Рыбный Мурман. 1978 г. Февраль.

О ДНИМ из важнейших на­ правлений работы КПСС по коммунистическому строительству является всесто­ роннее развитие политической системы советского общества. Внимание партии к этим проб­ лемам определяется их значи­ мостью как для теории, так и для практики коммунистиче­ ского строительства. Можно сказать, что всестороннее раз­ витие политической системы со­ ветского общества — это веду­ щий политический аспект ком­ мунистического строительства, основная программная линия партии в политической обла­ сти. Как известно, характеристи­ ка политической системы разви­ того социалистического общест­ ва дана в первой главе .Консти­ туции СССР. Это отражает традицию, сложившуюся в пре­ жних советских Конституциях. По инициативе В. И. Ленина в Конституцию 1918 года была включена Декларация прав тру­ дящегося и эксплуатируемого народа, в которой закреплялись принципы общественного и го­ сударственного устройства РСФСР. В Конституции СССР 1036 года также имелся специ­ альный раздел, посвященный общественному устройству СССР. В новой Конституции СССР не только продолжаются, но и развиваются эти традиции. Что же такое политическая система, каковы ее структура я особенности, место и роль в развитом социалистическом об­ ществе? Составными элементами по­ литической организации разви­ того социализма являются: со­ ветское общенародное государ­ ство, массовые общественные организации и КПСС. Каждый из этих элементов занимает в политической система строго определенное место, выполняет свои определенные функции, имеет свое назначение. Центральное место в полити­ ческой организации принадле­ жит государству. Именно госу­ дарство является главным ору­ дием построения социализма и коммунизма, главным инстру­ ментом управления социали­ стическим обществом, главным средством защиты завоеваний социализма. Характерной чертой полити­ ческой системы социализма с момента ее возникновения яв­ ляется ее подлинно народная сущность. Если в период стро­ ительства социализма политиче­ ская система представляла со­ бой организацию диктатуры пролетариата, то в условиях развитого социализма она пре­ вращается в общенародное го­ сударство. Эта важная особен­ ность политической системы зрелого социалистического об­ щества отражена в первой ста­ тье Конституции СССР: «Союз Советских Социалистических х еспублик есть социалистиче­ ское общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей страны». Общенародный характер на­ шего государства раскрывается прежде всего в деятельности Советов как политической осно­ вы социалистического народо­ властия. В ст. 2 Основного Закона го­ ворится: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную . власть через Советы народных депутатов, составляющие поли­ тическую основу СССР. Все Другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам». Дело в том, что все другие организации трудящих­ ся, какими бы они массовыми ни были, объединяют какую-ли­ бо определенную часть населе­ ния, и потому ни одна из них не может конкурировать с Совета­ ми в области охвата масс. На­ пример, профсоюзы объединя­ ют только рабочих и служащих, комсомол — молодежь, колхо­ зы — кооперированное кресть­ янство и т. д. Советы же пред­ ставляют собой организацию всего многонационального со­ ветского народа, который через них объединяется в единый Со­ юз Советских Социалистиче­ ских Республик. Добровольный союз равноправных и суверен­ ных советских республик явля­ ется государственной основой новой исторической общности людеіі — советского народа. Сила советского общенарод­ ного государства заключается в широте его социальной базы, что позволяет ему опереться на небывало широкое участие тру­ дящихся в осуществлении сво­ их задач и функций. В местных Советах ныне на­ считывается более 2 млн. депу­ татов, причем 70 процентов среди них — представители ра­ бочего класса и колхозного кре­ стьянства. Широкий размах народовла­ стия виден н в том, что депута­ ты представляют все сферы общественной жизни: сферу ма­ териального производств#, нау­ ку, культуру, просвещение и здравоохранение. В Советах представлены работники пар­ тийных органов, военнослужа­ щие. Для характеристика предста­ вительства Советов можно на­ звать и такие цифры: в выбо­ рах в Верховный Совет СССР 16 июня 19 7 4 года участвовало венные организации трудящих­ ся. Статья 7 Конституции СССР подчеркивает, что «про­ фессиональные союзы, Всесо­ юзный Ленинский Коммунисти­ ческий Союз Молодежи, коопе­ ративные и другие массовые об­ щественные организации в со­ ответствии со своими уставны­ ми задачами участвуют в уп­ равлении государственными и общественными делами, в ре­ шении политических, хозяйст­ венных и социально-культур­ ных вопросов». Общественные организации отличаются друг от друга це­ лями и задачами, составом, формами и методами деятель­ ности. Профсоюзы, например, объединяют рабочих и служа­ щих для обеспечения непрерыв­ ного подъема народного хозяй­ ства, роста народного благосо­ стояния, а также в целях защи­ ты интересов своих членов. Со­ юзы писателей, композиторов, художников объединяют людей творческих профессий, способ­ ствуют созданию ими произве­ дений культуры, повышению уровня идеологической работы в обществе. Вместе с тем, общественным организациям свойственны и стве. Коммунистическая партия Советского Союза является высшей формой общественно- политической организации в СССР. Познавая и сознательно используя законы общественно­ го развития, КПСС руководит всеми государственными и об­ щественными организациями, направляет их деятельность в интересах народа, в интересах построения коммунизма. Место и роль Коммунистиче­ ской партии в условиях разви­ того социализма ныне закреп­ лены законодательно. В шестой статье Конституции СССР чи­ таем: «Руководящей н направ­ ляющей силой советского обще­ ства, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». Усиление руководящей роли КПСС на современном этапе развития советского общества обусловлено глубокими измене­ ниями в общественных отноше­ ниях, активным вовлечением в государственное и обществен­ ное управление широких масс трудящихся, дальнейшим разви- ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА В н о т о х ц х , и з у ч а ю н - и м Кометжтущшжо CCC JP болеэ 161 ала. человек, т. о. практически все взрослое насе­ ление страны. После каждых очередных выборов происходит обновление не менее одной тре­ ти депутатов. В результате все новые и новые массы трудя­ щихся овладевают навыками управления. 2а последние два десятилетня практику управле­ ния в Советах прошли 20 млн. человек. Надо, кроме того, иметь в виду, что Советы рас­ полагают сейчас ЗО-мпллиой- ным активом, добровольно по­ могавши:;! органам власти в их повседневной работе. В новей Конституции СССР отмечается, что Советы народ­ ных депутатов руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально­ культурного строительства, строят свою деятельность на основе -коллективного, свобод­ ного и делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности, широ­ кого.. привлечения граждан к участию в их работе. Каждый Совет в пределах спределепной территория — полновластный орган, который вправе прини­ мать решения по всем вопросам своей компетенции и участво­ вать в обсуждении вопросов, от­ носящихся • к компетенции вы­ шестоящих Советов. Роль Советов п колитиче­ ской система нашего общества неуклонно возрастает. В новой Конституции СССР получили дальнейшее развитие демокра­ тические принципы формирова­ ния и деятельности Советов, определены главные пути ук­ репления связей Советов п их депутатов с массами. Особо подчеркнут систематический ха­ рактер контроля Советов за де­ ятельностью организаций и должностных лиц. Чтобы еще более поднять роль депутатов, основные полномочия, сформу­ лированные в Законе о статусе депутатов Советов, включены теперь в текст новой Конститу­ ции СССР. Вместе с тем следует сказать, что в социалистическом общест­ ве народовластие не исчерпыва­ ется участием, трудящихся в де­ ятельности советских предста­ вительных органов государст­ венной власти. Характерной чертой социалистического наро­ довластия является то, что вме­ сте с государством большую ра­ боту по управлению страной выполняют массовые общест­ общне черты. Все они, будучи каждая в отдельности специфи­ ческой, решают задачи, стоя­ нию перед всем обществом, — задачи коммунистического строительства. Все более активное участие принимает общественность в осуществлении таких функций, которые всегда считались ком­ петенцией государственных ор­ гапоз. Возьмем для примера охрану общественного порядка. В се осуществлении наряду с государственными органами (суд, прокуратура, милиция), m которых и теперь лежит главная ответственность ко охране законности и борьбе с преступностью, участвуют об­ щественные организации и са­ модеятельные органы парода — добровольные народные дру­ жины, товарищеские суды, по­ сты народного контроля. Советские профсоюзы давно уж е гыполияют многие важные функции в области социально­ го страхования и охраны тру­ да. Общество «Знание» выпол­ няет принадлежавшие ранее Министерству культуры СССР функции руководства лекцион­ ной пропагандой в стране. Повышение роли обществен­ ных организаций в коммунисти­ ческом строительстве ни в ка­ кой мере не умаляет роли со­ циалистического государства как основного орудия строи­ тельства коммунизма. Как ни велика роль общественных ор­ ганизаций, они не могут быть поставлены в один ряд с госу­ дарством в решении этих задач. Вместе с тем, в развитом соци­ алистическом обществе роль общественных организаций дей­ ствительно велика, причем она повышается день ото дня. Бо­ лее того, сама жизнь показыва­ ет, что с решением некоторых задач общественные организа­ ции могут справиться успеш­ нее, нежели государство. В этом находит свое выражение общественное самоуправление, которое зарождается одновре­ менно с социалистическим го­ сударством, вместе с ним раз­ вивается н в конечном счете при полной победе коммунизма придет на смену государствен­ ной власти. Дальнейшее совершенствова­ ние советской политической си­ стемы неразрывно связано с возрастанием роли КПСС в коммунистическом строитель­ тнем социалистической демо­ кратии. Руководство партии охваты­ вает все важнейшие сферы жизни общества. Именно пар­ тия обеспечивает политический подход и политическое содер­ жание деятельности государ­ ственных и общественных ор­ ганизаций. Политика партии является основой деятельности всей политической организации нашего общества. Политиче­ ский характер руководства партии областью социальных отношений заключается в том, что она выражает крепнущее политическое единство совет­ ского общества, воплощая в своей политике интересы всех классов и групп. И чем выше степень этого единства, тем вы­ ше руководящая роль партии. Партия не заменяет и не подменяет государственные ор­ ганы или общественные орга­ низации, не ограничивает их самостоятельность и инициати­ ву* Грубой клеветой являются утверждения буржуазной иде­ ологии о том, что укрепление партийного руководства это «узурпация» власти, «приниже­ ние роли народных масс» и др. Общеизвестно, что КПСС как правящая партия свои усилия направляет на то, чтобы вся политическая система развива­ лась, чтобы входящие в нее организации, в первую очередь социалистическое общенародное государство, такие массовые общественные объединения, как профсоюзы, ВЛКСМ, выступа­ ли все более активно, пол­ ностью раскрывали свои демо­ кратические возможности в но­ вых социальных условиях. Из определения политиче­ ской системы и ее составных частей вытекают ее функции. К их числу можно отнести сле­ дующие: 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами рабочего класса, трудящегося крестьянства, на­ родной интеллигенции, всех на­ ций и народностей страны, всех социальных групп. Главную роль в этом процессе играет КПСС — руководящая и на­ правляющая сила всего совет­ ского общества. 2. Важной функцией полити­ ческой системы развитого со­ циализма является организа­ ция деятельности общества в борьбе за осуществление его целей и задач. В выполнение этой функции включены все элементы политической систе­ мы. КПСС осуществляет поли­ тическое руководство. Совет­ ское государство сосредоточи­ вает свое внимание непосред­ ственно на управлении, органи­ зации и контроле. Большую роль в осуществлении этой функции играют профессио­ нальные союзы и другие обще­ ственные организации. 3. В функции политической системы входит и укрепление социально-политического и идейного единства общества, усиление его социальной одно­ родности, развитие его куль­ туры. Первостепенную роль в осуществлении этой функции также играет КПСС, в частно­ сти ее идеологическая деятель­ ность. Огромную роль в осу­ ществлении этой функции игра-: ют н государственные органы, и общественные организации. Весьма показательно, что во всех разделах новой Конститу­ ции СССР, где определяются основы общественно-политичен ского н экономического строя, содержится характеристика за­ дач по дальнейшей социальной и культурной интеграции со­ ветского общества. 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества, отдельные* классов, социальных групп, на­ ций и народностей, каждого советского человека. Конечно, огромную роль в выполнении этой функции играют другие системы нашего общества —■: экономическая и социально­ культурная. Но последнее ело-, во принадлежит и здесь поли­ тической системе, которая при­ нимает обязательные для об­ щее, ва решения в области распределения национального богатства, материальных и ду­ ховных благ, намечает меры по повышению уровня жизни тру­ дящихся. Ярким подтвержде­ нием этого являются решения декабрьского (1977 года) Пле­ нума ЦК КПСС и VIII сессии Верховного Совета СССР о Го­ сударственном плане экономи­ ческого и социального разви­ тия СССР и Государственного бюджета СССР на 1978 год и об исполнении Государственно­ го бюджета СССР за 1976 год. Из всего сказанного можно сделать вывод, что главное со­ циальное назначение политиче-. ской системы — способство- к вать реализации возможностей, заложенных в развитом социа­ листическом обществе, обеспе­ чивать дальнейшее успешное продвижение нашей страны к коммунизму. Материальным путем разви­ тия политической системы со­ ветского общества является дальнейшее углубление и со­ вершенствование социалистиче­ ской демократии. Это марк­ систско-ленинское положение нашло свою конкретизацию в Конституции СССР. Статья 8 Конституции, определяя основ­ ные направления развития по­ литической системы советского общества, называет все более широкое участие трудящихся в управлении делами общества и государства, совершенствова­ ние государственного аппарата, повышение активности общест­ венных организаций, усиление народного контроля, укрепле­ ние правовой основы государ­ ственной и общественной жиз­ ни, расширение гласности, по­ стоянный учет общественного мнения. В. И. Ленин подчеркивал, что главный критерий соци­ альной ценности демократии ее реальность. А наша реаль­ ность — это построение само­ отверженным трудом народа общества развитого, зрелого социализма. «Мы еще не до­ стигли коммунизма, — говорил Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС. — Но весь мир видит, что деятельность нашей партии, ее устремления направлены на то, чтобы сделать все необхо­ димое для блага человека, во имя человека». (Материал подготовлен До­ мом политического просвещ е­ ни я обкома КПСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz