Полярная правда. 1936, февраль.

СТАХАНОВЦЫ БАРЕНЦОВА МОРЯ Пример сгазного траулера «Кироэ» вызвал в траловом флоте волну большого производственного под’ем з. В борьбу за вышние уловы, в стахановские рейсы включились уже десятки промыслвзых судов. НА СНИМКЕ: РТ «Киров» воззращаетсп с промысла и проходит льды Кольского залива. ----- ---------------- „Дзержинцы" Р а с с к а з ы луч ш и х Качество рыбы будет еще лучше г п - выполнил годовой план на 116 проц. ,ш е т { Рать™- Пять работают Вш оы епо 16.735 Н Е У С Т А Н Н О В П Е Р Е Д В прошлом году траулер «Саратов» | скнй плавает больше года —- Ва­ сильков два рейса. центнеров рыоы. этом году команда траулера обяза- 1 ‘ лась выловнть уже 25 тысяч цен­ тнеров. Это будет выполнено, пору­ кой тому желание неустанно дви­ гаться вперед, улучшать свою рабо­ ту, вникать в технику своего дела. Н задание первого рейса выполнено на 250 проц. А во втором рейсе квар- Траулер прошел в порт, когда над заливом и городом уже сгустились вечерние сумерки, но прошла одна "короткая ночь и последняя стампа была «выдана наверх. Палуба свежо и остро пахла ры­ бой. Мехаппк договаривался с пред­ ставителем завода о чистке котлов. Свободные от вахт моряки по скольз­ кому наклону трапа торопились в город. Старший машинист Николай Пор- пяков сидел в маленьком салоне «Фе­ ликса Дзержинского». Вахта была не скоро. Но уходить с борта Порняков не торопился. Во-первых, хотелось услышать точную цифру улова пос­ ле оформления сдачп (знал только, что вместо 61 тонны по плану при­ везли свыше ста). Во-вторых, «шеф» йроенл запаять чайник и Коля Пор­ няков, мастер на все руки, обещал «му помочь. В -третьих.. . третьих собственно не было. В-третьих, была обычная привязанность к судну, •ставшему вторым домом. На «Феликсе Дзержинском» Пор­ няков плавает четвертый год. Многие любители искать «где работа полег­ че» часто говорят Порнякову: «При­ сох ты что-ли к своей коробке? Рас­ статься пе можешь!» За пять лет плавания Порняков на втором судне. Полтора года рабо­ тал на землечерппельной шаланде в Архангельске, а потом пошел в тра­ ловый флот п прочно подружился с траулером «Дзержинский». Машп- нпст-отлпчнпк, прекрасно знающий не только машину, но и весь процесс тралового лова, незаменимый това­ рищ — Коля Порпяков пользуется неизменной симпатией всей коман­ ды РТ-34 «Дзержинский». С 1932 года плавает па «Феликсе Дзержинском» тралмейстер Каркано- сов, пом. тралмейстера Мощи иков, боцман Стрелков. Карканосов отлич­ но знает все операции с тралом, п это основное орудие лова благода­ ря знаниям тралмейстера на «Фелик­ се» освоено всеми. Вонмап траль­ щика опрокидывает , все обычные представления о старом «морском полкед. Боцману Стрелкову 22 года. Но оп пе только рачительный хозя­ ин пал уПи. Стрелков в любую мину­ су может заменить пом. тралмейсте­ ра, знает под'ем н починку трала. С тех пор, ка к в траловом флоте развернулось соревнование за высо­ кие уловы п «34-й» обещал также дат!, стране 25 тысяч центнеров, «дзержинцы» на много улучшили работу. И Андрей Петрович Новожилов, двадцать лет своей жизни отдавший морю — капитан, ученики которого плавают на многих судах тралфло­ та, — рассказывает, что борьба за стахановские уловы, даже в мелочах, в деталях, подчеркивает рост и со­ знательность команды. — Раньше бывало кп подвахту не добудишься. Сейчас сама вегакл. Попробуй парень понежнг.гя немно­ го — все на него сразу: «а обеща­ ние о 25 тысячах подписывал?'» Характерно еще вот такое обстоя­ тельство. Трал (они у нас, ой, ка ­ кие старые) порвется на камени­ стом месте. Так раньше, те. кто в мантпне пли чем другим заняты, до­ вольны бывали — дескать, пока чи­ нят — постоим немного. Сейчас все торопятся, волнуются, — «время теряем, быстрее починку производи­ те». Вообще намного ответственности выросла, улучшилось качество рабо-/ ты, почти не случается заверток. Пойманная рыба лучше разделывает­ ся. И рыбмастер Лебедев прекрасно следит за качеством разделки. ...Квартальный нлап 1936 года траулер «Феликс Дзержинский» вы­ полнил за два месяца. В 1936 году ни разу не .возвращался он с моря на-легке. Все время — перевыполне­ ние заданий. Спаянно, дружно, организованно живет команда. Плохо только, что большую, доброкачественную работу рядового траулера пе замечают ни завком, ьз партком тралового флота В составе команды «Феликса Дзер­ жинского* ни одного коммуниста к комсомольца. Никто не помогает профоргу Ноженко развернуть массо­ вую работу, обслужить моряков в ко­ роткие дни стоянок в порту. Опыт кадровых 'моряков, четыре года плавающих па одном судне, не пзве-j степ в тралфлоте. А ведь о людях «Дзержинского^ скромных, делови­ тых, мужественных, — убедительно; и веско говорят творимые ими дела. Р. ТРОЯНКЕР в тралфлоте. шестой учится в ФЗУ Бондарного завода. С малых лет мы со стариками ходили на Мурманским берег с ярусами за треской. Нажив­ ляли наживку, отживляли рыбу. Ста­ рики нам передавали в течение мно­ гих лет свой большой опыт. Николай плавает помощником тралмейстера на траулере «Тралмей- траулер «Саратов» выполнил стер.». Алексей — старшим клип- тальный план, фиекпиком па «Аскольде». Михаил— третьим штурманом на «Засолыцнке», Димитрий — старшим машинистом на «Киме». А я — рыеный мастер траулера «Саратов». За исключением Михаила (его траулер стоит в ремонте) все ос­ тальные братья промышляют сейчас дернув квартроп. Это привело бы к в стахановских рейсах. Нх траулеры перекосу трала и к пролову. Василь- Желанием улучшать свою работу I А таких, как Васильков, уже мно­ го. Матрос Пределин, который рань­ ше всех встает за рыбодел, бежит к тралу, чинит, учится размерам тра­ ла. Матрос Бурых в нервом же своем рейсе настолько внимательно отно­ сился к работе, что капитан зачи­ слил его матросом первого разряда. Капитан Краноткин говорит, что вто первый случай за пять лет его ра­ боты во флоте. Лучших людей па траулере отме- охвачены все лучшие люди трауле-1чают. Премируют. Отсеивают дезорга- ра. Про молодого матроса Восилько- низаторов, лодырей, потому что онн ва рассказывают такой факт. Матрос Свпдерекий при спуске бо- беицов задернул жильсон. не пере­ йдут не позади других по выполне­ нию своих обязательств. Могу ли я от ннх отставать. Мое дало следить за качеством рыбы. В атом стахановском рейсе ка ­ чество рыбы на 6 проц. выше нор­ мы. Еще лучше будет оно в следую­ щем рейсе. Я нашел неправильности г> устройстве чердаков. Капитан обе­ щал мне помочь в устранении этих недостатков. Но один я еще не решаю дела. ков сказал: — По-моему, ты, Свп- дерский, неправильно сделал. — II сам быстро исправил трал. Свпдер- становятся препятствием на пути улучшения работы. Траулер идет вперед и потому, что администрация судна смело перено­ сит все лучшее из опыта передовых судов, поощряет всякую полезную инициативу. Используем каждую минуту Наша работа в первом квартале I механик Трущенко, третий механик протекала в трудных условиях — Уваров, кочегар Саблип показали выход в море па промысел совпадал ‘ прекрасные образцы работы. Трал- со штормами. Время затишья между мейстер Безбородов, матросы Мошон- пггормами мы старались иопользо- . кин, Никитин по-ударному работали с : с тралом. сумел наладить Поэтому я учу своих помощников.— вать наиболее эффектно. засольщиков и матросов правильно и , Значительную роль в этом сыгра- 1 Радист Фролов _ _ _ хорошо разделывать и засаливать ' е '■ „ * рыбу. Тогда наш траулер станет вне- Ло •.МелаЯ* ус11еПП,ая ра* ота старые-, точную работу радиостанции н обес- реди пе только но вылову, но и но ^ Корытова, обеспечившего беснере- лечить радиосвязь на лову, и тем качеству. УЛЬЯНОВ. бейиую работу механизма. Второй самым способствовал быстрому пере- ( движению. I Что должен знать штурман i Оперативное руководство Плавал я пять лет на научном судне ППНРО «Кшишович». Инте­ ресная работа. Пусть я был простым матросом, но меня интересовало, как измеряется глубина, чем питается рыба, какая температура воды самая промысловая. Послали меня учпгься в Мортех- нпкум. Выучился на штурмана и поступил в тралфлот. Теперь мне пригодилось все, что я видел на «Книшювиче». Я знаю, чтобы быть хорошим штурманом, надо с уважением отно­ ситься к промеру глубин, следить за температурой воды п ночаще смо­ треть, какая нища есть г. желудках рыбы. Изучил я и трах Это тоже должен знать штурман. Говорят, что я работай! хо[юшо. Ничего нет в stom удивительного. Каждый может так же работать, если он будет глубоко изучать технику своего деля. II для того, чтобы еще лучше промышлять, я с каждым рейсом стараюсь повысить свои зна­ ния, спрашивая у капитана и трал­ мейстера все, что меня интересует. ЗАМАРИН. за по­ следнее время значительно улучши­ лось и приблизилось к нам. Это имеет колоссальное зпачеппе для ус- пешноп промысловой работы. j Берег также улучшил свою рабо­ ту. Все наши запросы удовлетворя­ ются. Промысел сейчас идет успешно. » j Огдельные под'емы достигают 11 тонн сырца. Капитан РТ «Ленинград» ПАЙКАЧЕВ. Примеры . инициативы Как-то раз в прошлом году вы-, шли мы в рейс. Спустили левый трал. Рыба ловилась хорошо, но вместе с рыбой в трале было много грязи. Я говорю штурману: «Давай­ те перейдем на другой трал». — За­ чем,— отвечает он мне,— ведь трал ловит рыбу. Нет, думаю я. Раз грязь попадает в трал, значит он идет неправиль­ но. Настоял на проверке. В самом деле, есть пеболыпой перекос. Ис­ правили и в трал перестала попа­ дать грязь, а уловы стали лучше. В каждую работу надо вниматель­ но вникать. II тогда результаты бу­ дут лучше. Еще помню один случаи.. Тоже в прошлом году, услыхал я, что на других траулерах ловят тралом с укороченными крыльями. Снова об­ ратился к штурману п заивил, что обрежу крылья у трала. Был у пас профорг (сейчас он в тралфлоте не работает), он меня чуть ли не вре­ дителем обозвал. А, когда я крылья обрезал и стали мы ловить по 10 тонн за под'ем, он замолчал. А с тех нор мы все время ловим тралом с укороченными крыльями. Сейчас я много думаю над тем, какие бы улучшения внести. Не­ сколько раз обращался за советом к одному из лучших специалистов трал- флота тов. Михову. Это мне дало много полезного. Одно предложение, ускоряющее спуск и под’ем, я уже виес и в этом рейсе думаю приме­ нить. А еще одно предложение, о кото­ ром я пока никому не говорю, долж­ но уничтожить порывы трала, те» сюлее, что промыслы сейчас прохо­ дят па плохих грунтах. Если пред­ ложение применю удачно, вылов на­ много повысится. СТУДЕНЕЦКИЙ. „ШЕФ“ ТРАУЛЕРА № 82 Фото Г. Ратфельдера. Фото Г. Ратфельдера. Лучшие стаханозцы PT-S2 «Дим* трсв», слеза направо — матросы А. М. Вичунин, А. М. Горлов, В. Н. Резвэа и старший засольщик Ковалев- Капитан КОПЫТОВ На разметочном плазу строгими меловыми линиями вычерчивались точные контуры корабля. На огром­ ной металлической плите лежала схе­ ма судна п капитан, каждый день подымаясь на плаз, осматривал чер­ теж. Оп как бы проходпл по каютам, по машинному отделению, подымал­ ся на мостпк п вцдел море — ши­ рокое безбрежное море, большую ис­ хоженную морскую дорогу. Оп ощупывал заклепки, внима­ тельно следил за работой пневмати­ ки н, еелн говорил: «Смените за­ клепку», — возражать было беспо­ лезно, бессмыслепно. Капитан знал толк в кораблестроении. Знания да­ вали право па настойчивость п упор­ ство. Потом судпо спускали со ста­ пелей. По скользким наклонным са­ лазкам оно скатывалось, ка к со снежной горы, п серые невские воды гостеприимно пршшмалп корабль. Капптан мечтал о море, знал его давно п с суровейшим из морей— Баренцовым — был близко знаком еще с детства. _ Ему было двенадцать лет, когда нужда большой семьи заставила ит- ти работать коком на маленький па­ русник «Шутка». И на «Шутке», принадлежавшей местному богатею Окладпнову, Копытов прошел первые ступени морской науки. — Полный вперед! Телеграф передал в машипу корот-1 квадратных метра одипочпого заклю- кпй прпказ п траулер, иабпрая ско -1 ченпя. рость, пошел по узкому фарватеру в В тяжелых условиях жпзнп, про­ море. | веденной па парусниках коком п ма- Итак, мечте суждено было осу- тросом, на школьпой скамье морско- щсствпться. Наблюдатель за по- го учплшца с песытой жизнью, но стройкой судов, он стал водителем с ненасытной жаждой учиться, по- корабля, которое па его глазах, под знавать новое, а позднее в тюремном одиночестве, как политически небла- его наблюдением одевалось в метал­ лическую броню корпуса, оснаща­ лось умными машинами, п гонадежиый, Копытов в совершен­ стве познал искусство смелого про- теперь кладыванпя курса по трудному жиз­ ненному пути. Оп знал, что трудно­ сти преодолеваются железным упор­ ством, настойчивым желанием пх систематической глубоко готовилось к выходу в большой пе­ реход из Ленинграда в Мурманск. В професспп капптапа-промысло- впкд с бестранзптпыми рейсами, с сломцть’ _ п беспокойным, тревожным плаванием, ПР0Д) манной борьбой, много, очень много трудностей. Г о -! И, когда Копытов после пятплет- раздо больше, чем у капитана торго- пего перерыва снова стал каппта- вого судна, пересекающего моря и И0М) водителем корабля, трудности " ш в определенно* направлен™ професс|ш си етшшт. его графика. Но капптан промыслового судна Копытов знал мудрую и стину ,: п - тп ’ пе испУгалн- Наоборот, они с пришедшую с годами, с навыками— новой силой пробудили желаипе к он знал, как нужно ослаблять силуj борьбе. трудностей, как бороться с ними. В , Траулер выходит па промысел, в 1919 году, когда тралового флота первый рейс после постройки. Ходо- еще пе существовало, Копытов на вые качества судна еще пе изучены, траулере выходил промышлять в Б а -! сила машины еще не опробована, ренцово море. I люди на судие новые п пх качество Это было тревожное время. .Севе-. нужно узнать. Поэтому первый рейс ром распоряжались интервенты п не -1 только опытный. Смелость соединяет- сколько раз Копытов менял капптан-1 ся в капитане с большой — пеоб- скую каюту на тюремную камеру, ходимой — осторожностью. Когда широкие просторы моря на четыре нужно, он при сильном шторме не кладет судпо в дрейф, а смело, пе­ ресекая квадраты, промышляет во­ преки ураганному ветру н волнам. Но первый рейс он проводит твердо ка к опытный рейс, и, возвратившись в порт с малым уловом, не стыдится этого. 1 в управлении его пе упре­ кают за недобранные проценты рей­ сового плана. Второй рейс уже промысловый — в полном смысле этого большого, от­ ветственного слова. Капнтап знает людей,> люди узнали капитана. Капи­ тан освоился с судном, с механизма­ ми. Он знает особенности каждого члена команды и эта осведомленность в личных п производственных каче­ ствах людей, с которыми ему нуж ­ но работать в море, позволяет стро­ ить работу на твердом основании. Капитан знает, что его старший помощник еще недостаточно практи­ чески подкован, что работа не изу­ чена им во Bciex больших и малых подробностях. Но старпом — молод и жаждет достигнуть высокого уров­ ня своего капитана п капитан ведет помощника по ступеням своего соб- ствеппого роста. Капптап знает, что матрос Рез- вов лучший пз палубников трауле­ ра, что работа у него спорится, что шкерка у него идет лучше, чем у других и он равняет всю палубную команду па этого матроса. Требовательность капитана пе вы­ зывает обиды, хотя иногда она про­ рывается и в крике, покрывающем шум морской волпы, и в резком за­ мечании. По эта требовательность настолько прямолинейна ж настоль­ ко понятен смысл ее, что пшето пе обижается. Капитан присутствует при i каждом спуске и под’еме трала. Он' спускается с мостика, когда замеча-[ ет заминку, показывает матросу п . тралмейстеру технику, приобретен­ ную с годами. Система в работе, строгая после­ довательность, постоянное нараста­ ние темпа — вот, что характеризу­ ет капитана Копытова. И лучшая этому иллюстрация следующие пока­ затели: в первом опы том рейсе за час траления подымали 9,5 центне­ ра рыбы. Во втором рейсе — 14,7 центнера, а в третьем рейсе уже 18 центнеров. Такой последовательности разве можно добиться без пред’явления строгих требований а к команде, и к самому себе! ...Судно вернулось с промысла. Сдано свежье, засольщик сдает со­ леную рыбу, а капитан идет в кон­ тору узнать о сроках междурейсово­ го ремонта. В длинных коридорах уп ­ равления, в комнатах отделов он встречает других капитанов и с большим интересом справляется об уловах, о тоннаже под’ емов, о време­ ни траления. — Пятнадцать дней па ремонт— говорят ему в техническом отделе. — Не выйдет, — упрямо возра­ жает капптан. — Не выйдет, — повторяет он снова и, не добившись положительного результата, идет на судно. В тишине небольшой каюты он решает задачу на скорость ремонта. Потом снова идет в управление и показывает своп расчеты н выклад­ ки. Он слишком хорошо знает суд­ но, чтобы ошибиться. Оп слишком упрям, чтобы отступить от первона­ чального решония, и оп добюается. сокращения сроков ремонта па це­ лых пять дней. — Давно бы так... Копытов довольно улыбается и тогда его суровое лицо становится удивительна ласковым, а простужен­ ный голос звучит необычными теп­ лыми иоткамп. Очевидно такой неж­ ной теплотой ободрял оп команду в тяжелой работе при восьмпбалльпом шторме, когда волпы пытались рас­ поряжаться судном по своей воле, а оно шло вперед и трал летел за борт и подымался на палубу с бога­ тым уловом. Отечественный траулер Л ; 82 «Димитров» ходит под комапдой ка­ питана Копытова только четыре ме­ сяца. Но п этого срока было доста­ точно для того, чтобы доказать боль­ шие возможности отечественных су­ дов, чтобы показать, какие резервы кроются в машинах, корпусе, лю­ дях — целиком своих,, советских. И под’ емы, перекрывающие по Тонна­ жу немецкие траулеры, и люди, ра­ ботающие на высоком уровне, и ка­ чество всегда безупречное — резуль­ тат тесного контакта команды трау­ лера со своим капитаном, общего ритма в их работе. И не случайно, судно, на котором плавают эти люди, носит высокое пламенное имя бесстрашного револю­ ционера Димитрова. Б. МОЙЖЕС «Шефом» моряки называют пова­ ра только тогда, когда эн работает отлично, а приготовленная им пища отличается прекрасными вкусовыми качествами и питательностью. Пова­ ра РТ-82 «Димитров» ГОЛИКОВА моряки траулера не напрасно назы­ вают «шефом». В 6 часов утра он уже на вахте в камбузе. Приготовляет продукты ло меню, разработанному с вечера, ин­ структирует помощника и юнгу. Меню завтраков, обедоз и ужинов всегда разнообразное — от хороших рыбных супов до прекрасно зажарен­ ных бифштексов, от слоеных було­ чек, и горячих пирожков до вкусных рыбных блюд., Голиков 11 лет работает поваром. За отличную работу его несколько раз премировали, а на всесоюзном конкурсе пищевых предприятий он получил почетную грамоту. Плавая сейчас на судне, которое включилось в. стахановские рейсы, повар- Голиков мобилизовал все свое высокое „искус­ ство на стахановское обслуживание команды rpa ytapa . Третья по счету, первая в работе Как мы понимаем работу по-ста­ хановски? Нам думается, что глав­ ное в стахановской рабете — это- плановость, система, отсутствие* вся­ кой итурмовщины. Так мы и стара­ лись работать. • Люди нашей вахты прикреплены к определенным местам работы. Эт#- прикрепление выдерживается при любых обстоятельствах. Если матрос Ре шов и вместе с ним матрос Рытов работают па носовой доске, а матро­ сы Вптухов и Горлов — на кормово! /оске. то они вцегда выполняют эту работу. Таким прикреплением дости­ гается твердое знание своих обязан­ ностей, вырабатываются навыки и приобретается большой опыт. Засольщик Ковалев, хорошо изу­ чив свое двя», выполняет работу пл много лучшд н па много быстрее за­ сольщиков других вахт пашего тра­ улера. Он приготовляет, место для завалки рыбы, расчищает удобнее- место для себя, приводит в порядок ларь для солп п только после этого начинает засолку. Время, затрачива­ емое па подготовку, полностью оку­ пает себя в работе — быстрой к безупречной по качеству. Мы тесно связаны с машинной вахтой н никогда еще не было та­ кого случая, чтобы мапшна тормо­ зила нашу работу на палубе. Нико­ гда еще не случалось, чтобы Кова­ лев п Михайлов, работающие па ле- Седкс, испытывали перебои и ка к это делают лебедчпКи других вахт, бегали бы в машину выяснять при­ чины задержек. В машине своевре­ менным уходом за механизмами, те­ кущим ремонтом их во время рейса добились такой же бесперебойности, как и мы, палубники. Капитан Копытов очень чаете нам говорит: — Ваша вахта по счету третья, а по работе она идет впереди всех. Когда мы стоим на вахте, трал идет за борт даже при сильно^ шторме. Вот так— по-стахановски— нам ду­ мается должны работать и все ос­ тальные вахты траулера. Работать по плану, с твердым знанием дела, без штурмовщины, а когда требует обстановка—быстро мобилизоваться и смело преодолевать препятствия. Вахта № 3 : МИХАЙЛОВ (пом . тралмейстера), КОВАЛЕВ (ст. засольщик), ГОРЛОВ, ВИТУХ08, РЕЗВОВ, РЫТОВ (матросы), КО- КОТОВ (ст. штурман) \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz