Рыбный Мурман. 1999 г. Ноябрь.

Боязнь берега ЕЩЕ РАЗ О ТАМОЖЕННЫХ БАРЬЕРАХ - СРОДУ ТАКОГО то - и опять Ы ДО ВЫБОРОВ СТАЛОСЬ 4 4 ДНЯ №40 (4795) 5 - 11 ноября 1999 года р ы б н ы й Еженедельник Газета основана 14 апреля 1934 года Об условиях льготной подписки на "Рыбный Мурман" читайте на стр. 11 f МЫ ПРЕДПОЛАГАЕМ, МОСКВА РАСППЛАГАЕТ К А К уже писала наша газета, правительство РФ подписало постановление, продлевающее эксперимент по беспошлинному заходу в Мурманск траулера “Мурман-2” компании “Мурман СиФуд” до 1 января 2001 года. Однако перспективы получения береговыми рыбоперерабатывающими предприятиями дешевого сырья, а значит и появления дешевой рыбо­ продукции на прилавках магазинов областного центра, не вызывают оптимизма. Дело в том, что новый документ настолько отличается от проекта, подготовленного областной администрацией и высланного в Москву, что, по образному выражению вице- губернатора области Юрия Мясникова, явился ушатом холодной воды, вылитой на разгоряченные головы. Это тем более странно, что в ходе шестимесячного эксперимента выявлен целый ряд недостатков предложенной схемы поставки рыбы в Мурманск. Наиболее существенные из них - низкая производительность выгрузки на АО «Мурманский рыбокомбинат», отсутствие на нем необходимых мощностей для переработки больших объемов доставляемых уловов, его неспособность производить быструю оплату за сырье. Именно по этим причинам компания “Мурман СиФуд” несла огромные убытки, которые в конечном счете составили кругленькую сумму в 2,2 млн. рублей. Понятно, что при таких финансовых потерях любые слова о патриотизме, а именно ими можно охарактеризовать поставки рыбы в Мурманск себе в убыток, неизбежно в скором времени станут неубедительными для любой рыбодобывающей компании. Ведь есть и объективные законы экономики. Их и попытались учесть авторы областного проекта постановления о продолжении эксперимента. В нем предлагалось, в частности, разрешить поставки рыбного сырья не только на рыбокомбинат, но и на другие заинтересованные в его получении рыбоперерабатывающие предприятия города и области, а также увеличить количество принимающих участие в эксперименте судов. К сожалению, благие намерения администрации области извлечь горькие уроки из выявленных ошибок, оказались тщетными. Подписанное правительством постановление обязывает “Мурман-2” поставлять всю рыбу только в АО «Мурманский рыбокомбинат», а дополнительные средства от реализации рыбопродукции направлять на обновление собственной производственной базы. Причем, если в прежнем аналогичном постановлении это не заявлялось столь требовательно, что позволяло часть улова отправлять и на рыбомукомольный завод, то в нынешнем варианте все акценты расставлены жестко. Кроме того, постановлением предусматривается выделение отдельной квоты (по не уточненным данным в размере 50 тысяч тонн) не рыбодобывающей компании “Мурман СиФуд”, а тому же рыбокомбинату! Генеральный директор фирмы Михаил Зуб и сам, видимо, прекрасно понимает, что такой объем сырья ему не осилить. Поэтому и пригласил желающих объединиться в некий консорциум, но ... обязательно под эгидой рыбокомбината и на его условиях. Принять такую схему участия в эксперименте никому не любо: не будут ли жать условия Зуба, да и-собственные акционеры одобрят ли усложнение структуры? Но и это еще не все. Второй из двух главных участников эксперимента - компания “Мурман СиФуд”. Ее траулер “Мурман-2” сейчас на промысле и имеет неплохие показатели. Дать ему зеленый свет - и через сутки-другие дешевая рыба будет доставлена в порт. Однако Ё новом постановлении не оговорен даже режим временного ввоза судна на территорию России, без которого не избежать оплаты гигантских таможенных пошлин. Можно понять генерального директора компании Владимира Хижнякова, заявившего, что его фирма - единственная на сегодняшний день, которая готова выполнять новое постановление правительства, но работать себе в убыток она больше не может. Олег КРЮКОВ. ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ Русскую поговорку в переложении на язык соседей мы еще не слышали. Она прозвучала на международной конференции «Возможности регионов Севера-99» в Мурманске из уст норвежского представителя рабочей группы по экономическому росту Баренцева региона. П ер вы м и в числе мероприятий конференции были партнерские переговоры. Более 30 российских и норвежских компаний получили возможность встретиться иобсудить перспективу сотрудничества. Партнериат проводился по инициативе Торгово-промышленного коммуны Сер-Варангер (Норвегия), а основную работу поего подготовке и проведению взял на себя Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области (ФОРМАП). Надо сказать, что подготовка к партнериату началась задолго до его начала. С начала лета велась работа по привлечению заинтересованных предприятий. В сентябре специалистами ФОРМАПа был составлен каталог и отправлен в Норвегию. Норвежцы сделали то же самое. Специально составленная компьютерная программа помогла выработать оптимальный график встреч. На второй день участников приветствовали председатель правительства области Анатолий Малинин ипредседатель губернского правления Финнмарка госпожа Эви- Анн Мидттун. Выступающие обсуждали возможности стимулирования экономического роста в Баренцевом Евро- Арктическом регионе, делились мнениями относительно будущих зон экономического роста на Кольском соо3 &из о Е о е полуострове. Создание таких зон - одно из приоритетных направлений развития экономики Мурманской области. Наши партнеры за рубежом явно ждут «потепления» инвестиционного климата в России. У норвежцев сохраняется высокий интерес в нашим природным и трудовым ресурсам. Но неурегулированность инвестиционного законодательства, многочисленные изменения «правил игры» на федеральном уровне и политическая нестабильность по-прежнему делают затруднительным вложение средств в нашу экономику. Отток российского капитала на Запад продолжается. Идо выборов Президента России мало что может измениться. На третий день участники конференции разделились на секции ипродолжили работу по конкретным направлениям. Проведены семинары на темы сотрудничества в рыбной отрасли, в области энергоснабжения иохраны окружающей среды, в сфере сельского хозяйства, пограничногоТуризма, обобщен опыт создания технопарков. Ясно, что количество проблем, возникающих на пути российско-норвежскогоэкономического сотрудничества, гораздо больше, чем обсуждалось. Но подобные мероприятия позволяют выработатьдвусторонний взгляд на них, и как следствие - найти пути их решения. Именно такую задачу ставили перед собой норвежцы - инициаторы проведения конференции. На взгляд сос'едей, мы «долго запрягаем». Но уж если они учат наш фольклор, то знают: русские «быстро ездят». И поэтому наблюдают за нами, проявляя такт и присущую им осмотрительность. Дмитрий ЗУЕВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz