Матросов посоветовал изме­ нить оснастку траловых досок, и дал ряд других ценных рекомендаций. В океане мы убедились, что совет был до­ брым. Окунь ловили на глубине 4G0— 500 метров, а треску: 240— 310 метров. Скорость при тралении и в том и в дру­ гом случае держали от 3,8 до 4,2 узла. На малых глубинах длину ваеров увеличивали по сравнению с обычной на две марки, на больших глубинах— только на одну марку. Очень много полезного из­ влекли мы из выступлений участников совещания, посвя­ щенного специально вопросам скоростного траления. Его ор­ ганизовал на промысле в Ат­ лантике начальник промраз­ ведки тов. Маевский. Напри­ мер, капитан рефрижераторного траулера «Некрасов» тов. Ел- фимов подчеркивал, что не на­ до скорость увеличивать сразу после взятия ваеров на сто­ пор. Небольшая пауза, когда судно идет самым малым ходом, дает возможность доскам ско­ рее сесть на грунт. Этот совет мы также применили в своей работе. Внедрение новых методов промысла, слаженность и тру­ долюбие экипажа помогли до­ биться успеха, сделать новый шаг на пути к заветной цели — выполнить годовой план к XXII съезду Коммунистической партии. М. РОЗЕНШТЕИН, ка­ питан-директор трауле­ ра «Златоуст». ТЭ ЭТОМ году наш рефриже­ раторный траулер «Злато­ уст» совершил два промысло­ вых рейса в Атлантику. Оба закончились удачно, несмотря на большие трудности, стояв­ шие как перед нашим, так и перед другими экипажами тра­ улеров. промышлявшими в тех районах: здесь и неустойчивая сырьевая база, и тяжелая ле­ довая обстановка, и многое другое. Ни моряки «Злато­ уста», мобилизовав выявлен­ ные резервы, сумели преодо­ леть трудности. Особенно плодотворно про­ ходил второй промысловый рейс, который начался в пер­ вых числах апреля. Экипаж к тому времени основательно сработался, были выявлены слабые стороны, недостатки на отдельных участках производ­ ства. Были приняты соответст­ вующие меры для их устране­ ния. Все это положительно сказа­ лось на промысловой работе. Сначала пришли в северный район Большой Ньюфаундленд­ ской банки. Там в то время не­ плохо ловился окунь. Несколь­ ко дней брали хорошие уловы, но потом рыба исчезла. Тогда продвинулись в район Лабрадора, где некоторое вре­ мя держался окунь, а затем еще севернее, в район банки Гамильтон. Здесь промышляли треску до конца рейса. За сут­ ки укладывали в трюм от 30 до 50 тонн рыбной продукции. В конце апреля и весь май работе очень мешал лед. При­ ходилось принимать все меры предосторожности, нужна была особая бдительность. Все обош­ лось благополучно. И в этом большая заслуга судоводите­ лей. Все они молодые, но с обя­ занностями своими справля­ лись отлично. Старший помощник капита­ на Александр Чурилов плавает здесь три года. За это время от третьего помощника он вы­ рос до старшего. Столько же работает у нас и второй по­ мощник капитана Владимир Лялин. Кстати замечу, что вообще у нас большинство экипажа сос­ тавляют люди, не любящие ко­ чевать с траулера на траулер. Вот старший мастер по добыче Геннадий Перцев. Одиннадцать лет работает он в траловом флоте, а побывал за это время QITOMHAH сила появляется в человеке, когда он йи- дит, что ему доверяют. Я это испытал на себе. Старшим ма­ стером работаю я не так дав­ но. И хорошо помню, как бы­ вало обидно, когда тралмейстер старается все наиболее ответ­ ственные работы сделать сам. У нас же на «Златоусте» все иначе. Я доверяю и своим по­ мощникам, и матросам, причем они почему-то меня никогда не подводят. Конечно, бывают и ошибки, но без этого ведь и нельзя, как говорят: «Не оши­ бается тот, кто ничего не де­ лает». Если же кто и ошибается, допустим, при спуске трала, то, во-первых, обходимся без руга­ ни, а, во-вторых, сразу же, как только спустим трал, соби­ рается вахта в сушилке для обсуждения — выясняем, что и почему, решаем, как избе­ жать повторения ошибки в дальнейшем. И все тихо, спо­ койно. Такой метод помогает. Хотя у нас и не ахти уж какие мор­ ские волки работают. Самому «старому», Вячеславу Степано­ ву, 32 года. Остальные еще мо­ ложе, но учатся, опытом запа­ саются. Недаром только за два рейса шесть матросов сдали экзамен на мастера по добыче. Это и радует, и не очень. Ведь трое-то из них ушли на другие суда. Как же, выше ква­ лификация — подавай и новую должность, соответствующую'. Из сдавших экзамены остались здесь только брат мой Алек­ сандр и Степанов. Оба сейчас помощниками у меня работают. Оба учатся в заочной школе моряков. Брат в десятом, а Вя­ чеслав в восьмом классе. На место ушедших взяли новых матросов — опять учи! Хорошо еще, что сметливый народ все попадается, быстро усваивают. Поэтому в рейсе и задержек из-за ремонта трала не было, а работать иногда приходилось даже на очень тя­ желых грунтах. Чинить-то у нас каждый матрос может. Как навалимся всей вахтой, дыр й рвани словно и не бывало. А ведь однажды даже такое дело было, что экипажи других судов не выдержали, ушли из такого района, где рыба хоро­ шая была. Невмоготу стало, тралы рвались страшно. «Зла­ тоуст», однако, выстоял. Ко­ нечно, не только наша, то есть палубной команды, заслуга. Су­ доводители — молодцы! Рыба держалась узкой полоской. При­ чем там, где рыба, тралы рва­ лись меньше, чуть в сторону — больше. Вот они и стара­ лись «утюжить» только по «по­ лоске». Получалась двойная выгода: улов больше, а дыр на траловом мешке меньше. Ко­ нечно, кое-что зависело и от вооружения трала, но об этом я расскажу ниже. Везде стараются спускать и поднимать трал побыстрее. Мы тоже. В общем и спуск и подъ­ ем успевали сделать за 32 ми­ нуты вместо 42 по норме. Как это у вас получается? Такой вопрос задали нам моря­ ки с траулера «Н. Остров­ ский». когда мы вместе стояли у плавбазы «Северодвинск». ПОМОГАЯ ДРУГ ДРУГУ Как обычно, комплексные смены у нас соревнуются друг с другом. Через каждые десять суток в салоне вывешивается таблица, в которой указывают­ ся основные показатели работы смен. Тут и время на спуск и подъем трала, и уборка рыбы, и заморозка. Но в прошлом рейсе соревно­ вались особенно . упорно. Все чувствовали, что дела идут хо­ рошо и старались вовсю, что­ бы результаты были еще луч­ ше. Сначала впереди шла вто­ рая комплексная смена. Но мы поднажали и к концу рейса вышли все-таки на первое ме­ сто. и получили вымпел. Всюду у нас много хороших работников, которые готовы в любую минуту придти на по­ мощь менее опытным. Когда-то таким был и я сам. Мне мно­ го помогли Анатолий Боронец и Александр Коноплянко. Нако­ нец, я освоил даже самое труд­ ное в работе матроса — чин­ ку орудий лова. И. ИВАНЦОВ, матрос первого класса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz