Рыбный Мурман. 1999 г. Ноябрь.

ТАМОЖНЯ 28-я сессия Российско -Норвежской смешан­ ной комиссии по рыболовству состоится в Мурманске с 15 по 19 ноября. Руководитель рос ­ сийской делегации и.о.председателя Госкомры- боловства Юрий Синельник приедет 13 ноября для проведения консультации. Рабочие заседа­ ния комиссии будут проводиться в управле ­ нии тралфлота и в ПИНРО. В плане московского чиновника и встречи с руководи­ телями рыбной отрасли, в которых должна оп­ ределиться генеральная линия диалога между Москвой и Северным регионом по вопросам распределения квот на 2000 год. Б О Я З Н Ь Э Т О У М О Р Я Н Е С П Р О С Т А Правомерно ли взимается по­ шлина и налоги в процессе тамо­ женного оформления отремонти­ рованного за границей судна? Да, правомерно. Таково решение Вер­ ховного суда РФ от 21.12.1998 года, законодательно определивше­ го ставки пошлин и налогов. А вот методику расчета налоговой базы каждая таможня выбирает сама. Это как раз и вызывает недоуме­ ние: разве территория Российской Федерации не единое правовое иоле? Всем судовладельцам известен подход Мурманской таможни к вопросу об остатках ввозимого им­ портного судового снабжения. Ког­ да на Дальнем Востоке платили только налоги, в Новороссийске, Санкт-Петербурге, а затем и в Ар­ хангельске не платили за остатки вообще ничего (оформление снаб­ жения шло по судовым докумен­ там), то в Мурманске пошлины и налоги платились полной мерой вплоть до июня 1999 года, когда распоряжением Госкомитета та­ можни РФ для всех был принят единый вариант расчета налоговой базы. С января по апрель 1998 года пошлины и налоги с судов, отре­ монтированных за границей, удер­ живались в полном соответствии со ст. 94 Таможенного кодекса, то есть от «стоимости ремонта». И су­ довладельца, и таможню, одинако­ во «прочитавших» статью, это вполне устраивало. Однако в мае - июне 98-го Мур­ манская таможня «перечитала» ста­ тью заново. В этот период объем импорта но Северо-Западному ре­ гиону упал с 612684,8 до 514677,8 тыс. долларов США. Шел лихора­ дочный поиск денег, «горели» пла­ новые сборы таможни. Поэтому новый взгляд на старую статью пришелся кстати. К сожалению, об этом «новоч ге- нии» таможни судовладельцы узна­ ли слишком поздно, что многих повергло в финансовый шок. К примеру, у Мурманского пароход­ ства находилось три декларации на отремонтированные за границей суда. Уплата таможенных плате­ жей но этим судам была произведе­ на но старому образцу, а одна из деклараций на теплоход «Михаил Кутузов» уже прошла все уровни таможенного контроля. Какая же нашлась зацепка? «Транспортные расходы», которые должны были включаться в сто­ имость ремонта при расчете нало­ гооблагаемой базы! Таможня «зачитала до дыр» выше назван­ ную ст. 94 и сначала потребовала включить в стоимость ремонта транспортные расходы по ввозу... судна в российский порт, а 18 дней спустя - только такие транспорт­ ные расходы, которые приходятся на ввозимые материалы, использо­ ванные в ходе ремонта (покрасоч­ ные нокрытня на борту и т.д.). Методика последнего расчета была абсурдна, но для судовла­ дельца в несколько сот раз «де­ шевле», чем предыдущая. А в это время таможня возвра­ щается к декларации но т \ х «М.Кутузов», требует доплатить неучтенные ранее платежи (то есть те же транспортные расходы), за­ водит дело о нарушении (!) тамо­ женных правил пароходством. Оно, в свою очередь, вступает в ие- ш ш ш ш реииску с инстанциями и даже об­ жалует постановление Мурманской таможни в арбитражном суде. И чего добилось? На своіі запрос в Госкомитет таможни в марте ны­ нешнего года получает иоистине шокирующий ответ - в стоимость ремонта, оказывается, необходимо включать не только транспортные расходы но ввозу судна, но и... но вывозу его на ремонт! ГГК РФ та­ ким образом предложил свой вари­ ант прочтения все той же ст.94, обозначив сумму покруче, чем это сделала Мурманская таможня. Штрафные выплаты, которые наложил суд на пароходство, мож­ но определить как подведение ито­ гов но выявлению «злостно скрытых резервов». За период с марта но август 1998 года пароход­ ство дополнительно перечислило в бюджет более 76 тыс. долларов в рублевом эквиваленте. Характер­ но, что такая методика расчета на­ логовой базы (транспортные расходы в оба конца) существует только в Мурманске. В Архангель­ ске транспортные расходы включа­ ются в стоимость ремонта при ввозе судна из расчета перехода судна по прямой от места ремонта до ближайшего российского порта. Новороссийск живет но правилам апреля 1998 года, то есть расчет таможенных платежей идет от сто­ имости ремонта как такового. А как же разбирательство в арбитражном суде? Решением суда от 21 октября текущего года постановление Мур­ манской таможни о наказании па­ роходства было отменено. Апелляционная инстанция остави­ ла решение арбитражного суда в силе, признав неправомерность включения транспортных расходов в стоимость ремонта но рассматри­ ваемому делу. Есть еще и кассаци­ онный суд, да и решение относится только к тем судам, ко­ торые проходили таможенное оформление в апреле - июне 1998 года... Пока же таможня использует ненормативное разъяснительное письмо ГТК РФ, поэтому осталь­ ным судовладельцам приходится подчиняться и платить. Но есть надежда на то, что время расставит все акценты но своим местам и «правовое ноле» для всех регионов страны снова станет единым. Никому не надо объяснять оче­ видных плюсов ремонта судов на отечественных предприятиях, но сегодня мы видим, что действия, направленные на банальное выка­ чивание денег в угоду внутриве­ домственных интересов, у руководства Мурманскоіі таможни преобладают над долгосрочным го­ сударственным подходом. «Когда приходишь в таможню и разговариваешь с людьми, вроде тебя понимают. Но в силу опреде­ ленных ограничений, которые обусловливают закрытость и касто­ вость этой организации, в конеч­ ном итоге делают выводы и НЕЛАДНО ЧТО-ТО С ДАТСКИМ КОРОЛЕВСТВОМ, ТАМ НАШИМ РЫБАКАМ НЕ ШИБКО РАДЫ Необходимость в ежегодных консультациях появилась с вве­ дением 200-мильной зоны у бе­ регов Гренландии, где до этого мурманские рыбаки активно промышляли с 1985 до 1990 года. Общегодовой улов рос­ сийского флота там достигал 140 тыс. тонн. Ловили палтус, окунь, треску, креветку (до 4 тыс. тонн в год), причем грен­ ландская креветка значительно крупнее баренцевоморской. В период активной промысловой деятельности советской стороной проведен большой объем науч- но-ноисковых работ по различ­ ным объектам лова. Последнее научное изыскание по оценке со­ стояния популяции черного пал­ туса в районе Западной Гренландии приходится на 1992 год, после чего работы ученых были свернуты. К этому перио­ ду существенно сократили объе­ мы вылова и промысловики. На 1999 год российской стороне выделялись следующие квоты: черный палтус - 1150 т, морской окунь - 1000 т, морс­ кой окунь (океанический тип) - 4000 т, белокорый палтус - 200 т, атлантическая зубатка - 200 т, тупорылый макрурус - 200 т. В В январе 2000 года состоятся российско-гренландские консультации о сотрудничестве в области рыболовства свою очередь суда под флагом Гренландии получили право на промысел в экономической зоне России (в Баренцевом море): трески —2550 т, пикши —500 т, креветки — 1400 т. Этот уро ­ вень квот предполагается сохра­ нить и в 2000 году. Вроде и неплохо. Но есть существенные «но»... Из истории российско-грен­ ландских консультаций видно, что не всегда переговоры прохо­ дили гладко. Из года в год грен­ ландской стороной нам выделялись так называемые бу­ мажные квоты, которые по тем или иным причинам нельзя осво­ ить. Например, белокорыіі пал­ тус по особенностям своей биологии никогда не создает промысловых концентраций, и ловить его нерентабельно. Воз­ никает вопрос: почему нельзя увеличить квоту черного налгу са за счет белокорого? Из протокола в протокол пе­ реходят положения, по которым для наших рыбаков запрещен промысел в перспективном рай­ оне Западной Гренландии, се­ вернее 64°30 северной широты. Есть для российских судов и ог­ раничения но орудиям лова. Только 85% донных пород мож но выловить тралом. Как след­ ствие, остальные 15% регулярно «Мароанхока» ООО «Мурман • • • перенести в квоту Западной Гренландии? Для российских рыбаков этот маневр полнос­ тью исключен, тогда как за гренландскими партнерами со­ храняется возможность реали ­ зации части квоты в НЭ З по согласованию с норвежской стороной. Можно констатиро ­ вать, что и условия промысла в Баренцевом море лучше, чем в районах лова Гренландии. Не исполняется статья протокола о совместных исследованиях мор­ ских живых ресурсов в райо ­ нах, попадающих под юрисдикцию сторон. В настоя­ щее время сбор данных но чер­ ному палтусу на борту судна не выбираются. С чем связан этот запрет, неясно, но для грен­ ландцев подобных ограничений в Росси йской экономической зоне нет, как не оговорен и ми­ нимальный размер ячеи тралов в отличие от требований к нам. Специалистам, знающим район Восточной Гренландии, извест­ но, что из за сложного рельефа дна выбрать 500 тонн черного палтуса там проблематично. Почему бы эти 500 тонн не СиФуд» ведет научный работ ­ ник П ИН РО . Сегодня это единственный источник полу­ чения биологической информа­ ции. Остается надеяться , что предстоящие переговоры дадут о тветы хотя бы на часть постав­ ленных вопросов. действуют удивительно односто­ ронне, - посетовал один из юрис­ тов крупного промыслового флота. - В приватной оеседе признают, что претензии справедливы, но не мо­ гут принять чужую точку зрения, поскольку она не совпадает с мне­ нием вышестоящего начальства». Но что же делать? Таможенни­ ки и выход предлагают: - Апеллируйте, жалуйтесь, есть для этого суд. Беда еще и в том, что сегодня за мелочь, только за одно зачерки­ вание в декларации могут оштра­ фовать организацию и человека ее подписавшего (эта тема отдельного разговора). Но ответственность декларанта должна подразумевать и ответные обязательства со сторо­ ны таможни. А их нет. Почему? Статус разный. Никогда начальни­ ка таможни не накажут за то, что он взял денег больше положенного, или за то, что по нерасторопности его учреждения сорван выгодный контракт или фрахт. Можно су­ диться, но денег все равно вам ник­ то не вернет. Таможенное оформление - одна из позиций, по которым выигрыва­ ют западные конкуренты. Там нет непредсказуемости. Со стороны западных таможенных служб все делается оперативно и доброжела­ тельно к клиенту. Это относится к странам так называемых западных демократий, а на постсоветском пространстве дела еще хуже, чем в России. Общая беда всех наших госу­ дарственных институтов - желание подмять иод себяГпродемонстриро­ вать свою власть, подменить про­ фессионализм формализмом. Наверное, это рецидив недавнего прошлого, возможно, этническая традиция. Но предприятия стараются отве­ чать законам свободного рынка, и многие успешно работают. Тамо­ женным структурам надо бы ме­ нять стереотип поведения. На сегодняшний день он сильно отста­ ет от требований времени. DE FACTO В первом полугодии в Но­ вороссийском морском порту проведен эксперимент по со­ вершенствованию контроля за законностью перемещения через Государственную гра­ ницу Российской Федерации транспортных средств, това­ ров и грузов в морских пунк­ тах пропуска. В штабе АРУ ФПС России создана рабочая группа для выработки конкретных крите­ риев по усилению контроля в этой сфере , внедрению ре­ зультатов новороссийского эксперимента, по сборам на­ логов от этой деятельности и пополнения государственно­ го бюджета. На участке АРУ ФПС. РФ расположено большое коли­ чество морских и речных портов (Архангельск, Дудин­ ка, Тикси, Диксон), но основ­ ной грузопоток в Арктическом регионе идет через морские порты Мур­ манска и Кандалакши. Так, за 10 месяцев пограничниками оформлено и пропущено на участке АРУ 14 пассажирских, более 2000 промысловых су ­ дов, в том числе 1300 иност­ ранных. Так что усовершенствование контро­ ля за ввозимым грузом - на­ сущное требование времени и места. Материалы страницы подготовлены Ольгой МАКАРОВОЙ. 5 - 11 ноября 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz