Полярная правда. 1937, июнь

М. ГОРЬКИМ Песня о Буревестнике Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Межлу тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь , т о стрелой взмывая к тучам , он кричит , и туки слышат радость в смелом крике, птицы . В этом крике—ж ажда бури1. Силу гнева, пгамя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей, — стонут , мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тож е стонут ,— им, гагарам , недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в у т е ­ сах . . . Только гордый буревестник реет смело и свобод­ но над седым о т пены морем\ Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем , и поют и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны с вет­ ром споря. Вот охватывает гетер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и б ызги изумрудные громалы. Буревестник с криком реет черной молнии подобный, как стрела , пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится , как демон ,— гордый , черный демон бури—и смеется и рыдает . . .Он над тучами смеется , он о т радости рыдает'. В гневе грома,—чуткий демон,—он давно усталость слышит , он уверен, кто не скроют тучи солнца,—нет не скроют ! Ветер воет . .. Гром грохочет . . . Синим пламенем пылают стаи тук над бездной моря. Море ло*ит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи , вьются $ море , исчезая , отра­ женья этих молний. — Буря\ Скоро грянет буря\ Это смелый Буревестник гордо реет между молний яаО ревущим гневом моря , т о кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря ! . . ~ ^ 1901 г. Писатели о Горьком Любимый писатель Герькоге одинаково любят i чи­ татель, только начинающим знако­ миться с художественной литерату­ рой, в высококвалифицированный аиаток литературы. Чаще всего ана- хомство с книгой начинаете* у боль­ шинства читателей именно с книг Горького. Чудесных, проникновенных умных, правдивых книг! Кто ие читал «Мать», кто же аиает «Моих университетов»? Горький близок сердцам миллио­ нов. И ничего нет в этом удивитель- мягся по его произведениям « им, как жил пролетариат в царское вре­ мя, как боролся он за новую свет­ лую жизнь. Горький — любимый писатель краснофлотцев. Его жизнь и творчество — пример любви к своей Родине и ненависти к фашнз- *Т* Горький любил жизнь, борьбу, го­ рячо любил человека. Знаменитая фраза из пьесы «На дне» — «че­ ловек — -это авучит гордо» по на­ стоящему газвучала в дни великой ЭПТОН СИНИЛЕР Среди тех кпг, каторые формиро­ вали меня и окагали влияние яг всю мою жизиь, были книги Горького. Я во только восторгаюсь Горьким. ие и люблю его, чего не могу сказать ебе всех мтровьгх венках писателях. Его гасдуги перед рабочими и кре­ стьянами Россия нельгя переоценить. В историю он войдет как герой, ко­ торый всю жизнь посвятил йрьбе га гвободу, га справедливость и аа иаред. ЭРСИИН ИОЛДУЭЛЛ (Известный американский писатель) Деле Герькото никогда не упрет! Гго китги являются памятникам! человеку, который боролся за угие-. | генных I отраваих. До Горького трудящиеся классы былн нужны лнг | тераторам для сюжетов а фона ах произведений. Горький первый на современных известных писателей покончил с этим и создал пролетар­ скую литературу. Его цель» было писать для трудящие* масс, а ie просто о них, так как он сам был представителем этих масс. Он был настоищим пролетарским писателем. Жизнь Горького I его работа имеют мировое значение. МАЙКЛ ГОЛД (Известный американский пролетарский писатель) Горьхий является отцом мировой пролетарской литературы. Его все. об'емлтощая человечность — необхо­ димы! образец для сыновей каждой страны. Книги Горького всели направляю­ щее влияние на меня. Я йлагоговей. но чту память великого товарища ■ учителя. МАРГАРИТА НЕЛЬИЕН ( Испанская журналистка, коммунистический депутат кортесов) Падо помнить, тпо вечное ■ мета, рнческое значение Горького ааклм- чается не только в храсоте его твор­ чества, не только в литературных воплощениях, но и в слиянии его творческого гения с народом, от име­ ни которого он говорил. Он чувства- вал жизнь, людей, и он понимал, что смысл творчества аахлючается в продолжении творчества самой жиз­ ни, окружающей писатели. Его твор­ чество, лигературюе и социальное, является, конечно, категорическим опровержением теории искусства «слоновой башни», искусства, пред­ назначенного для маленькой группы привилегированных. Горьхий — сын народа, сын нищеты н восстания —■ чувствовал, что писатель обяаан, прежде всего, бьггь человеком. Народ дал ему все: он все отдал народу. I ьарод, который никогда не бывает? неблагодарным, отплат! ему само! высоком наградой дли писателя —* любовью ш полном довернем. Я никогда ие габуду, кан народ приветствовал Горького во время па­ рада !а Красной площади. Было io но, что в СССР нет ни одного рабо­ чего, интеллигента, крестьянина i красноармейца, которые ие гнали бы, что Горьхий — один на тех, кто участвовал в создании счастливой я свободной жнзлн трудящихся совет* ской страны. Он занимал место на почетной трибуне рядом со Сталиным н другими любимыми вождями вели, кой страны социализма. Горький ие умер. Его теорчесту во — образ народа на гаре его судь­ бы — живет жизнью самого народа. Его прах — предмет почитании его парода н всех народов, ядущх ж освобождению. МАИС ЛЕРНЕР (Реёантер американского журнала —еженедельника „Нейшен*) Горьхий охватывает целями всю русскую революционную эпоху. Oi млчал писать при первых звуках р** волюционноге движения и дожил до осуществления социализма. Ему уда­ лось увидеть опубликование проекта великой пролетарской демократиче­ ской Конституции СССР. Горький прошел путь настоящего рабочего — путь, полным испыта­ нии. Он понжиал, что коммунистиче­ ская партия является необходимым руководителем i вдохновителем для революционного писателя. Друг Ле­ нина и Сталина — Горьким вооду­ шевлял массы их борьбу. Велико обаяние Горького для новых поколе­ нии революционно-демократических писателей во всех странах. Амери­ канские писатели в своей борьбе iipe- тив реакции, в союзе с рабочими вместе с народами Советского Союза будут защищать культурные дости­ жения современного человечества, что будет лучшим памятником Мак­ симу Горькому. ШЕРВУД АНДЕРСОН (Известный американский писатель) Горький иалисал много крехра** пых произведений, которые всегда будут перечитываться. Кто ие был взволнован произведениями этого пн сателя, произведениями мастерскими проникнутыми исключительной гу< маниостыо? Горький безусловно является од­ ним из настоящих отцов всей совре­ менной литературы. I что особенно ценно — ож всегда боролся аа право попранных ж унижеиньп. Жизнь Горьком является одной а самых плодотворных для всех времен Ш. В. Сталин и А. М. Горький (1931 а.) Вечно юная... ЛИЧНО- ■ого! Горький связан с жизнью мил- . л<га, жгтм.л* отт™ ___ г * сталинском эпохи — епохи ярчаи- лвонов, его творчество, разнообразнее ж яркое, было полностью отдано грудящимся. БойцыСеверной Военной Флотилии любят Горького, читают его, гнако- шего расцвета человеческой «ж. ПЕРОВ — младший командир СВФ. Литературные передачи В связи с наполняющейся г о д о в ­ щ и н о й со дня смерти Алексея Мак­ симовича Горького, Мурманский ок­ ружной рашокомптет провел цикл литературных передач, посвященных памяти великого русского писателя. 5* микрофона были прочитаны от­ рывки на «Клима Сангина», романа «Мать», «Песня о Буревестнике», рассказ «Однажды осенью» и др. произведения великого писателя. Кроме этого 17 июня была проведе­ на 1 беседа о творчестве Торького. Сегодня радиокомитет дает переда- 1 ч*г из произведении Горького «Детям о Горьком» н «Горький в творчестве народов СССР». Сегодня по радио будет прочитана 2 бесед* о творче­ стве Горького. Мурманский радиокомитет позна­ комил радиослушателей о новыми пластинками, на которых ваписаны отрывки из пьес «На дне» ж «Егор Булычев» в исполнении Народных артистов Союза ССР орденоносцев Качалова, Мосйина, Книппер-Чехо- вой, Щукина и др. А. М. Горький с внучками в 1932 году на Оаче под Москвой. «Песню а Соколе» широкая чита­ ющая публика узнала в 1898 гаду ив первого издания сочинений Горь­ кого, состоявшего из небольших двух книжечек, изданных Дороватовским ж Чарупшнковым. С «Песней о Буревестнике» чита­ тель познакомился значительно поз­ же. Она сначала ходила в рукопи­ сях, а впервые напечатана была не­ легально, в Лондоне, в книжечке, из­ данной журналом «Жнань», в 1901- 1902 году. Обе эти песни п начале 1900 го­ дов пользовались широчайшей попу­ лярностью п в революционной, и в радикальной, среде, в особенности среди молодежи, рабочих н студен­ чества. На tfcex студенческих вече­ рах, открытых и закрытых, на ра­ бочих вечеринках декламировались эти две песни. Молодому человеку нашего време­ ни трудно представить, какое исклю­ чительное революционное значение имели в то время эти две песни, в особенности «Песня а Соколе». Кз- кое возвышающее настроение, какой подем духа вызывали они в жажду­ щей революционного дела молодежи! Эта песня для пробуждения револю­ ционных чувств в молодежи в те го­ ды сделала величайшее дело. ...Питер. 35 лет назад. Концерт. Участвуют муаыханты, актеры, чте­ цы. Публика — полный зал, две сотни — исключительно молодежь: мелкие служащие, рабочие. Спела певица какие-то романсы, продекла­ мировал актер-профессионал о том как «май веет своим опахалом» (хо­ тя иа дворе был сентябрь), человек в сюртуке что-то сыграл на рояле все это давно-давно забылось... Вы­ шел после них иа эстраду неболь­ шой человек. Произнес, обращаясь к публике: «Песнь о Соколе» Горько­ го». И стал декламировать. Публика сразу насторожилась. Это не был профессионал, он даже заикался ино­ гда. Но он прекрасно поймал осо­ бый, нарастающий буйный ритм «Песни». Он всем существом чув­ ствовал то, что говорил, и это «ра­ зу передалось слушателям. Стало ти­ хо, внимание напряглось, людей ох­ ватил порыв, у?гремленность. Боль­ шинство впервые услышало «Песню о Соколе», а многие, вероятно, впер­ вые испытали чувство революцион­ ного под’ема. ...«Врага прижал бы я к ранам груди, и захлебнулся-б моей он кро­ вью...». ...«В бою с врагами истек ты кро­ вью... но будет время — н капли крови твоем горячей, как искры вспыхнут во мраке жизни, и многе смелых сердец зажгут безумной жа­ ждой свободы, света». Закончил маленький человек «Пе­ сню». Такие слова не могут не дей­ ствовать на живых и честных людей. Бурные и долгие одобрения. «Песня о Соколе» многих вытолкнула из обывательской повседневности, пока­ зала красоту подвига, заставила за­ думаться о том, куда итги, вызвала к жизни ранее скрытые революцион­ ные чувства. Это одни случай. Но таких случа­ ев было много. «Песня о Соколе» всегда была свежа и молода, и все­ гда звала к битве. Ее всегда любила жаждущая борьбы и подвигов моло­ дежь. И теперь, через 42 года после ее рождения, тоже любит. В. КОНДРАТЬЕВ. М. ГОРЬКИЙ Песня о Соколе Море огромное, лениво вздыхаю- I шего мхом, — у камня печального, I — Верный богу человек идет в щее у берега — уснуло т непод- 'хмурого. На тот бок его, который впжно в дали, облптой голубым сия­ нием лупы. Мягкое е серебристое, оно слилось там с сгоним южгым не­ бом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих со­ бою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег. Горы, поросшие деревьями, урод­ ливо изогнутые норд-остом, резнями взмахами подняли свои вершины ъ синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной аочи. Горы важно-задумчивы. С иих на пышные зеленоватые гребни волн упалп черные тени и одевают их, как бы желая остановить елнпствеп- Еое движение, заглушить немолчный плеск воды н вздохп пены, — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой да горными вышинами. — А-ала-ах - а-ап'шр!... — тпхо втшхает Надыр-Рагим Оглы, старым ео ы м гки й чаблн. высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой я мудрый старик. Мы с ним лежим па песке у гро­ мадного кампя, оторвшпгсгогя от (юдиой горы, одетого тенью, норос- обращен к порю, волчы набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращен­ ной к горе, оно вздрагивает, <и по старому камню, изрезанному часто сетью глубоких трещин, бегают те­ ни. Мы с Рагимом варим уху из толь­ ко что наловленной рыбы и оба на­ ходимся в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворен­ ным, позволяющим проникать в се­ бя, когда на сердце так чисто, лег­ ко, и нет иных желаиий, кроме же- 1лания думать. А море ластится к берегу, и Вол­ ны звучат так ласково, точно про­ сят пустить их погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и ша­ ловливая нота — это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам. Рагпм лежит грудыо па песке, го- I ловой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, опершись локтями и положив голову па ладони. Мох­ натая баранья шаппа с'ехала ему па затылок, с моря веет свежестью в его высокий лоб весь в мелких мор­ щинах. Он философствует, не справ­ ляясь, слушаю ли я его, точно он . говорит с морем: «Весь в бело! пене, седой ш спль- жый, ож резал гору ■ садах в море, сердито воя. «•Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с pai^ битой грудью, в крови иа перьях. «С коротким криком он пал на рай. А который не служит богу и ! еемлю и бился грудью в бессильном пророку? Может, он — вот в этой , гневе о твердый камень... «А Уж подумал: «Долхие быть, в иа хами, па не убился, а рассме- пебе и *в самом деле похить прият- I ялси... ю , коль он так стонет!..» «Ж цредлахнл он свободной птиу це: — «А ты подвинься иа край ущелья и вниа бросайся. «Быть может, крылы тебя подни- «— Тан вот в чем прелесть по­ летов в небо! Она — в паденьп!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне нут и поживешь еще немного в тво- I знойной. Там только пусто. Там пене... П те серебряные пятна на воде, может, он же... кто знает? Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появ­ ляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла нз-за мох­ натых вершин тор и теперь задум­ чиво льет овой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого мы лежим. — Гагим!.. Расскажи сказку...— прошу я старика. — Зачем? — спрашивает Рагнм, не оборачивзясь ко мне. — Так! Я люблю твои сказки. — Я тебе все уж рассказал... Больше не анаю... Это он хочет, чтобы я попросил его. Я прошу. — Хочешь, я расскажу тебе пес” ню? — соглашается Рагим. Я хочу слышать старую песню, * унылым речитативом, стараясь со­ хранить своеобразную мелодию пес­ ни, он рассказывает. 1. «Высоко в торы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. «Высоко в небе сияло солпце, а горы зноем дышало в пебо, и би­ лись волны внизу о камень... «А по ущелью, во тьме и брыз­ гах, поточ стремился навстречу мо* I рю, гремя камнями... «Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что ЖИЗНИ ПТИЦЫ две-три минуты... «Подполз он ближе к разбитой птице и прошипел он ей прямо в очи: «— Что, умираешь? «— Да, умираю! — ответил Со­ кол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо!.. Ты не уви­ дишь его так близко!.. Эх, ты, бед­ няга! , «— Пу, что же — небо? — пу­ стое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сы­ ро! «Так Уж ответил свободной пти­ це и усмехнулся в душе над вею аа эти бредни. «II так подумал: «летай иль пол- гай, конец известен; все в еемлю лягут, все прахом будет...». . «Но Сокол смелый вдруг встрепе- ' нулся, привстал немного и по ' ущелью повел очами. «Сквозь серый камень вода сочи­ лась, и было душно в ущелье тем­ ном я пахло гнилью. «II крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «— 0, если б в пебо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к | ранам груди и... захлебнулся б моей I он кровью!.. О, счастье битвы! ей стихии». «И дрогнул Сокол и, гордо крик­ нув, пошел к обрыву, скользя ког­ тями по слизи камня. «И подошел он, расправил кры­ лья, вздохнул всей грудью, свер­ кнул очами и — вниз скатился. «И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья... «Волна потока его схватила п. кровь омывши, одела в пену, умча­ ла в море. «А волны моря с печальным ре­ вом о камень бились... И трупа пти­ цы не видно 'было в морском про­ странстве... П. 4 «В ущелье лежа. Уж долго думал 0 смертв птицы, о страсти к небу, j «И вот взглянул он в ту даль, 1 что вечно ласкает очи мечтой о счастье. J «— А что он видел, умерший Со- | кол, в пустыне этой без дна я ! храя? Зачем такие, как он, умерши, ! смущают душу своей любовью к по­ летам в небо? Что им там ясно? , А я ведь мог бы узнать гее это, взлетевши в пебо хоть пе надолго. I «Сказал и — сделал. В кольпо свернувшись, он прянул в воздух а узкой лептой блеснул па солнце. «Рожденный ползать — летать 1пе может! Забыв об этом, оп пал много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гор­ дость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные, птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я— видел небо... Взлетел в него я, его измерил, познал паденье, но не раз- \ бился, а только крепче в себя я 1 верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не пове­ рю. Земли творенье — землей жп- ду Я. «II он свернулся в клубок на кампе, гордясь собою. «Блестело море все в ярком свете, и грозно волны о берег бились. «В их львином реве гремела пес­ ня о гордой птице, дрожали скалы от ох ударов, дрожало небо от гор- 1дой песни! | «Безумству храбрых поем мы сла­ ву! • «Безумство храбрых — вот муд­ рость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... 1Го будет время — и капли крозп твой горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, п мпого смелых сердец зажгут безумной жаждой сво­ боды, света! «Пускай ты умер!.. По в песпе смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! «Безумству храбрых поем мы песню!.. *** ... Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей... Паш котелок тихе закипает. Одна из волн игриво вскатывает* ся на берег и, вызывающе шумя,« ползет к голове Рагпма. — Куда идешь?.. Пшла! — ма­ шет на нее Рагим рукой, п она по­ корно скатывается обратно в море. Мне нимало не смешна -и нэ страшна выходка .Рагпма, одухотво­ ряющего волны. Все кругом смотрит странно — живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощ­ ной, сдержанной силы. По темноси- : нему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чару­ ющее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения. Все дремлет, но дремлет напря- . жепно-чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенет­ ся и зазвучит в стройной гармонии пепз’яснпмо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мпра, раз’яснят -их уму, а потом погасят 1его, как призрачный огопек, и увле* куг с собой душу высоко в темносп- нюю бездну, откуда навстречу ей i трепетные узоры звезд тоже зазву4 ; чат дивной музыкой откровения. ! 1S95 г. а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz