Под сенью Трифона. 2014 г. №6.

же слова невеста — это любая женщина, в очередной раз при­ нимающая решение вступить в брак. Конституция РФ в разделе. регулирующем брачные отно­ шения, наверняка исходит не из парадигматического «указания свыше», а из синтагматических отношений к невестам. Ключевым становится вопрос не о праве современных женщин именоваться невестами при всту­ плении в брачные отношения, а об основах воспитания современных российских дев, об их образо­ вании, о способности видеть и слышать парадигматическое «ука­ зание свыше» в имени невеста. С о в р е м е н н ы е д е в у ш к и - подростки школьного возраста, не ведающие внутрисловной па­ радигмы имени существительного невеста, оказываются духовно слепыми, лишенными возможно­ сти осознанного свободного выбо­ ра линии сексуального поведения: или в соответствии с древним парадигматическим образцом воз­ держания от половых отношений до брака, или в соответствии с модой на внебрачные ранние по­ ловые отношения. Скрывая в курсе школьного обучения русскому языку вну­ треннюю этимологическую пара­ дигму слова невеста , современ­ ные руководители и работники образования фактически прово­ цируют нарастающее омоложение внебрачных половых отношений, рост числа абортов и, в конченом итоге, распад патриархальной семьи как основы социальных отношений и хранилища традици­ онной народной культуры. Разумеется, «знаниевая» тех­ нология обучения, основанная на формальном информировании подростков школьного возраста о внутренней парадигме слова неве­ ста, не может оказать существен­ ное влияние на мировоззрение и поведение учащихся. Внутренняя парадигма, содержащаяся в этом слове, может стать основой для воспитания более осознанного и культурного отношения подрост­ ков к браку и половым отноше­ ниям, если навык корнесловного мышления и осмысления своего поведения в контексте народной традиции будет привит и развит. Современные взрослые носи­ тели русского языка, как правило, пренебрегают внутрисловными парадигмами. Возможным объ­ яснением этого пренебрежения является прогрессивный характер мышления взрослых, насаждае­ мый международной системой об­ разования, материалистической идеологией и воспитанием детей в нуклеарных семьях типа «мама, папа и я — здоровая семья». Отсутствие патриархальности, народной традиции и здорового консерватизма в мировоззрении и в нормах словоупотребления неизбежно приводит к отрыву современных форм и значений слов родного языка от их древних животворящих этимологических корней. Без ведения и осмысления этих корней мышление на основе народных патриархальных образ­ цов отношений к вещам становит­ ся почти невозможным. Обращение к внутрисловной парадигме, то есть к древним народным корнесловным образ­ цам человеческих отношений и подобающего поведения, — не экзотика и не просто удачный дидактический прием. Это путь целенаправленного и системати­ ческого возрождения в современ­ ной России народной языковой культуры, нравственности, па­ триархальности, патриотизма и духовно здорового образа жизни. Приложение П а р а д и гм а — м е н т а л ь н а я модель мира и мироустройства, о сн о в ан н а я на сф о р м и р о в а в ­ ш их ся ид еях , в з г л я д а х и п о ­ нятиях. Культурная парадигма — это сложное многофакторное явление, которое содержит следующие структурные элементы (см.: Бакач Н. Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа.-1998): 1) Человек как творец и носи­ тель культурной парадигмы. Это конкретные люди, объединённые общей социокультурной эпохой, одним временем, в котором они живут и осуществляют свою куль­ туротворческую деятельность; 2) Общность жизни, судьбы, культурно-исторической миссии данного субъекта, которые на­ ходят своё выражение в ведущем типе отношений при решении общих смысложизненных задач; 3) Наличие общей социокуль­ турной эмоции, общего жизнен­ ного настроения; 4) Самосознание субъекта куль­ турной парадигмы, связанное с обретением самоидентичности, истинных смыслов своего социо­ культурного бытия; 5) Особая ценностная иерархия, система значимостей базовых ценностей для решения жизнен­ ных задач субъекта культурной парадигмы; 6) «Духовные лидеры» эпохи, так называемые великие люди своего времени. Это люди, ко­ торые дают эпохе возможность осознания себя, дают слова для са­ моназвания эпохи, формулируют и декларируют те смысложизнен­ ные задачи, способы решения ко­ торых являются одним из важных элементов культурной парадигмы. 7) Культурный герой эпохи— не столько реальный живой человек, именующий собой эпоху, сколько образ-идеал, выступающий для эпохи образцом стиля жизни. 8) Единый, общий для всей эпохи символический ряд — на­ бор «паролей» эпохи, набор клю­ чевых слов и вещей, общий тип семиотических отношений, общая семиотическая среда. 9) Тексты, которые передают ведущие мифы эпохи. Смена культурных парадигм происходит через своеобразный «естественно-культурный» отбор, который выражается во взаимо­ действии традиций и инноваций в культуре. Под сенью Трифона | №1(6) 2014 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz