Под сенью Трифона. 2015 г. №1(7).

праздник, торжество вечнозеле­ ной природы , пир одиночества и музыкальной классики. Салмин Альфред Георгиевич. 1934-2000». С фотографии на вас смотрит улыбающийся, экстравагантно одетый (кажется, в австрийскую военную форму времен Штрау­ са, с круглой фуражкой) муж чи ­ на. На щегольском надгробном камне — изображение знамени­ той скалы Дива у Симеиза. Это, что называется, интеллигентская эпитафия. Автора ее, безуслов­ но, тоже одолевали мысли о воз­ можности вечного забвения по ­ сле восторга и праздника жизни, иначе бы он не был столь патети­ чен. А вот — эпитафия кресть­ янская, на украинском: «Вш закш чив життя, в щлому покла- даючись на Господа. Пом’ятуемо, кохаемо, сумуемо. Жинка, дгги та онуки. Ткач Петро Тимофшович (1929-96)». Едва ли трудовая жизнь Петра Тимофеевича была «восторг и праздник» и уж точ­ но — не «пир одиночества», но вот проблемы забвения его явно не интересовали в той же степе­ ни, что нас, интеллигентов. Он и тут, вероятно, предпочитал «по- кладатися на Господа». Я усмехнулся, поймав себя на мысли, что продолжаю заочно свой спор со слепым стариком о бессмертии. Мы миновали территорию но ­ вого кладбища и вышли на глав­ ную аллею. Здесь, на широком надгробье, стоит небольшой обе­ лиск с лаконичной надписью: «Три неизвестных советских тан ­ киста и один рабочий зверски замучены немецко-фашистски­ ми оккупантами. Декабрь 1941 г.». Вокруг обелиска — несколь­ ко больших надгробных плит с именными табличками. Они окружены цепями и украшены по углам якорями. Но похоро­ нены здесь, кажется, в основном не моряки: «Рядовой Зубов И. Г. Ум. 1945 г.», «Сержант Пашков И. Н. Ум. 1946 г.», «Майор Корнеев С. А. Ум. 1946 г.»... Может быть, это морские пехотинцы? Во вся­ ком случае, точно можно сказать только об одном усопшем, что он был военный моряк: «Матрос Мазурик О. К. 1926-1946». Всего в ограде из якорных це­ пей покоились тридцать воен ­ ных, из которых пять человек умерли в 1945 году, а двадцать пять — в 1946-м. Я гадал: а како ­ ва причина смерти тех, кто умер в 1946 году, и почему их в пять раз больше тех, кто ушел из ж и з­ ни в 1945-м, когда еще шла вой ­ на? Может быть, они стали жерт­ вами какой-нибудь катастрофы, диверсии или массового отрав ­ ления? Я стал искать отдельную табличку, извещающую о том, что же трагедия здесь приключи­ лась в 1946 году, но ничего похо­ жего не увидел. - Вы чью-то могилу ищете? — услышал я женский голос. — Не стесняйтесь, спрашивайте, я вам подскажу. Я поднял голову и увидел за одним из памятников пожилую рыжеватую женщину с двумя п я ­ тилитровыми пластиковыми бу­ тылями воды в руках. У ног ее вились две собаки — большая и маленькая. - Почему большинство этих людей умерло в сорок шестом году? — спросил я, указывая на надгробья. — Что здесь прои зо ­ шло? Женщина поставила бутыли на землю. - Скончались от тяжелых ран. Здесь же госпиталь был непода­ леку, они в нем лежали. А даль­ ше — могила нашего Героя Со­ ветского Союза Николая Тихо­ новича Васильченко. Он умер в восемьдесят пятом году. А там, у входа, похоронены три тан ки ­ ста и один рабочий. Видели па­ мятник? В сорок первом, во вре­ мя боев, наш танк не удержался на склоне, съехал вниз, застрял между скал — как раз там, где теперь аптека. Танкистов и это ­ го, четвертого, про которого на­ писано, что он рабочий, спрята­ ли местные жители возле санато­ рия Семашко. Но нашелся преда­ тель, донес об этом, и немцы их замучили. Танк этот после войны из расщелины вытащили, — по ­ мню, я девочкой бегала смотреть. Мы с родителями сюда приехали в сорок четвертом году, когда та­ тар выселили. Тогда здесь было много всякой разбитой техники. В гору Кошка немецкий самолет врезался. Мы ходили под гору со­ бирать этот. как его. тротил — трубочки такие. - А этот предатель, — перебил я ее, находясь под впечатлением рас­ сказа о трагической судьбе танки­ стов и рабочего-подпольщика, — он что, был из немцев-колонистов? Или крымский татарин? - Да нет, из наших. Ж ил здесь с мамой. В сорок четвертом парти ­ заны ему отомстили: глаза выко­ лоли. Он всё ходил потом по Си­ меизу — с палочкой, в зеленых очках. - В зеленых очках?.. — пролепе­ тал я. — И в санаторной пижаме? - Да. Видели такого? Я кивнул и больше не стал ни о чем спрашивать. Мне всё ста­ ло ясно. М ы вышли с кладбища. Сгу­ щались сумерки. С сосед­ ней горы на него наползало обла­ ко, подсвеченное лучом уже не­ видимого, свалившегося за Яйлу солнца. Через несколько минут оно окутает мерцающим, плот­ ным, влажным туманом и нас, и могилы. Уже явственно слы­ шался запах озона, как после до ­ ждя. Я вспомнил, что в светлом облаке, по представлению древ­ них, являлся людям Б о г . А дале­ ко внизу, вдоль моря, слившего­ ся с потемневшим небом и ка зав ­ шегося оттого бездной, цепочкой загорались огни вечернего Си­ меиза, по которому фланировали загорелые, подвыпившие, безза­ ботные люди. Они шли мимо ап ­ теки, на месте которой застрял в сорок первом году танк, мимо са­ натория имени Семашко, где ис­ тязали танкистов и рабочего. Оттуда едва доносился шум ку­ рортной жизни, не знающей и не желающей знать о тяжелой цене человеческого выбора и еще бо ­ лее тяжкой цене возмездия. Под сенью Трифона | № 1 (7) 2015 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz