Рыбный Мурман. 1959 г. Апрель

Т е х н и к а с е м и л е т к и До сих пор резка филе из трески и окуня была очень трудоем­ кой работой, так как производилась вручную. В нынешнем году холодильный завод № 1 Мурманского рыбокомбината получил не­ сколько машин для механизированной резки филе. Одна из них V— «Баадер-150» предназначена для выпуска филе из окуня. В комп­ лексе с ней должны работать еще две машины «Баадер-47», снима­ ющие шкуру с окуня. В 1959 году завод полностью ликвидирует ручную резку филе. На снимкб: Валя Н ИКОЛ А ЕН КО 3ft работой ня м&шинс вБяз*^ дер-150». - Поход против бесхозяйственности и расточительства Металл переводится в стружку Передовые производственники 20, 22, 25, 30. 50 миллимет- энергично добиваются ликвидации ров. Нередко приходится прибе- всевозможных потерь и ироявле- гать к перековке 80— 100-мил- ний бесхозяйственности. Но на лиметровых болванок на изделия нашем заводе часто не бывает ус- значительно меньшего размера, ловий для такой борьбы. Особенно Напрасно затрачивается труд куз- мало уделяется внимания эконо- нецов, нефть для нагревательных ш и материалов. печей. Нередко приходится изготовлять Часто можно видеть, как на то- клапаны, втулки малого размера карных станках обрабатываются и другие детали из болванок диа- шестигранники. Чтобы сделать из метром 70— 80 миллиметров. При них болты, большую часть ме- этом половина металла, особенно талла приходится снова пускать такого ценного, как бронза, идет в в стружку. И вообще завод пло- стружку. А клапаны, втулки, хо обеспечивается крепежным ма- грундбуксы можно отлшать. Есть териалом, а на складе отдела у нас конструкторское бюро, есть снабжения подчас имеются толь- литейная. но нет разворотливости ко неходовые болты » гайки, и инициативы руководителей Все это говорит о бесхозяйствен- предприятия в этом деле. Чтобы ности и излишествах в проведе- несколько расширить литейное нии судоремонтных работ. Нередко производство, что позвол 1 :«т резко из-за этого и суда простаивают. Когда неисправен эхолот... План 1958 года наш экипаж тому три дрейфа тянули «пустыш- перевылолнил. Но работать мы ку» , хотя поисками занимались сократить отходы ценных метал­ лов! надо принять на работу мо­ дельщика. Не лучше снабжается наше предприятие и сталью, особенно прутковой диаметром 16. 19, Я . Щ ЕКОЛДИН , технолог горячих цехов су­ доремонтного завода управ­ ления рыбной промышлен­ ности. Нужна прочная ремонтная база За последние годы на Мурман- сложные работы, нарушая самые могли лучше. И вот почему. С по- тщательно, определяли темпера- ском рыбокомбинате вступил в элементарные правила техники ловины последнего рейса прошло- турныи градиент. строй ряд новых предприятий безопасности. Вопрос о строитель- го года начал «пошаливать» эхо- Пришлось на совещаниях про- жестяно-баночная фабрика, холо- СТВ6 Н0°ð П(>мещен'ня для нас лот. В конце концов ^он вообще tlITb помощи. Один из техников перестал давать рыбные записи. по эхолотам был на среднем трау- лодмимался неоднократно, и на- дильный завод Л? 2 , намечено зрела необходимость прислушать- Даже порядка не записывал, ког- лере jyf. 150 Запеленговали это строительство и других завоюз. ся- наконец, к голосу коллектива На комбинате будут п.родол- MaCTo >CcKO K да проходили над ним. А искать судно, подошли. А тут шторм! Так рыбу приходилось часто, иосле И не пересел к нам специалист, жаться работы по постройке но- каждого шторма. Эхолот был Был еще один техник, но у него вых передаточных механизиро- очень нужен. на другом корабле работа оказа- ванных линий. Вернулись в порт. Я попросил - п и лась незаконченной. И вот на- вхолот заменить. На мою просьбу не было обращено внимания. Так чялась консультация по радио. С и ушли 12 декабря с неисправ- борта среднего траулера Л» 156 цИИ и автоматизации. а консервный, коптильный заводы и жестяно- баночная фабрика станут пред­ приятиями сплошной механиза- слесарь ремонт­ но-механической мастер­ ской рыбокомбината. Мое социалистическое обязательство Чтобы активно участвовать в выполнении исторических ре­ шений X X I съезда КПСС и своим скромным трудом помо­ гать морякам тралового флота в выполнении ссмилетнего пла­ на по добыче рыбы , я решила жить и работать по-коммуни­ стически. В настоящее время беру на себя следующее социалистиче­ ское обязательство: В 1 9 5 9 - 1 9 6 0 годах повы­ сить свой общеобразовательный уровень , занимаясь в вечерней школе . Оказывать помощь председа­ телям судовых комитетов па­ ровых судов в организации до­ суга моряков и наведении по­ рядка на траулерах . Помочь базовому комитету в организации совета пенсионе- / ров и наведении учета в этом деле. В течение этого года провести обследование бытовых условий 500 семей моряков в поселках Нагорное, Молочное , имени Анатолия Бредова , на 69 квар­ тале . Обязуюсь помогать базовому комитету в сборе профсоюзных взносов на траулерах типа «Пушкин» и «Маяковский». Я призываю последовать моему примеру всех жен-общественниц тралового флота. О. КРУГЛОВА, член совета жен-общест­ венниц. Не берегут народное добро На Мурманской судоверфи ела- но судоремонтники предпочита- бо развернута борьба за эконо- ют пользоваться новым материа- ным эхолотом. Работал он но- нам подсказывали, что делать, а у При такой насыщенности за- мию материалов, идущих на ре- лом. а старый выбрасывают, прежнему плохо. При сдаче гру- нас радист тов. Демидов «копал- водов механизмами необходимо мрнт судов. В этом мы убедидись У нас на судне резчиками ко­ тельного цеха испорчено много тни- бронированного электропровода, вейшими станками. Это позволит ки, то начинается ломка перзбо- фактов бесхозяйственного от- за вызвали техника с плавбазы ся>) как Г(Ш)рят аппаратуре И1,меть лля н'и'х и хорошую ре- на примере своего траулера. «Памяти Ильича»- Было это 6 ян- _ ' _монтную базу, оснащенную но- Когда приходят к нам плп варя. В 13 часов спустился к нам добился-таки своего, эхолот к вецш>гми станками. Это позволит ки, то начинается ломка пеи__ тов. Митник, осмотрел аппарату- 20 января зарапотал. Позже за коллективу ремонтно-мех?.ниче- Рок, полочек, мебели и т. д. А ношения к государственным цен- ру и сказал^ «гколот отврати- ^ дрейфов взяли 7,6 тонн сельди, ской мастерской своевременно ведь можно бы все это аккурат- ностям на судоверфи много, но они тельный!» (это его дословная оценка). В 16 часов 15 минут, журнале, тов. Митник поднялся нашим запросам в порту со сторо­ на борт базы. ны работников управления. Еще Вот во что обходится в море производить ремонт станков и но снять, а потом вновь поставить почему-то проходят мимо внима- как янетвурт чапись н пахтанном пренебрежительное отношение к * « « « зм о в на предприятиях на место А сколько хорошей ок- ния хозяйственных руководителей как явствует запись в вахтенном _______ ________ ________________ комбината, обеспечивать их за- .рашенной фанеры было выброше- цехов, профсоюзных и комсомоль- паевыми частями. но за борт! ских организаций. А такая беспеч- В настоящее в»рвмя помещения Не один дрсяток кубометров но^ть дорого обходится предприя- А мы снова, не солоно хлебав- раз просим: дайте нам новый эхо- механической мастерской разбро- деревянной «бшивки трюмов и тию ши, пошли с неисправным эхоло- лот или этот капитально отре- сааь| по BlCe®территории рыбного палубного настила также оказал- л Д ЕВЯТКИН , том. В районе стоянки баз, где * порта, что значительно услоя- ся в заливе- второй помощник капита- глубина нам была известна, a evn Г BE j . 0 3 F p0 B няет работу. Ведущий механиче- Прессованную пробку (изоля- качка незначительна, он .даже • u j t p u u , капитан CKlHj цех'настолько мал, что ра- цию) можно собирать, переруба- грунта не писал. Может быть, по- среднего траулера № 237. ч бочим приходится выполнять тывать и снова пускать в дело, на траулера «Челюскинец Павлов». с г т . Разноглубинный промысел сельди*) Необходимым условием успеш­ ного лова разноглубинным тра­ лом является устойчивый ход его на заданном горизонте. Горизонт хода трала при определенной ос­ настке зависит от длины вытрав­ ленных ваеров и скорости трале­ ния. На промысле за показатель ре­ жима работы при тралении» прини­ мается число оборотов коленча­ того вала главного двигателя. В зависимости от условий погоды (ветер, волнение) и курса кораб­ ля (по ветру, на ветер) дается то или иное число оборотов нр» тралении. Количеством оборотов двигателя и сменой длины ваеров команда изменяет горизонт хода трала в зависимости от глубшы залегания рыбы. Перед началом промысла прово­ дится тарировка трала, т . е. оп­ ределение глубины хода трала в зависимости от числа оборотов главного двигателя и длины вы­ травленных ваеров. От тщательно­ сти тарировки во многом зависит успех промысла. Тарировка про­ изводится вновь при всяком изме­ нении, которое вносится в оснаст­ ку трала (смена досок, изменение загрузки и т. д .). а также при по- (Окенчани». Начало статьи см. в № 37 вт 26 марта). становке нового трала. По приходе в район промысла экипаж начинает производить по­ иск скоплений сельди, используя для этой цели гидроакустические приборы. Обнаружив косяк сельди*, корабль проходит над ним и за­ писывает эхолотом глубину за­ легания. плотность i> форму его. Пройдя над косяком, корабль от­ ходит на расстояние, необходи­ мое для спуска трала, разворачи­ вается в сторону обнаруженного косяка. и экипаж спускает орудия лова. Исходная позиция для спуска трала выбирается так, чтобы выходить на рыбу по ветру или на ветер. Траления лагом производятся только при слабом ветре. Количество ваеров команда травит, ориентируясь по тариро- вочным графикам в зависимости от глубины расположения косяка. Обычно трал нацеливается на верхнюю треть косяка. Следуя с тралом, гидроакустики опреде­ ляют центр — ядро косяка по си­ ле и направлению сигналов гид­ ролокатора. и направляют туда корабль. Очень часто при выходе с тралом на косяк обнаруживает­ ся. что он изменил глубину зале­ гания. В этом случае приходится менять горизонт хода трала, из­ меняя количестве ваеров или ско­ рость траления. Опыт работы по­ казывает, что значительно легче опустить трал ниже, чем поднять его повыше, так как он опускает­ ся со скоростью около 15 метров в минуту, поднимается же — 2 — 3 метра в минуту. Проведенные исследования и на­ блюдения с промысловых кораб­ лей показали, что преднерестовая сельдь в течение суток соверша­ ет большие вертикальные переме­ щения. В дневное время . скопле­ ния сельди находятся в сконцен­ трированном и малоподвижном состоянии на глубинах 100, 400 й более метров. Именно в дневное время корабли имели наибольшие уловы, достигающие 15, 20, 30 и более тонн за кратковременное траление. Ночью же сельдь под­ нимается выше к поверхности во­ ды и находится в весьма рассеян­ ном состоянии. Уловы ночью обычно не превышал» 0 ,5— 1.5 тонны за часовое м и даже двух­ часовое траление. Характер пове­ дения сельди, плотность ее скоп­ лений и подвижность стай меня­ ются в течение промыслового, се­ зона. г . •* if f - • В результате работы разноглу­ бинным тралом с целого ряда ко­ раблей в 1956— 1959 годах но­ вый ш>д лова в Северной Атлан­ тике успешно освоен и доказана экономическая эффективность его. В последнее время разноглубин­ ный трал начинает находить се­ бе новое применение. 31-метро­ вым тралом ПИНРО на траулерах «Серафимович» и «Северное сия­ ние» успешно освоен промысел сардины, у берегов Африки. Ус­ пешно также производился лов сардины тралом 12 x 11 метров ПИНРО с траулеров «Казань», «Лермонтов» и «Жуковский^ оте­ чественной постройки. При этом разноглубинные тралы вооружа­ лись грунтропами и бобтацами и траления производились по грун­ ту на повышенных скоростях. Возникает проблема лова разно­ глубинным тралом морского оку­ ня и трески. Как показывают ис­ следования с помощью гидроаку­ стических приборов, в отдельные периоды жизни они отрываются далеко от грунта и образуют скоп­ ления в толще воды. Опыты лова мойвеннон трески, проводившиеся в 1952 году, морского окуня в районе Копытова в 1957 и 1958 годах, пока не дали положитель­ ных результатов — стабильных промысловых уловов не было. Од­ нако работы в этой области бу­ дут продолжаться. • В газетной статье трудно осве­ тить все вопросы, касающиеся промысла сельди разноглубинным тралом. Мы рекомендуем читате­ лям ознакомиться со статьями, опубликованными в журнале «Рыбное хозяйство» за 1957— 1958 гг. В этом органе выступа­ ли ученьГе ПИНРО и ВНИРО тт . Смыслов. Рыжеико. Ганьков, Дегтярев, Трусканов. Соловьев. В их статьях подробно изложен ме­ тод лова сельди разноглубинным тралом. Накопление данных по поведе­ нию морского окуня, трески и дру­ гих пород рыб позволит в недале­ ком будущем вплотную присту­ пить к решению важной пробле­ мы — дальнейшему расширению области применения разноглубин­ ного трала для лова таких рыб, которые сейчас облавливаются тралами только у дна. А это поз­ волит значительно увеличить до­ бычу рыбы, быстрее выполнить задачу, поставленную перед про­ мысловиками XXI съездом КПСС. В. САВРАСОВ, Б. КУТАКОВ, инженеры эксперименталь­ ной базы тралового флота. 2 апреля 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz