Рыбный Мурман. 1981 г. Август.

9 И д е о л о г я ч е с к я я р я б о тя: о п ы т , л о ж е к , п р о б л е м ы Н А У Ч И Ч Е Л О В Е К А МЫСЛИТ Ь Когда я задумываюсь о ро­ ли флотского экипажа в фор­ мирование характера моряка, повышении уровня дисципли­ ны среди личного состава, то часто вспоминаю беседу с тогдашним заместителем на­ чальника тралового флота, ныне начальником ВРИО «Аз- черрыба» Владимиром Ва­ сильевичем Ревнивцевым. Этот неторопливый, внима­ тельный человек с огромным опытом моряка, не без гор­ дости говоря о рыбацкой профессии, неизменно под­ черкивал особенность флот­ ской среды для активного становления личности. — Об этом известно не только нам, — говорил В. В. Ревнивцев. — Несколько лет назад один мой знакомый и попросил меня устроить своего сына на флот в на­ дежде на то, что здесь ему помогут определиться в жи- ./ эни, найти себя. Не буду го­ ворить об удачах и промахах молодого моряка, но чело­ веком он стал. Сейчас уже ходит старпомом. Владимир Васильевич за­ молчал, прищурил глаза и, пристально посмотрев на ме­ ня, продолжал: — Я надеюсь, ты не дум а­ ешь, что там, где воспитаг тельный процесс проходит активно, коллектив создается сам по себе? Велика тут роль Вашего брата, политработника. Говорят, что воспитатель­ ную работу нельзя измерить. Она не знает шаблона и тре­ бует не только выдержки, терпения, но и умения, гиб­ кости и целеустремленности. Ведь судьба любого моряка — это целая книга, которую . надо читать внимательно и бережно. Тем более что среди мно­ гообразия форм воспитатель­ ной работы, пожалуй, самая эффективная — индивидуаль­ ная. Вот один пример из прак­ тики моей работы. Сразу ска­ жу, фамилии изменены. ... Николай Никифоров боц­ маном шел в рейс впервые. Забот прибавилось, но он не понимал всей ответственно­ сти, которая возлагалась на него. «Известное дело, — ду­ мал он, — заращивай концы, смотри за палубными меха­ низмами, якорным хозяйст­ вом, — и все тут». Не раз он уже от старшего помощника капитана Павла Буряка заслу­ живал доброе слово. И вдруг этот работящий и поклади­ стый боцман вызвал такое недовольство моряков, хоть списывай его с траулера. Оказалось, что по складу характера Николай был до­ вольно грубым, самодоволь­ ным человеком и под обо­ лочкой его показной за­ стенчивости и улыбчивости скрывалась хамская невоспи­ танность. От меня боцман уже имел несколько замеча­ ний за грубость и нетактич­ ное поведение в салоне. -«Де­ ло подходило к наказанию Никифорова. Он понял меня и «среагировал» по-своему: стал обходить мою каюту и заручился поддержкой стар­ пома. Трудно сказать, почему старпом позерил Николаю, но тот факт, что боцман нашел «надежного» покровителя, был налицо. Никифоров же рассуждал так: старпом и помполит из-за него не пой­ дут на обострение отно­ шении, и все, как говорится, будет в норме. Однако случай не заставил себя ждать. При очередной замене спецодежды боцман остался верен своим привыч- кам. Некоторым морякам он выдал робу размера на два больше и гулливеровские са­ поги. На просьбу моряков заменить их Никифоров от­ ветил грубостью, и этоп£ бы­ ло достаточно для конфликта, уладить который было не­ просто. Боцман написал ра­ порт: дескать, во время исполнения служебных обязанностей он был оскорблен. Характерно, что старпом встал на защиту Никифорова и потребовал наказать сразу трех моряков. Можно было обсужде­ ние конфликтного воп­ роса вынести на судо­ вой комитет, можно было и согласиться с доводами старпома, но справедливость требо­ вала иного подхода. Случившееся с боцма­ ном позволило заост­ рить внимание на его поведе­ нии, повести разговор об ин­ дивидуальной воспитательной работе командиров. На этот раз я не поддер­ жал старпома Павла Буряку. Воспитательная работа на судне его мало интересова­ ла, а об индивидуальной он и слушать не хотел. Давал себя знать ' старый подход к делу, когда коман­ диры стремились всю воспи­ тательную работу взвалить на плечи первого помощника капитана. Чего греха таить, были и капитаны, которые придерживались такой точки зрения. Мое дело, мол, рыба, а ты занимайся людьми. В принципе в основе их рабо­ ты с моряками лежало голое администрирование. Как вы­ разился П. Буряк, «важно, чтобы в голосе звучал ме­ талл...» Старший помощник капита­ на дорожил своей должно­ стью. Не отнять было у него желания утвердиться в кол­ лективе, завоевать авторитет, но он начинал не с того, что создает командиру уважение с непреклонным выполнением его распоряжений. Я добивался одного: лично­ го участия старпома в инди­ видуальной воспитательной работе. На судне у нас почти каждый третий — командир, и если все они не станут считать своим первейшим долгом активное воспитание подчиненных, то мне, полит­ работнику, это чести не сде­ лает. Позже было у нас и партийное собрание, где мы заслушали П. Буряка, и не раз еще я возвращался к разго­ вору об участии командиров в воспитательном процессе. И человек понял. Понял глав­ ное, что не только и, может быть, не столько нужно ра­ ботать с механизмами, сколько с живыми людьми. Случай с боцманом Ники­ форовым не требовал боль­ ших усилий воспитательной работы. Первому помощнику капи­ тана в своей организационной работе надо быть наблюда­ тельным человеком, постоян­ но находиться в гуще жизни, шире общаться с моряками. Только личные наблюдения позволяют хорошо изучить индивидуальные особенности людей, их взгляды и привыч­ ки, характеры и настроения, знать все те трудности, с ко­ торыми приходится встре­ чаться экипажу. Л. ЦЫГАНКОВ, первый по­ мощник капитана тралового флота. Судно надолго покидает родной берег, и моряками особенно остро ощущается нехватка живой, оперативной и глубокой информации по актуальным вопросам совре­ менности. Если дома мы при­ выкли к радио, телевидению, которыми можно пользовать­ ся в любое время, к газетам, которые мы читаем регулярно и своевременно, наконец, к более широкому общению с различными интересными людьми, то в условиях дли­ тельной оторванности от бе­ рега приходится рассчитывать в основном на собственные силы. Не случайно роль уст­ ной политической агитации несравненно возрастает. Судовая партийная органи­ зация в самом начале рейса создала группу политинфор­ маторов из пяти человек, ко­ торую возглавил главный ме­ ханик Анатолий Иванович По­ ляков. Сразу же были наме­ чены четыре основные на­ правления: внутриполитиче­ ская жизнь страны, экономи­ ческая политика партии, про­ блемы культуры и коммуни­ стической нравственности, международное положение. Каждый член группы специ­ ализируется на изучении и пропаганде одного из направ­ лений. Такая дифференциация позволяет каждому политин­ форматору не только посто­ янно накапливать знания по своей тематике, но и систе­ матизировать накопленный материал. С 15— 20-минутной политинформацией регуляр­ но — дважды в месяц — пе­ ред моряками выступает ка­ ждый член группы. Сам А. И. Поляков прово­ дит беседы по вопросам эко­ номического развития стра­ ны. И не случайно. Круг слу­ жебных обязанностей застав­ ляет его постоянно находиться в гуще производственных дел экипажа. По мнению Поляко­ ва, вся суть состоит $ том, чтобы суметь на конкретных примерах истолковать основы экономической стратегии партии, постепенно «зазем­ лить» для слушателей гло­ бальные проблемы в масшта­ бах страны, трансформируя их в повседневные дела экипа­ жа. Тогда в душу моряка за­ падает главное: сознание соб­ ственной значимости в огром­ ном производственном меха­ низме. Как-то обсуждал Анатолий Иванович с моряками второй раздел Отчетного доклада ХХѴ і съезду КПСС «Экономи­ ческая политика партии в пе­ риод развитого социализма». Раскрывая содержание, он вначале выделил главное в разделе, а затем сравнил достижения нашей страны в прошлые годы и в настоящее время, аргументируя цифрами и фактами. Собеседні- кам сра­ зу же четко представляется перспектива экономического развития на ближайшие годы. Для наглядности он изготовил несложные картонные план­ шеты с диаграммами роста производства в различных от­ раслях экономики, роста на­ ционального дохода и т. д. В заключение слушатели сами делали выводы из приведен­ ного материала. Последнее особенно важно, когда не разжевываешь лю- Короткая пол итинформа - ция в начале трудового дня — обычное дело в комео- мольско-молодежной брига­ де портовиков, которую воз­ главляет коммунист Ге>іна- дий Кофанов. На этот рал ребята обеудили н екоторые вопроси международного положения , Зачастую споры и дискуссии по актуальным вопросам современности продолжаются ѵ после рабо­ чей смены. Сам бригадир имеет солидный опыт по­ литинформатора. Не слу­ чайно его выступления глу­ боки по содержанию и на­ сыщены богатой и интерес­ ной информацией. На снимке (слева напра­ во): Сергей Ягодинец. Лео­ нид Баранов, Геннадий Ко - фанов, Борис Рябков. Фото С, МЕХРЕНЬГИНЛ. дям все подряд, а они сами начинают осмысливать приве­ денные факты, думают, спо­ рят, высказывают свои мысли, мнения. Одно из своих вы­ ступлений А. И. Поляков по­ святил перспективам разви­ тия Северного бассейна, при этом так сумел повернуть разговор, что все сами при­ шли к выводу о необходимо­ сти повышения своей профес­ сиональной квалификации, об организации техучебы на суд­ не. Все это было бы менее эф ­ фективным, если бы политин­ форматор не вел постоянный учет общественного мнения в экипаже. В отдельную тетрадь Анатолий Иванович, а теперь и другие политинформаторы, заносит и систематизирует «трудные» вопросы слушате­ лей, работает над ними, ищег дополнительную литератур/, консультируется с другими специалистами. Затем в одной из бесед, не акцентируя на этом внимания, спокойно, со своей точки зрения, раскры­ вает сущность и свое пони­ мание того или иного вопро­ са. Казалось бы, все это очень просто и не требует особых усилий. Тот заблуждается, кто так считает. Только одно­ му Полякову ведомо, сколь­ ко времени и труда необхо­ димо затратить, чтобы подго­ товиться к очередной полит­ информации. Сейчас уже мо­ ряку недостаточно изложения прописных истин, так ска­ зать, в «вольном стиле». Ав­ торитет же политинформато­ ра, его значимость на судне зависят от его знаний, ком­ петенции и, если хотите, от человечности. Ведь разговор нужно суметь построить так, чтобы аудитория не чувство­ вала «интеллектуального на­ силия» со стороны политин­ форматора, нужно г сделать все, чтобы разбудить ^творче­ скую мысль каждого моряка независимо от должности и ранга. А это приходит не сра­ зу. А. ПОДСКРЕБКИН, первый помощник капитана ТР «Северный ветер» управ­ ления «Севрьібхолодфлот». августа 1981 г.= Заглядывая в завтра С целью подведения итогов в системе поли­ тической и экономической учебы собрались коммунисты управления «Севрыбсбыт» на от­ крытое партийное собрание, где с обстоятель­ ным докладом выступил заместитель секретаря парторганизации С. Г. Голубин. Он подверг критическому анализу работу ряда пропаган­ дистов. — Примером в организации партийной уче­ бы, — сказал докладчі^к, — может служить д е ­ ятельность коммуниста начальника отдела тру­ да и заработной платы Э. А. Розамыльского. Обстоятельно и доходчиво, со знанием дела проводит он занятия, о чем свидетельствуют регулярная посещаемость семинаров, высокая теоретическая подготовка слушателей, ведение ими конспектов. Надо сказать, что в кружках и семинарах пропагандистов А . М. Носовой, Т. Кузьминой, Л. П. Стражковой занятия проходят не менее интересно, однако в работе есть и серьезные упущения. До января не провела ни одного занятия с рабочими Э. В. Тахмазян на холо­ дильнике № 3 оптовой базы, за что была осво­ бождена от пропагандистской деятельности и получила строгое партийное взыскание. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем со­ вершенствовании паріийной учебы в свете р е­ шений X X V I съезда КПСС» настраивает партий­ ные организации на пересмотр своего отноше­ ния к организации партийной учебы. Важно в следующем учебном году подобрать ^оистине опытных и знающих пропагандистов, любящих свою работу, что, несомненно, исключит воз­ можность формального проведения занятий. Об этом необходимо думать уже сегодня. Наш корр «РЫБНЫЙ МУРМАН» ~ - = = • 3 стр. ЕСЛИ ТЫ КОМАНДИР, СТАНЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ Чем живешь, помполит?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz