Полярная правда. 1937, июнь
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А А. М. Горький и мировая культура В. И. Ленин и М. Горький. (1920 г.) МИЛЛИОНЫ ЧИТАТЕЛЕМ ГОРЬКОГО Завещательные произведения А. М. Горького доступны для самых широ ких млев трудящжхся. Она учнлн п уча? трудящихся ненавидеть своих врагов и бороться 21 счастливую s n b , «а социализм. Рабочий-железнодорожник Москов- «коп ума то<в. Самсонов отзывается • Горьком так: «В его рассказах полым правды о /рабочей классе и 1едноте, нз которой вышел сам Алексей Максимович, что невозиож- ио вырааить те чувства, какие ис пытываешь, когда читаешь Горько го». Сейчас в библиотеке железно дорожников при клубе ом. Кухич- егерогаа живется 400 книг А. М. Горького. Эти книги никогда не .за леживаются на полках. Огромно! популярностью пользу ются произведения А. М. Горького ■ у рабочих завода «Серп и Молот». В ааводской библиотеке сейчас име- •rcf 700 книг Горького. Но их иехватает. Такие произведения Бе лявого, писателя кат. «Песня о Соко- ле» и «Песня о Буревестнике» мно гие рабочие знают ид память. Нарасхват берут книги А. М. Горького в •библиотеках Трехгорпой мануфактуры, завода «Каучук» я др. На заводе «Каучук» в обеден ный перерыв в крупнейших цехах регулярно проводится читка отдель ных рассказов о повестей Горького. У студентов Московского универси тета оольшой популярностью поль зуется сборник статен А. М. Горь кого «О литературе». До революции замечательные тво рения великого пролетарского писа теля были мало доступны широким массам трудящихся. Печатали сочи нения Горького частные издатели в ограниченных тиражах. За 19 лет (с 1897 по 1916 г.) в царской России было издано всего 1.083.009 экз. произведений Горького. На языках национальных меньшинств они почти совершенно не издава лись. После революции произведения А. М. Горького стали доступдымн не только для широких масс русских читателей, но и читателей всех на циональностей'советских республик. А. М. Горький исключительно по* лулярен и за рубежами СССР. Книги Горького издаются почти на всех языках мира. А. М. Горький сыграл выдающу юся роль в деле мобилизации пере- довой интеллигенции всех стран и j народов на борьбу с фашизмом. А. М. Горький не складывал ору жия буквально до последнего часа жизни. Уже накануне смерти — 23 : мая — в своем письме в редакцию : «Правды» он писал: «Разоблачение i фашистских поджигателей, — мне нечего Вам об этом писать, — сей час крайне важное дело». Этому крайне важному делу А. М. Горький уделял все свое внимание, отдавал свой талант, ум и горячее сердце. В этом отношении особый интерес представляют собой публи цистические статьи А. М. Горького последних лет. Такие его статьи, как «Ураган, старый мир разруша ющий», «Гуманистам», «Ответ ни- j теллигенту» и, наконец, страстная, гневная статья «Если враг не сдает- i ся — его уничтожают», кажутся | написанными сегодня. «Мы живем в окружении врагов, ■ на всех нас непрерывно дышит ве терок прошлого и приносит с собой запахи той гнили, которая является продуктом разложения мира индиви дуалистов, собственников. Отврати- : тельное лицо этого мира никогда | еще не обнажалось с такой цини- ' ческой и безумной ясностью, с ка- 1 кою обнажилось оно в паши дни»,— пишет А. М. Горьким. В статье «Ураган, старый мир разрушающий» Горький предупре» ждает всех трудящихся нашей стра ны. «Враг — не глуп, он хорош* чувствует, чем грозит ему грандз- ознып процесс возрождения трудово го народа Союза советов, он уже ие скрывает от себя успехов рабочих и крестьян Союза в деле строительства промышленности и культуры. Враг— богат, хорошо вооружен, он привык действовать беспощадно, и у пего есть достаточно солидное основание длл того, чтобы дать полную волю при вычному бесчеловечию своих дей ствий. Руководимый страхом смерти, он будет жестоко бороться за остат ки своей потрепанной жизни». Горь кий — передовой борец и учитель — призывает: «Мы все долкны по нять себя как Красную Аржио ирот* летариата всего мира». Горький глубоко и страстно нена видел врагов трудового человечества. Великий гуманист — ои но был елейным проповедником классового мира, он считал, что кл 1 2 -:ог*я вон- , на является неизбежной, и направ лял все свои силы к тому, чтобы в этой войне обеспечить победу про летариату. сМы живем в условиях непрерывной войны :о всей буржу азией мира, — пишет он в статье «Если враг не сдается — его уни чтожают». — Это обязывает рабо чий класс деятельно готовиться к самообороне»... В ряде статей Алексей Максимо вич подверг уничтожающей критике европейских интеллигентов, побор ников классового мира. Он стара тельно раз’яснял, что интеллигем-ы заинтересованы в развитии культу* ры, а буржуазия является ее врагом, и потому «интеллигенты Европы и Америки работают на врагов своих». Он призывает ннтеллигемцию всего мира внимательно всмотреться в тот великим процесс строительства но вой жизни и новой культуры, ко торый происходит в Советском Сою зе. Он ставит перед интеллигенцией коренной вопрос: «С кем вы, «ма стера культуры^? С чериораЛочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой си лы, за сохранение касты безответст венных хищников, касты, которая загнила с головы и продолжает дей ствовать уже только по инерции». ‘ В последний день своей жизни Горький уже в бреду говорил: «Бу дут войны. Надо готовиться... Не надо бьпъ настигнутым врасплох...» Сердце великого пролетарского 1писателя, умевшее так нежно любить родную землю и родной народ, было наполнено жгучей ненавистью ко всем врагам трудового человечества, пытающимся ввергнуть народы пира в новую бойню. Горький отлично I понимал, что мировая буржуазия и ее кровавый авангард — фашизм попытается прежде всего напасть на вашу социалистическую страну. Ои понимал х то, что капиталнетиче- 'Jfc 139 (3206) 18 июня 1937 года. ГОРЬКИЙ И ТЕАТР ские государства, васылающие друг к другу своих агентов для шпиона* жа и диверсий, с удесятеренными 'усилиями делают это в отношении страны победившего' социализма. Европейский капитал, — пишет Горький, — «связан с теми преда телями, которые вредительствуют внутри Союза, ж ежи, и меру своей подлости, помогают его намерениям разбойника... Внутри страны против жас хитрейшие враги организуют пищевой голод, кулаки терроризуют крестьяи-коллективиотов убийства ми, поджогами, различными подло стями, — против нас все, что от жило свои сроки, отведенные ему историей, и ото дает нам право счи тать себя все еще в состоянии гражданской войны. Отсюда следует естественный вывод: если враг не сдается — его истребляют». Так писал А. М. Горький в 1930 году (статья «Если враг но сдается — его уничтожают»), — и гневные его слова сегодня, в 1937 году, звучат с особой силой. Трудящиеся СССР, сплотившиеся вокруг великой своей партии, выкорчевывают, вы жигают гнезда подлых япоио-гермаи- I ских агентов — троцкистско-буха ринских шпионов и диверсантов. Трудищиеся нашей страны беспо щадно и до кожца истребят гнусную банду наймитов фашизма, озлоблен ных И 1 М 6 НИИК 0 В родине, врагов на рода. А. М. Горький был верным сьгиоя своего народа и своей Родины. «До последнего вздоха, — говорил на траурном митинге памяти А. М. Горького 20 июня 1936 г. тов. ! В. М. Молотов, — Горький сил i одними чувствами ж мыслями с те- I ми, (кто е таким внтувиазмом строит теперь новое социалистическое об щество под руководством партии Ленина—Сталина. Его глаза до кож ца дней жизни сверкали огнями борьбы и непримиримости ■ врагам трудящихся, к фашистам и ко всем другим угнетателям, к душителям культуры I поджигателям войны». Профессии М. Горького в 1878— 1892 годах — „ Мальчик “ в магазине обуви. — У ч*ник-чертежник. — Посудник на пароходе. — П т и ц е л о в . — 9 Мальчики в иконной лавке а ученик иконописной мастерской. — С т а ти с т в т е а тр е на Нижегород ской ярмарке. — Десятник на ремонте ярмарочных зданий . i — Работает в крендельном заведении. — Садовник и дворник. — Хорист в театре . — П одр учны й п е к а р я в булочной . — Р а б о т а е т н а ры б о л о в ны х п р о м ы с л а х н а б ер е га х К а с п и я . — Ночной с т о р о ж н а ж е л е з н о й дороге . — Н а д с м о т р щ и к м а т е р и а л о в и весов щ и к н а ж е л е з н о й дороге. — Р а з в о з и т по л а в к а м б авар ский к в а с . — П и с ьм о в о д и те л ь у а д в о к а т а . — Б р о д я ж и т по ю гу Ро ссии . — С ч е то в о д . — Г а з е т ч и к - ж у р н а л и с т , о ч е р к и с т , л и т е р а т о р . 8 апреля отого года исполнилось 35 лет с того дня, когда еще моло дой Московский Художественный те атр ве время гастролей в Петербурге показал премьеру своей постановки «Мощам» — первой иьосы Горь кого. В своих воспоминаниях, опублн- коваииых в 1923 году в сборнике «На дне», народный артист СССР В. И. Немирович-Данченко пишет, что «имя автора было встречено в драматической цензуре хмуро», что разрешение жа спектакль было дано только для абонентов, а роль ка пельдинеров, проверяющих билеты, приняла иа себя полиция. «Надо было видеть оти большие тела, кажущиеся совершенно неук люжими, во фраках; оти красные руки, не умеющие справиться с би летами, чтобы представить, до ка кого фарса могли доходить админи стративные распоряжения... Успех пьесы был очень большой, но, суди 1 по переписке е автором, которы! 1 был в ссылке, автор этим успехом не особенно интересовало*... Алексей Максимович с нетерпением ждал вто рой своей пьесы»... Второй пьесой Горького, потай ной Московским Художественным театром 31 декабря (18 декабря ет. ст.) 1902 года, была «На дне» н ; постановке К. С. Станиславского i j В. И. Немировича-Данченко. «Спектакль имел потрясающий успех, — пишет и своей книге ! «Моя жизнь в искусстве» иародВЙ артист СССР Б. С. Станиславский. | Вызывали беа конца режиссеров, всех артистов, ■ особенно велико лепного Луку — Москвина, превос ходного барона — Качалова, Настю — Книппер, Яужского, Вишневско го, Бурджалова и, наконец, — са мого Горького... Горький стал героем Д *» .. — . В мастерски сделанном спектакле с исключительной силой прозвучали слова и мысли самого Горького, вло« жежиые им в уста Сатина: — Человек — вот правда! Кто слаб душой...- и кто живет чужжмж ТИРЯЖ ГОРЬКОВСКИХ КНИГ (По оледенипай Всесоюзной Книжной Палаты) До революции (с 1893 по 1916 i После революции (с 1917 по св- год включительно) напечатано и ра- 1редину 1936 года): вошлось 162 издания — 799.880 i Напечатано и разошлось 558 ю- I даний — 30.907.100 книг, из них выиущеио книг. иа русской языке £9.233.690 книг. На языках народов СССР 160 ив- даний — 1.500 тысяч книг. соками, — тем ложь нужна... кто сам себе хозяин... кто независим и но жрет чужого, зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человекз! С того дня, как впервые в ти шине ерительиого зала раздались отн слова, прошло почти 35 лет. Сиектакль «Иа дне», показанный за ото время 872 pasa, попрежнему с неизменным успехом продолжает нт- ти в Художественном театре. Следующей горьковской постанов-, кой была пьеса «Дети Солнца», премьера которой состоялась 6 но ября (24 октября ст. ст.) 1905 г. Бережно сохраняя в своем репер туаре спектакль «На дне», Художе ственный театр снова вернулся к постановке произведений Горького в 1933 году, когда на его сцене была показана инсценировка «В людях». В 1934 году театр показывает «Егор Вулычаз и др.», а 10 октября 1935 года — «Враги», пьесу, за прещенную в свое время царском цензурой. «Когда постановка «На дне» стала историей, — писал В. И. Немиро- вич-Даиченхе после смерти А. М. Горького, — когда коллектив театра ужо обновился другим поколением, когда вера в победу обратилась в величавое спокойствие победы, когда боевой тон буревестника зазвучал новой мощью мудрости, — появился последний спектакль: «Враги». Горьковское мироощущение стало в Художественном театре уже основ ным». * Московский Ордена Ленина Худо жественный Академический театр СССР, носящий имя Горького, жа всех основных этапах своего разви тия обращался к замечательным драматургическим произведениям ве* личайшето писателя современности, воплощал их в прекрасные реали стические спектакли. За 35 лет на сцене Художествен ного театра дане 1142 представле ния пьес Горького, на которых не бывало свыше 1.000.000 зрителей. 1938 год. А. М. Горький провожает Р. Роллана. Величайший писатель современности Прошел год со дня смерти вели чайшего писателя современности —* Алексея Максимовича Горького, бес, смертное имз которого бережно ура нит в «памяти трудящееся ЧеЛСВече- ПБв. Роджвпгись в 1868 году в семье нижегородского обойщика Пешкова, Горький с ‘юных лет прошел через гее ужпгы человеческой икоплоата.- нви и навсегда связал свою судьбу с судьбой революционного движения пролетариата. Скитальческая жизнь Алексея Максимовича сопровождалась частой смепой мест и характера ра^ •оты. Летом 1SS4 года он покидает Нижний Новгород и уезжает в Казань. Без средств к жизни, ночуя в трущобах, юноша пробует гото виться в сельские учителя. РдГлтая 1 воряяком, садовником, ;годрупным пекаря в булочной, хлростом в теат ре, Алексей Максимович упорно за нимается самообразованием. В Каза ни Горький знакомится с марксиз мом, читает «Капитал» Маркса. В 1888 году он уезжает в село Крас- новндово длл революционном пропа ганды среди крестьян. Затем енэпа идет положа скита ний. когда он работает, то на рыбо ловам* промыслах Каслил, то иоч- ьым сторожем. то надсмотрщиком, то г.телвщлк'»! из гкмезпыч дорогах. Л«ч\>-м 188!) roia Горькпй возвра щается г. Нпжшш - Новгород. Г, октябре того же года его арестовыва ют по делу революционера Сомова, и он месяц сидит в тюрьме. Зимой Алексей Максимович -шако мител с писателем В. Г. Корсленко и пользуется его литературными совет та.мж . В те два года, которые он жп- сет в Нижнем Новгороде, Горь кий расширяет свои связи с рево люционно настроенной интеллиген цией. Весной 1891 г. он снова ушел бродить по России. Пройдя вдоль Волгж до Царицына, по Украине, Крыму н Кавказу, он глубокой ; осенью пришел в Тлфлнс. Год, лро- | житий в Тифлисе, стал знамепатель- 1ным в жизни писателя. Здесь он, служа в железнодорожных мастер ских, дружески сошелся с близким е«у кругом рабочей молодежи, обра зовал с несколькими товарищами пропагандистскиП кружок, устраивал чтения и беседы. В сентябре 1S92 г. i; тифлисской газете «Кавказ» был напечатан первый рассказ Горького «Макар Чудл» — замечательная ро мантическая легенда о людях, кото рые предпочли смерть рабству. Большой жизненный путь прошел геликии писатель. Он хлебнул горь кую чашу в гозы своего ;етства п кг.уу- ти, на себе испытал жесточай ший п:гт буржуазио-поу.ешичьей Россия — царства полилеПеко-чи- ь^л'нчьего произвола и, несмотря нз гее тяжелые испытания, вышел за каленным широкую дорогу лите ратурной н обществеижой деятель ности. Литературная известность Горького быстро росла. На стралштах газет Поволжья, а затем в столичных га зетах я журналах появляются все новые и новые его произведения. По- рс-ехаз в Петербург, Горький в марте 1901 г. участвует г. демо,нярацнн у Казанского собора. Вскоре журнал «Жизнь» публикует замечательную сПесшо о буревестнике», которая прозвучала гак провозвестник над вигавшейся революционной буож. Популярность Горького среди ре волюционной молодежи н работах была к этому времени настолько ве лика, что царское правительство стало искать способов его «обезвре дить»: он был арестован по обвине нию в печатании революционных воззваний к сормовским рабочим, а затем выслан в Арзамас под надзор голиции. Здесь ои пишет пьесы «Мещане» и «На дне», которые в 1902 г. ставятся па сцене Москов ского Художественного театра и име ют исключительный успех. Царское правительство всячески преследовало Горького за его лите ратурно-общественную деятельность. Когда в феврале 1902 г. Горький был избран почетным академиком Академии паук, выборы были анну лированы по настоянию Нпколая П. Эгот выпад царского правительства . против общепризнанного писателя вызвал возмущение передовой п . теллигенциж. Короленко к Чехов н связи с этим демонстративно отказа лись от звания почетного|академика. Вернувшись из ссылки в столицу, Горький в 1902 г. завязывает орга низационные связи с революционной социал-демократией,*органом которой была выходившая за гранящей неле гальная газета «Искра», руководи мая В. П. Лениным. Все последую щие годы Алексей Максимович при нимает активное участие в револю ционной борьбе. Ои помогает денеж но и организационно болыпез®стской работе, выступает с отчетом — про кламацией о событиях 9-го января 1905 года, призывая всех к «немед ленной, упорной ж дружной больбе с самодержавием», помогает вооруже нию революции во время московского декабрьского восстания, едет по по- ручешию партии большевиков в Аме рику для сбора денег в помощь ре волюции. Во время этой поездки Горький написал одно из своих круп нейших по значению произведений— повесть «Мать», посвященную орга низованной политической борьбе ра бочих. В ней впервые в художест- Ееннэй литературе он вывел рабо- чпх-болыпевнков, создал прекрас ный, яркий образ матери, покалал, гак темпая п забитая женщина по степенно превращается в бойца зл социализм. Перейдя в 1906 году па положе ние политического эмигранта и по- селпишись в Пталли па острове Кап ри, Горькпй продолжает работать над новыми произведениями. В 1909 ь 1910 гг. появляются замечатель ные повести «Городок Окуров» и «Лигзнь Матвея Кожемякина», ри сующие «уездную» мещанскую Рос-- сию во всей ев страшной наготе. Горький пишет жизнерадостные «Сказки об Италия», часть которых была жапечатана в «Звезде» я полу-i чила высокую оценку Лсллша. Продолжая действовать рука об руку с большевистской партией. Горький в мае 1907 года присутсту вует иа Лондонском с езде РСДРП, как делегат с совещательным голо сом. В январе 1908 года «авязы- гается постоянная переписка между ним и В. П. Лениным, который вы соко ценил личность и талант Горь кого, стрежился теснее связать ею с партией. В момент, когда Горький прижвнул к группе «Вперед», Ленин, беппощадно боровшийся с этой груп пой, помог Алексею Максимовичу отойти от нее. В 1913 году Горький редактирует беллетристический отдел в больше вистском журнале «Просвещение». К уомонту возвращения в> Россию, в конце 1913 года, Горький закончил работу над автобиографической по вестью «Детство». Впоследствии, ког да были создапы «В людях» и «Мои университеты», эти произведения со ставили великолепное жизнеописание человека, силою своей воли и гро мадной настойчивостью преодолевше го все преграды, с которыми он сталкивался в условиях царской России. В 1914 году Горькпй об'еддгпяет вокруг себя молодые пролетарские литературные силы и выпускает пер вый сборник произведений пролетар ских писателей. В копце 1915 года под редакцией Горького начинает выходить журнал «Летопись», заняв ший в вопросах войны антимилита ристическую, яжгеряациояалгстскум позицию. С 1918 года Горький горячо ? ;ул! включается в к ьтурное строитель ство молодой советской республики. В 1921 году, по настоянию Ленина, Горький выехал лечиться за грани цу, где пробыл до 1928 года. В этот период он создает ряд новых художе ственных произведений — «Моя университеты», «Дело Артамоно вых», первые книги романа «Жизнь Клима Самгана». Горькпй выступает в заграничной печати против мера- кой травли советской страны бело эмигрантами. Приехав в СССР в 1928 году, к своему 60-летию, Горькпй, как под линный революционер-боец, как ве ликий писатель пролетариата, со всей силой своего огромного таланта страстно включается в социалисти ческое строительство. Этот период его литературно-общественной дея тельности отмечен созданием круп ных драматургических произведе ний — «Егор Булычев», «Достигаев и другие», новыми книгами рсмапа «Жизнь Клима Сангина». К этому времени относятся его многочислен ные блестящие публицистические выступления, каждое слово которых звучало мощным призывом к борьбе за дело рабочего класса, за победу коммунизма. Все последующие годы своей жиз ни Алексей Максимович без остатка посвятил кипучей оПществеило-яолп- тической деятельности. Много време ни и сил он отдал сплочению совет ских писателей, созданию советской литературы, достойной нашей вели кой эпохп, борьбе с вратами народа, которых он неиавидел и презирал, как художник я граждажич. Горькому принадлежит инициатив* создания «Истории гражданской вой* ны» и «Истории фабршки заводов», настраницах которых запечатлевает ся жизнь и героическая борьба трудяг щихся нащеи страны. Он всегда ис ходил время для работы с молодыми авторами, уделял много внимания науке, горячо любил детей — новое поколение граждан нашей великом Родины. В. П. Ленин, высоко ценивший Горького, писал в 1909 году с, том, что он «крепко связал себя своими великими художественными произве дениями с работам движением Рос сии и всего мира». Кровно связан ный с революционным пролета риатом и его авангардом — больше вистской партией, Горькпй до пос леднего дня своей жизни с юноше ским воодушевлением выступал п{Ю- тев растущем военной опасности, гневно обрушивался на поджигате лей войны, разоблачал крозавые за мыслы фашизма, неустанно боролся со всеми врагами своей Родины, ко торую пламенно любил, как подлин ный советский патриот. Ставши боец своего класса, Горь кий посвятил свою жизпь г. творче ство «па радость всем трудящимся, па страх врагам рабочего класса» (Сталия). Богатейшее литературное паследпе Горького будет храниться в сскро- ьпщнпце культуры бесклассового со^ ниалистического общества, созидае мого миллионами во главе с гениаль ным зодчим социализма товарищем Сталиным, который ведет пароды страны Советов к подпой победе комг- мунизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz