Рыбный Мурман. 1976 г. Март.

НА БОРТУ П О Р С о б р а н и е Траулер «Шенкурск» делал переход в район про­ мысла. В это время проводилось собрание экипажа. Капитан Д. А. Богословский рассказал о рейсовом задании и намеченном районе лова, предупредил, что плавание легким не ожидается, а потому потре­ бовал от каждого моряка максимальной отдачи сия и умения при работе с тралом, за рыбоделом. Потом разговор пошел о недостойном поведении некоторых матросов в порту. Их было трое. Один дважды опаздывал к отходу судна, второй «разбирался» за появление в нетрез­ ва состоянии, третий отказался во время стоянки судна заступить на вахту. Нарушения были грубы- ми, и оставлять их без внимания — значило делать поблажку тем,, кто подводит коллектив, порочит его доброе имя. Во-вторых, нужно было дать понять любителям «загулов», что церемониться с ними ни­ кто желания не имеет. Экипаж несет ударную тру­ довую вахту и никому не позволит вставлять ему на этом пути «палки в колеса». Двое матросов честно осознали свою вину, заме­ чания командного состава и товарищей по работе признали вполне справедливыми, дали слово, что больше экипаж не подведут, поскольку и само суд­ но, и коллектив они знают давно и расставаться с ними не хотят. Им поверили. В рейсе парни труди­ лись хорошо, на берегу пока замечаний к ним тоже нет. А вот третий матрос никак не хотел признавать себя виновным в нарушении Устава морской служ­ бы па рыбопромысловых судах. Он неправильно по­ нимал или не хотел понимать даже систему несе­ ния производственных вахт в море. — Я не обязан, --• заявил он, — выходить на под- вахту. Мое дело отработать положенные мне часы. Заместитель секретаря нашей партийной органи­ зации матрос Анатолий Александрович Косарев, услышав подобное высказывание, не вытерпел, под­ нялся и попросил слово. — Значит, ты не обязан ходить на подвахту? ■— спросил он матроса. — Тогда скажи мне, кто зто должен за тебя делать? Я, он или они?.. Выступили и другие матросы. И не только матро­ сы. Высказывались судоводители, механики. Матро­ су этого было мало. Он никак не хотел признавать себя виновным. Но после того как напомнили об Уставе флота, где сказано, что капитан промыслово» го судна имеет право, в целях своевременной обра­ ботки поднятой на борт рыбы, вызвать на подвахту любого члена команды, кроме тех, кому действи­ тельно нз-за специфичности труда можно не брать в руки шкерочный нож, матрос понял, что не прав. К тему я привел этот эпизод из судовой жнзня? Д а к тому, что экипаж РТ-227 «Шенкурск* силь­ ный и дружный, что он способен научить любого, если тот, конечно, имеет желание, всем премудро­ стям рыбацкого труда, а если попадается, как гово­ рят моряки, «сачок», просто заставить его рабо­ тать на равных с другими. Последний рейс полно­ стью подтвердил это. Консервная бригада На «Шенкурске» мне довелось работать первый рейс. За двадцать лет морской практики побывал на многих траулерах, встречался со многими капи­ танами, механиками, матросами. Сказать, что «Шен­ курск.» самый лучший из них, будет просто неспра­ ведливо. На флоте, в отрядах судов бортового тра­ ления, много хороших, крепких, трудолюбивых эки­ пажей, и моряки «Шенкурска» — в их числе. Они* постоянно перекрывают рейсовые задания, выраба­ тывают рыбный полуфабрикат с отличным показате­ лем качества, на консервы этого корабля реклама­ ций тоже не поступало. Трудиться в таком коллек­ тиве всегда приятно, еще приятнее сохранять тра­ диции. Выработка консервов из тресковой печени ощути­ мо влияет на экономические показатели деятельнос­ ти экипажа. Они всегда пользуются широким спро­ сом у покупателей, потому что питательны, отличны на вкус, всегда могут, наряду с другими деликатес* •любой ............ стол. нымн продуктами, украсить праздничный В прошлом рейсе на «Шенкурске» рейсовое за­ дание по производству консервированной тресковой печени выполнили на 197 процентов. Это отличный показатель. Мне и моему помощнику коммунисту Петру Михайловичу Жолтаиовскому предстояло под­ держать честь рыбацкой марки и выработать не меньшее количество. Вернувшись из рейса, мы пе­ редали на берег 16 500 банок консервов, что почти в два раза больше плана. Успех сам не явился. Пришлось много потрудить­ ся. Однако консервная бригада только своими сила­ ми добиться столь большого перевыполнения пла­ на вряд ли смогла бы. Немалую помощь оказывали нам матросы. За отбором печени внимательно сле­ дили с мостика. Буквально каждый кусочек печени находил применение, шел если не для приготовле­ ния консервов, так на вытопку жира. В рейсе кон­ сервная бригада ни разу не испытывала трудности из-за нехватки пара. Мы не «изобретали велоси­ пед», работали так же, как трудятся консервные мастера на других судах, иногда «прихватывая» личное время, старались максимально использовать все то, что имели. Штурманы умели найти и обло­ вить рыбный косяк, матросы отбирали печень без потерь, а механики постоянно давали в наш цех пар под необходимым давлением. Остальное, как го­ ворится, зависело от нас. Что касается консервщи­ ков, то мы свои обязательства выполнили. Принима­ лись они в честь XXV съезда партии. Лидирует третья вахта Уже с первого рабочего дня на нашем судне раз­ вернулось соревнование среди матросов за эконо­ мию времени при спусках и подъемах трала, за лучшую и скоростную обработку уловов. А лови­ лась треска в первые дни промысла хорошо. Ежесу­ точно укладывали в трюм но 12 тонн полуфабрика­ та. Даже не чувствовалось в эти первые дни, что команда «Шенкурска» обновилась перед рейсом на одну треть своего состава. Все трудились с огонь­ ком, при необходимости подменяли друг друга ка трудоемких операциях. С первых дней промысла но результатам работы стала выходить вперед вахта старшего матроса Ва­ силия Тимофеевича Кукре-ша. Затем парни заняли вообще лидирующее положенно л не уступали і/го до снятия судна с промысла. II это несмотря на то, >.:то в состава третьей вахты, о которой идет речь» трудился совершенно неопытный в нашем рыбацком деле паренек. Комсомолец Алексей Петыгин пришел в Мур­ манский ордена Октябрьской Революции траловый флот сразу после окончания военной службы. В первое время чувствовалось, что Алексей испыты­ вает какую-то неловкость оттого, что его поставила работать в рыбный ящик, подавать треску на рыбо* дел, в то время как другие выполняют более ответ­ ственные операции. Необходимо было подбодрить парня, дать ему понять, что у него еще все впереди, а для лучшего усвоения рыбацкой специальности все-таки нужно начинать с подачи рыбин рубщикам» Взялся за это хороший матрос Михаил Митрофа­ нов. Он, стал для Алексея Петыгина наставником,- показывал ему, когда уборка рыбы подходила к кон­ цу, з до трала еще оставалось немного времени, к&п нужно работать и что должны знать рубщик и т к е р - щик. Одним словом, комсомолец Петыгин убедился.- что его место до норы до времени там, где труд не' отличается сложностью, но где он, как самый мо­ лодой на вахте, может принести больше пользы. Бросить рыбину на разделочпыіі стол — это еще не! значит, что ты научился подавать ее. Рыбины долж­ ны ложиться ровно, чтобы рубщик не затрачивала попусту время на ее переворачивание. Постепенно Алексей Петыгин набирался навыков, необходимых профессиональному рыбаку. Работать с тралом при спуске и подъеме его учили Василий Тимофеевич Кукреш и помощник мастера по добыче Иван Иванович Суворов, Первый на «Шенкурске» со дня выхода судна из ремонта, с сентября прош­ лого года, второй пришел немного позже, но оба имеют репутацию лучших производственников, Алексей Петыгин многим обязан им и в первую оче­ редь тем, что уже после своего первого промыслово­ го рейса готов сдать экзамен аттестационной комис­ сии на матроса второго класса. Не многим, скажу прямо, такое удается, потому что не всем везет на хороших учителей. Алексею повезло, он встретил их на «Шенкурске». Назову еще одного добросовестного товарища. Это боцман Николай Филимонович Будня. Моряки частенько, когда разговор заходит о боцмане, при­ поминают позапрошлый рейс. Тогда вдруг заболел одни из опытных матросов, которого пришлось от­ править для лечения в порт. Одна из вахт оказа­ лась в трудном положении. Говорить о том, что она на равных будет соревноваться за максимальное использование рабочего времени при работе с тра- шались. Не решались, цман. Пришел к рыбоде- лу он в рыбацкой робе, со шкерочным ножом и стал работать вместо выбывшего матроса. Его никто не приглашал, но пожилой рыбак просто не мог оста­ ваться в стороне, когда товарищам приходится туго. « Цс * В последнем рейсе мы заготовили 143 тонны вы ­ сокосортного полуфабриката трески — больше за­ дания. Неплохое начало десятой пятилетки! Соревнование — в разгаре. Каждый из нас сегод­ ня живет главным событием — XXV съездом род­ ной Коммунистической партии. Мы готовы к выпол­ нению выдвигаемых им задач. П. ПРОХОРЕНКОВ, член КПСС, председа­ тель судового комитета, консервный мастер краулера «Шенкурск», Н А СНИМКЕ — один нз передовиков этого экипажа, помощник рыбного мастера Ни» иолай Николаевич Шахов. Он вносит замет- вый вклад в борьбу моряков за высокое качеств© рыбного полѵфабрнната, доставляемого в порт. Фото Б. Щукине, лом и за рыбоделом, не рев пока не вышел на палубу бон: Спасибо за вы с о к у ю о ц е н к у Е СЛИ ПОЛИСТАТЬ РАПО РТЫ портовых ра­ бочих в нашей «Книге трудовой славы» или посмотреть журнал учета итоговых данных по каждой смене, можно с уверенностью сказать — портовики в дни работы съезда партии трудятся с большим энтузиазмом. Так, 25 ф евраля первая смена, руководимая М. И. Дрогуновым, почти вдвое перевыполнила задание, -переработав 1170 тонн грузов с рыболовных трауле­ ров. Хорошо работали в тот день и портовики вто­ рой смены. Здесь особенно отличились, как отмечает прораб Иван Андреевич Мишутушкин, тридцатая и сорок шестая бригады при обработке рыболовного трауле­ ра № 273. По-ударному работали на выгрузке ры ­ бопродукции десятая, одиннадцатая, тринадцатая, четырнадцатая, шестнадцатая бригады из первой смены. Весомый вклад в успешное выполнение договора предприятий-смежников внесли работники порта и днем 26 февраля. Главной отличительной чертой в эти дни работы XXV съезда партии является особенно приподнятое настроение всех портовых рабочих. Каждого до глу­ бины души тронула та высокая, сердечная оценка заслуг советского народа, которую дал в докладе на съезде Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. В самом деле, как не радоваться, когда Леонид Ильич с высокой трибуны партийного съезда говорит: «...Коммунисты хорошо знают, что народ, дове­ ривший им руководство страной, — это народ ис­ ключительного трудолюбия, мужества, выносливо­ сти, душевной щедрости, одаренности и ума. Это — народ, который несгибаем в лихолетье. Он пережи* вает каждую промашку в своем гигантском деле. Ш не кичится своими достижениями, но и не умаляет; их. Он отзывчив к радости и к беде других народов,- готов помочь их борьбе за справедливость, свободу, социальный прогресс. Советский народ это деич ствительно великий, героический народ!» Мы оба беспартийные, но газеты с Отчетным до­ кладом ЦК КПСС и материалами съезда читаем сейчас в первую очередь. Уверены, что и другие беспартийные, работники порта вместе с коммуниста­ ми и комсомольцами едины в своем мнении - по­ ставленные XXV съездом задачи будут успешно вы­ полнены каждым производственным- коллективом. д . УСАЧЕВ, В. ФЕДОРИН , диспетчеры пер­ вого грузового района Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz