Рыбный Мурман. 1958 г. Июнь.

Навстречу мечте ОДНОГО романтики в профес­ сии моряка. Тысячи юно­ шей стремятся стать отважными мореплавателями, покорителями морских просторов. Но приходит ото с большим трудом. Ох драе­ ния палубы до капитанского мо­ стика нелегкий путь. ^ Именно этот трудный путь и избрал для еебя Георгий Пряхин, поступив в 1945 г. в Гурьевское техническое мореходное училище. Курсантские будни (дни на­ пряженной теоретической подго­ товки, практических занятий на судах) еще овежи в памяти мо­ лодого моряка. Как сейчас он помнит один из рейсов на судне, когда ему впер­ вые оказали большое доверие. — Проложите курс на Астра­ хань! — отдает команду капи­ тан корабля. — Есть проложить курс на Астрахань! — взволнованно от­ вечает счастливый курсант, скло­ нившись над картой Каспийского моря. Кого из молодых моряков не волновало такое ответственное задание, том более, если тот со­ брался стать инженером кораб­ левождения. Пряхин отлично по­ нимал, что для этого мало одно­ го желания. Георгий настойчиво учился, пытливо овладевал зна­ ниями. Еще курсантом он сдал на аттестат зрелости, а мореход­ ное училище закончил с отличи­ ем... Доброй славой пользуется на флоте траулер «Аскольдь». На судне всегда спорится дело. Экипаж досрочно, к 20 июня, вы­ полнил полугодовой план лова рыбы, значительно перевыполнил квартальное задание. Вот уже второй род трудится боцманом на этом судне бывший выпускник Гурьевского мореходного учили­ ща. — К боцману, — отзывается о нем капитан корабля М. Г. Яб­ лочников, — у нас нет претен­ зий. Вдумчивый, знающий дело моряк. В новый рейс он уже, ве­ роятно, выйдет третьим штурма­ ном, этого повышения он вполне заслуживает. Хорошего мнения о Георгии и команда. Но особенно любят его комсомольцы судна. Они оказали ему большое доверие, избрав сво­ им комсомольским вожаком. И не ошиблись. Оживилась комсомоль­ ская работа, комсомольцы стали активно вмешиваться в жизнь судна, положительно влиять на производственные дела. По инициативе- комсорга в пре­ дыдущем рейсе была организова­ на комсомольская вахта, которая, как правило, всегда выходила победителем в соревновании. Фо­ тографии многих комсомольцев не сходят с судовой Доски поче­ та. Там же есть и фамилия Геор­ гия Пряхина. ’■ 7 . Большое внимание Георгий уделяет технической и политиче­ ской учебе молодежи. Все комсо­ мольцы судна занимаются в по­ литкружке, изучают Историю КПСС. Занятия проходят инте­ ресно. Доходчиво проводит бесе­ ды первый помощник капитана М. Н. Малев, ему помогает и комсорг. За однообразными буднями мо­ ряка, Георгий не забывает о сво­ ей цели — стать инженером- судоводителем. Всю зиму и сей­ час он готовится к вступлению в Мурманское высшее мореходное училище. Помогает подготовить­ ся к вступительным экзаменам в Ленинградское высшее мореход­ ное училище имени Макарова ма­ тросу комсомольцу Виктору До- ценко. Не отказывает в помощи и другим товарищам, которые учатся в областной заочной шко­ ле моряков. Трудным, но благородным пу­ тем идет комсомолец Георгий Пряхин. И можно с уверенностью сказать, что его большая мечта станет явью. Н. СПИРИДОНОВ. На снимке: Комсорг Г. ПРЯ­ ХИН. Фото А. Горнаева. Хроника комсомольской жизни L J H T Е Р Е С Н Ы М И делами хорошим отдыхом напол­ нены трудовые будни молодежи Иагорновского бондарного заво­ да. Она горячо откликается на каждое деловое предложение * принимает активное участие в борьбе за экономию и бережли­ вость. В цехах и на складах со­ зданы комсомольские посты , ко­ торые строго следят за тем , чтобы в отходах не выбрасыва­ лись еще пригодные материалы. Уже сэкономлено несколько де­ сятков кубометров деловой дре­ весины и других материалов. Молодежь весело и полезно проводит свой досуг: участвует в культпоходах, экскурсиях , в выступлениях художественной самодеятельности, построила спортивную площадку. 26 июня в заводском клубе в честь Д н я советской молодежи проведен вечер на тему: «Молодым везде у нас дорога!». * * * ( Л Т М Е Т И Т Ь Д ень совет- ской молодежи ярко и ее - село — так решили комсомоль­ цы и молодежь Мурманского рыбокомбината. 29 июня они выйдут на у ли ц у в колонне , ук ­ рашенной флагами , транспаран­ тами и гирляндами цветов, пройдут по городу, примут уча­ стие в общем шествии . Н а предпраздничной вахте молодые работницы рыбоком­ бината — консервного завода, холодильников № № 1 и 2 еже­ дневно перевыполняют сменные задания. Будущий инженер I 0ИТАЛИЙ Харин такой же, как и все, обыкновенлый молодой человек в матросской форме с бело-голубыми полосками традиционной тельняшки на гру­ ди. Оя ничем не выделяется сре­ ди курсантов Высшего мореход­ ного училища, однако заслужил их уважение. К голосу его при­ слушиваются новички и курсан­ ты постарше. Почему? цифры и ФАКТЫ ф 18J5 миллиона юношей щ де­ вушек состоит в настоящее время в рядах ВЛКСМ. Свыше 65 мил­ лионов человек получили полити­ ческую закалку в комсомоле за время его существования. # В настоящее время в СССР всеми видами обучения охвачено свыше 50 миллионов человек. Только в высших учебных заведе­ ниях н техникумах обучается бо­ лее 4 миллионов человек, что в 22 раза больше, чем в 1914 году. ф По путевкам комсомола было направлено на строительство элек­ тростанций, донецких шахт, заво­ дов железобетонных конструкций и деталей, на сооружение заводов в северных и восточных районах, на освоение целинных и залеж­ ных земель свыше 700 тысяч юно­ шей и девушек. Четыре года назад, закончив школу с серебряной медалью, он приехал в Мурманск, чтобы по­ лучить специальность шженера- механика. Его привело сюда серьезное увлечение техникой. И, несмотря на то. что все наужн даются ему сравнительно легко, уш дчи теш и трудолюбию его ложно штяюдовать. Поручили ему по линии науч­ ного общества курсантов сделать доклад о новых конструкциях су­ довых паровых котлов, он сделал его добросовестно и творчески. Необходимо было подготовить в лаборатории к демонтажу тур- бопитательный насос. Виталий добровольно вызвался работать, сам подобрал товарищей и успеш­ но страшился с задачей. Встреча с «живыми» машина­ ми на траулере дала возможность практически применить знания, расширить заметить пробелы в знаниях. Сюроадшй, всегда подтянутый, строгий к себе и к окружающим оя в то же время очень общите­ лен, прост, готов всегда п-ретдти на помощь товарищу. Таким вос- питд ш его школа, комсомол, кол­ лектив учдлища. Таким знают его курсанты и преподаватели. За это и избрали его членом ком­ сомольского бюро. Сейчас он за­ меститель секретаря комсомоль­ ской организации училища. Но есть у Виталия Хардаа еще одна важная черта, прояв­ ление которой вызывает искрен­ ние слова, идущие от всей души: «Хороший парень!»—даже у тех, кто мог бы на него необоснован­ но обидеться. Не все бывает гладко на пер­ вых порах у новичка-курсанта. У одних лень, у других ненужное ухарство. Поэтому Виталий Харин часто бывает у первокурсников. Оя умеет найти общий язык, умеет, не унизив достоинства че­ ловека, осторожно подсказать ему, в чем ошибка и почему это — ошибка. И устыдившийся курсант до­ верительно попросит: — Ты,. Витя, не говори нико­ му, исправлюсь... На счету Виталия уже несколь­ ко таких добрых дел. — Хороший товарищ, — гово­ рят о нем некогда провинившие­ ся и ведут себя так, как подоба­ ет курсанту Высшего мореходно­ го училища. И вот, когда со всех сторон курсант хорош — и член бюро, и воспитатель, и отличник, и са­ ма серьезность, естественно воз­ никает вопрос — а веселиться он умеет? Как он отдыхает? Так же строг и спокоен или нет? Тут уж за Виталия вступаются друзья: — Вы никогда но пробовали поймать ртом апельсин, висящий на удочке и чтобы рука были за шину заложены? И по рассказам однокурсников становится ясно, что Виталий ак­ тивный участник всех веселых затей на вечерах, отличный тан­ цор, любитель театра и кино, хорошей книги и доброй шутки. Вот за все эти качества, о ко­ торых порой сухо и невырази­ тельно говорят характеристики и протокольные записи, за то, что отличник и комсомольский акти­ вист Виталий Харин настойчиво идет к цели, готовится стать спе­ циалистом своего дела, подлин­ ным командиром флота, его год назад приняли кандидатом в чле­ ны КПСС. Пожелаем ему добро­ го пути! Г. ЛЫСЕНКО. На снимке: В. ХАРИН. В школе моряков LJECKOJlbKO дней назад, как ** и во всех школах нашей Ро­ дины, в Мурманской областной заочной средней школе моряков рыбопромыслового и транспорт­ ного фл°та закончились экзамены на аттестат зрелости. В нашей школе это всего третий выпуск. Число окончивших десятый класс из года в год неуклонно возраста­ ет. Так, если в первый год атте­ статы зрелости получили всего 19 человек, то этой весной их полу­ чат около 40 человек, из которых более половины — моряки рыб­ ной промышленности. Успешно завершили учебу и по­ лучили аттестаты зрелости пер­ вые помощники капитанов тт. Андрюнин и Жулин, штурманы тт. Юферов, Нехорошее, Сава­ нны, Ананьин, механик тов. Це­ ликов, машинист тов. Попов, мат­ рос тов. Коссовский, кочегар тов. Смирнов и ряд других. Пример этих товарищей пока­ зывает, что учебу можно успешно сочетать с работой в море. Следует только приложить к этому упор­ ство и настойчивость, тогда успех в учебе будет наверняка обеспе­ чен. Как правило, наши заочники, получившие аттестаты зрелости, ванимались систематически изо дня в день, из месяца в месяц, РЫБНЫЙ МУРМАН I стр. 28 июня 1958 г. регулярно выполняли контроль­ ные работы и по всем неясным вопросам обращались в школу к преподавателям. Иногда некоторые товарищи думают еще о так называемой «легкости заочного обучения». Это, конечно, большая ошибка. Учеба, и тем более заочная, — это тяжелый и настойчивый труд, и от людей, добровольно пожелав­ ших учиться, он потребует нема­ ло упорства и выдержки. Здесь уже придется работать, что назы­ вается, засучив рукава, когда и не поспать, пожертвовать и свои­ ми часами отдыха, а во время очередной, кратковременной сто­ янки судна в порту — не поле­ ниться забежать в школу, сдать текущий зачет или контрольную работу, получить консультацию. Все это нужно делать не от слу­ чая к случаю, а систематически, изо дня в день. В этом, и только в этом, секрет успеха заочной учебы моряка. С первого же дня учебы не следует делить предме­ ты на «легкие» и «трудные», а начать изучение всех предметов согласно графику, который имеет­ ся в зачетной книжке. Опыт работы лучших заочников показывает, что они придержива­ ются такой системы и всякий раз добиваются хороших результатов. Большинство наших выпускни­ ков, успешно4выполнивших учеб­ ный план, имеют стремление про­ должить заочную учебу и даль­ ше, в высших учебных заведе­ ниях. Например, тт. Нехорошее, Целиков и Юферов уже сдают вступительные экзамены в Москов­ ский институт рыбной промыш­ ленности, матрос Александр Ши- кин думает поступить в сельско­ хозяйственный институт, тов. Андрюнин — в Ленинградский по­ литехнический институт имени Ка­ линина, а первый помощник ка­ питана тов. Синицин собирается поступать в Мурманское высшее мореходное училище. Педагогический коллектив шко­ лы надеется, что знания, полу­ ченные моряками, позволят нм осуществить свои мечты. После окончания высших учебных заве­ дений они станут высококвалифи­ цированными специалистами своего дела. В эти дни в нашей школе идет очередной прием учащихся на 1958—59 учебный год, который продлится до 25 августа 1958 го­ да. Поэтому мы, работники шко­ лы, обращаемся к морякам, осо­ бенно к молодежи, с призывом подумать о повышении своего общеобразовательного уровня без отрыва от «моря» в Мурманской областной заочной средней школе моряков. В заочную школу принимаются все граждане, достигшие возраста 16 лет и работающие на судах рыбной промышленности и транс­ портного флота. Для поступления необходимо написать заявление, приложить к нему справку об об­ разовании, справку с места рабо­ ты, две фотокарточки небольшо­ го размера (как для паспорта) и подать все это ва имя директора школы. Моряки, имеющие документы об окончании четвертого и девя­ того классов семилетней и сред-' ней школы с перерывом в обуче­ нии не более двух, лет, принима­ ются соответственно в следующие классы без экзаменов. Тем же то­ варищам, у которых имеется до­ кумент об образовании, но пере­ рыв в учебе более двух лет, надо держать вступительные экзамены по русскому языку и математике письменно. ^ При отсутствии же документов об образовании зачисление уча­ щихся в школу производится на основании проверочных экзаме­ нов. Они проводятся в 5 и б клас­ сах по русскому и арифметике письменно, в 7 классе по русско­ му языку и алгебре с арифмети­ кой письменно, в 8 классе по рус­ скому языку и алгебре письменно и геометрии устно, в 9 классе по русскому языку и литературе (сочинение), алгебре письменно, геометрии и физике устно, в 10 классе по литературе (сочине­ ние), алгебре письменно, по гео­ метрии с применением тригоно­ метрии, физике, химии устно. Основной формой обучения в заочных школах является само­ стоятельная работа учащихся по учебнику. В помощь им школа регулярно, до расписанию, орга­ низует групповые и индивидуаль­ ные консультации. Тем морякам, которые не имеют возможности посещать консультации, школа может дать их в письменном виде. Моряки-заочники сельдяного флота имеют возможность полу­ чать консультации и на промыс­ ле, на плавбазах, где периодиче­ ски бывают учителя школы. В нынешнем году, как и в прошлом, для оказания помощи учащимся тралового флота педагоги будут направляться и на большие реф­ рижераторные корабли, где есть достаточное число учащихся. Все зачисленные в школу могут приобрести за деньги необходи­ мые учебники, учебные задания и зачетные книжки. Администрация Мурманской заочной средней школы моряков обращается к первым помощни­ кам капитанов, секретарям пар­ тийных и комсомольских органи­ заций, председателям судовых комитетов с просьбой провести среди экипажей судов разъясни­ тельную работу о необходимости повышения общеобразовательного уровня и таким образом помочь школе организованно провести очередной прием учащихся в за­ очную школу. П. КНЯЗЕВ, директор Мурманской областной за­ очной школы моряков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz