На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

Зас пешу Советскую Родину! г • 1 W 4 Ежедневная газета Северного флота Я 212 (2903). среда ю сентября 1947 г. Год издания 11-Я С е Г О Д Н Я (1 стр .) «На кораблях « » частях. (1 сгр.) •Инжеявр^капкгак-ле&’гешит А. Гель- фаетд — Год ^спустя ; (2 стр .) П . Уральский — Хорошо обучает моле- ды х бывалый датчик Павлов. (2 c ip . ) Кандидат филологических наук А. Не- дэведский — Украинская литература се­ годня. (3 огр.) v b ? н о ме ре: » -| 1 * ^ Навстречу 25-летию огёфегаз комсоаю* ла «ад флотом. (3 стр.) Книгу в кубрик. «Происхождение гор и -материков*. «На чем Земля держится» (3 стр.) От еэд делегации СССР га вторую сессию Генеральной Ассамблеи организа­ ции Об ’единеяных наций (4 стр.) После сформирования нового rp ew ^o . го правительства. (4 стр.) Война в Индонезии. (4 сгр.) Честь и достоинство советского моряна Советский военный моряк является бой­ цом Вооруженны* Сил первого в мире со- гиал^стического государства. Он стоит на граже своей великой Родины, защищает грану, народ, который под руководством •олыпевистской партии открыл, новую эру в истории человечества, построил со- лаляптическое общество и уверенно идет к коммунизму. Велика честь быть в рядах советских Ри.пруженных Сил. носить почетное имя овитгкого воина. Годами и десятилетиями. проГия суровые испытания в борьбе, фор­ мировался моральный облик военною мо­ шка флота советского мгударства. Уже на ларе революционного дви- жения русские военный моряки показали и--^лючительный пример организованности и высокой сознательности в борьбе за дело пч>его народа, за дело партии Ленина — Сталина. Славный революционный подвиг матросов броненосца «Потемкин», в 1905 году поднявших знамя борьбы против цар­ ского самодержавия, неизмеримо поднял ав­ торитет и достоинство русского матроса. Героические страницы гражданской войны, когда советские моряки показали образны самоотверженности и верности своему на­ роду, навсегда вошли в историю нашей Родииы, еще более возвеличили гордое имя военного моряка. В Великой Отечественной войне ваш флот, по определению товарища Сталета, до конца выполнил свой долг пе­ ред Родиной, а советские моряки вписали новые страницы в историю русской мор­ ской славы. Боевые и революционные традиции на­ шего флота — это дорогое наследие совет­ ских военных моряков. Свято хранить и умножать эти традиции — значит высоко держать честь и достоинство своего воин­ ского зваиня. Вознский долг для советского моряка — превыше всего. А нерушимо выполнять во- инсеей долг можно, лишь отлично владея сверенным оружием и боевой техникой, в совершенстве зная свою специальность, гтрожляя любовь к морю, к флотской служ- •?. Тот матрос, который неутомимо, с при­ сущим советским людям рвением изучает военное дело, неустанно повышает свои знания, — показывает пример, как надо служить своей Родине и народу, ибо он не на словах, а на деле укрепляет боевое мо­ гущество флота, повышает мощь своего государства. Именно это и является пер­ вой, основной и важнейшей обязанностью каждого советского воина, которому наш народ доверил охрану рубежей советской земли, защиту интересов социалистическо­ го государства. Честь и- достоинство советского военного моряка обязывают его всегда и во всем быть верным воинском присяге, умелым воином, готовым в любую минуту выпол­ нить приказ своей Родины. Для этого надо много и серьезно учиться военному делу, пе останавливаясь, двигаться вперед, к со­ вершенствованию своих знаний. Высокая дисциплина и организованность •— основа боевой мощи флота. Нерушимо* выполнение всех требований воинских уставов, приказов командиров — закон жизни советского военного моряка, дело егс чести. Заслуженным уважением пользуется воин, который во всем и всегда руководст­ вуется уставом, знает его и точно соблю­ д е т . И, наоборот, малейшее нарушение чиспиплины наносит ущерб его авторитету, вызывает неприязненное чувство, ибо это ооняет честь и достоинство советского вои­ на, лишает его одного из самых необходи­ мых качеств советского воина — сильного сознанием своей личной ответственности перед народом за защиту Родины. АЛ ногие из североморцев читали книгу I ’* ’ «Жизнь моряка», изданную в годы войны и пользующуюся большой популяр* ностью среди флотских читателей. Но вряд ли кто подозревает, что человек, ставший образом героя этой книги, жив и здравст­ вует... . «...Было вто 86 лет назад, в год отме- ны крепостного права. Мальчика Иосифа Юревича, получивше­ го только что вольную т п<*мопшка Ше>- меты. привезли из далекой Киевской ту* Ж и з н ь, о т д а н н а л ф л о т у Советский воин по уровню своей поли-; берши в Кронштадт и отдали в услужение тической сознательности, по своим мораль- на четырехмаfpwy ii пад>усну ю шхуну ным качествам и идейной убежденности стоит неизмеримо выше, чем солдат или матрос любого другого государства в мире. Социалистическая идеология является источником несокрушимой моральной силы наших воинов. Советский моряк беспредель­ но предан делу Ленина — Сталина, он во­ одушевлен самыми благородными и возвы­ шенными идеями. В годы войны это высо­ кое совнание наших воинов рождало неза­ бываемые подвиги героизма и отваги в борьбе за свою Родину, явилось одним из могучих средств достижения победы над врагом. Не менее важное значение имеет политическая сознательность советских военных моряков теперь, в мирный период. Исторические задачи, которые поставил пе­ ред Вооруженными Силами великий вождь и полководец товарищ Сталин, требуют от военных моряков, высокого идейного и по­ литического уровня. Советский воин дол­ жен ясио и отчетливо разбираться в окру­ жающей обстановке, быть политически гра­ мотным и культурно развитым человеком. Для советского воина далеко не безразлич­ но, что происходит за рубежами нашей Ро­ дены. Зная происходящие события, он должен уметь правильно понимать их о оценивать, правильно ориентироваться в тех или иных условиях. Советскому воину иизкя и дороги интересы своего социали­ стического государства, он должен всегда быть в курсе того, чем живет наша страна, какие задачи она решает, должен знать по­ литику большевистской партии исоаетпкаг го правительства. Политическое развитие советского воен­ ного моряка — важнейшее условие его ус­ пешной службы. Культурный, политически грамотный воин высоко хранит честь и до­ стоинство советского моряка, является пе­ редовым человеком, образцом служения Ро­ дине. Воспитание этих качеств у советских военных моряков — важнейшая задача по- литорганов и партийных организаций фло­ та. Вся система политике-«массовой работы на кораблях и в частях должна быть направлена к тому, чтобы воспитывать со­ ветских воинов в духе беззаветной любви к нашей Родине — великой социалистиче­ ской державе, в духе советского патрио­ тизма, в духе готовности, до последнего ды­ хания служить интересам народа, страны, государства. Чувство гордости за свою по­ четную роль советского воина — защитни­ ка могучего социалистическою государства должно владеть каждым советским воином. Сознание великой чести и достоинства со­ ветского военного моряка является важней­ шим условием ^спешного решения тех ог­ ромных задач, которые стоят перед Во- Фуженными Силамп нашего государства. Гочерал-адмирал Чичагов». Поставили его поначалу «на лампы — заливать «минерал» (галс называли в то 'время ке­ росин) и поддерживать ^гггити. Да еще иной рл£ пошлегг писарь •* бельем в пра­ чечную и.тп в баталерку з а табаком. Служил он потам вестовым у гардема­ рина Занольского. чистил ем\ мундир и сапоги, а «между делом» помотал матро­ сам надраивать тталуоу. Боцман приметил смышленного, подвижного юнгу и, «когда шхуна собралась в дальний вояж», вы­ просил его себе в помощники. Корабль посетил многие поргы Балтий­ ского и Северного морей, штормовал в Бискайском заливе, обогнул Европу, шре- оек Средиземное море и лишь через три года -вернулся иа родину. Юнгу было не узнать — он превратился в заправского моряка, быстрее всех матросов бега.т то вантам, твердо держался на реях, ловко ставил паруса. Семнадцать лет проплавал Иосиф на «Чичагове». Умер в походе боцман, он заменил его, д» гак боцманом и остался. Уже не было, кажется, такого порта на земном шаре, где бы не побывала шхуна. Она состарилась, потеряла свой прежний гордый облик и по сравнению с новыми, стальными 'красавцами выглядела совсем убогой. Наступило время расстаться с парусником — и боимана перевели на паровой транспорт. Здесь не было нужды жечь, емдрерал», в каютах горели элек­ трические лампочки. Летом транспорт ходил между маяками Финского и Ботническою заливов, разво­ зил паклю, пеньковые концы, брела*, стшил и снимал -вехи. В плавают были •круглый год: замерзал залив — обслу­ живали маяки в незамерзающей части Балтийского моря. Как-то Юреиича вызвал лейтенант Со­ рокин. командир транспорта. — Слышал, что адмирал Макаров пост­ роил корабль, который льды ломает? Так вот приказано списать тебя на «Ермак». Будешь боцманом у Макарова... оКаль с тобой расставаться, но ничего не поде­ лаешь. НА СНИМ КЕ : (слева направо): И. И. Юремга, североморец-лодводннк, ныне лаборант Военно-Морской академм главный старшина М. Лежнев, слушатели академии Герой Советского Союза капитан 2 ранга С. А. Осипов и Герой Советского Союза калигам 3 ранга В. Карнер. •' Фото Б. Самсонова В Англии, где стоял; ледокол, Юревич пробыл недолго. «Ермак» вывели из дока, и к наму подошли баржи с углем. В тот же вечер он снялся с бочки и лег курсом на север. На одиннадцатый день шаваиия корао.ть пробивал уже себе дорогу во 'ЛЬЧЗЯ.... Однажды, наблюдая за Юревжчем, кото­ рый вместе с матросами подводил плас­ тырь на только что полученную пробоину, Макаров сказал: — Боцман наш работает не только' за страх, но и «за совесть. Шел •год 1899-й. Иосиф Иванович вернулся в Хябану и заскуч!ал. Снова потянуло его ка Север. В это время академик Чернышев снаря­ жал экспедицию иа Шпицберген. Юревич вызвался в поход. На сей раз пробыл, в Арктике более трех лет. Русские ученые впервые определили ^градусные измерения далекого острова, произвели геодезичес­ кую с’емку. Боцману было уже 58 лет, когда заду­ мал он поступить яа подводную лодку. На­ зывалась она «Минога» п делала до один­ надцати узлов. По тому времени это было рекордом. Бывалый моряк парусного фло­ та, Юревич управлял теперь мотором. На «Миноге» он встретил первую мировую войну и участвовал в знаменитом Моонд- зундском бою, когда балтийские моряки подорвали у немцев 3 дредноута, уничто­ жили 11 миноносцев и потопили 5 траль­ щиков. На «Миноге» же он прорвался в 1918 году сквозь льды из Гельсингфорса в Кронштадт. Это был его последний по­ ход. Больше он не плавал, но флота не покидал. ...В Ленинграде, в гавани, на тихой Карташихиной улице, у самого взморья живет в большом сером доме старейший русский моряк Иосиф Иванович Юревич. Здесь мы его и застали. Узнав, что мы хотам написать о нем для североморской газеты, старик засуетился и полез в сун­ дук, стоявший у окна. Он вытащил отту­ да маленький пожелтевший от времени значок: белый медведь на фоне ладов. — Вот... храню в память о походе в Арктику... Сам Степан Осипович Макаров вручал... Люблю север! Кланяйтесь низко молодцам-североморцам... Юревичу 97 лет, но он бодр, словоохот­ лив и память его не притупилась. 57 лет проплавал старик на русских кораблях от деревянной щхуны до подводной лодки. 28 лет служил он в Военно-Морской академии. В годы войны Иосиф Иванович не покидал Ленинграда, работал в одном из морских штабов. Правительство награ­ дило ветерана орденом Трудового Красного Знамени и двумя боевыми медалями. Он часто встречается с молодыми моряками и охотно рассказывает им о своей многолет­ ней службе на морс. А. ЛАЗАРЕВ. - о ------------------ У К А З Президиума Верховного Совета СССР О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ НАНАЛА МОСКВА — ВОЛГА В озпамсноваппе 800-летия города ! Волга в «кгу 1 ал» пмепц Москвы. Москвы переименовать канал Москва — Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРНИН. Москва, Кремль. G сентября 1917 года. НОВАЯ ПРОДУКЦИЯ ЗАВОДОВ * Торфяная машина заменяет 100 рабочих 0РЕХ0В0-ЗУЕВ0, 8 сентября. (ТАСС), покрытые травой), другая — для уборки На полях Озерецкой Фрезерной разработки торфяной крошки в караваны (большие проводят испытания две опытные машины, i штабеля). изготовленные экспериментальным заводом Всесоюзного научно-исследовательского ин­ ститута торфяной промышленности. Одна машина предназначена для срезки так на­ зываемых бровок (берега картовых канав, Бровкорез работает отлично. Оп заменяет около 100 подсобных рабочих. Обе машины рекомендованы для серий­ ного производства. НА СКВОЗНОЙ ВОДНОЙ ЛИНИИ ЛЕНИНГРАД — МОСКВА ЛЕНИНГРАД, 8 сентября. (ТАСС), j Москву. Грузы направляются по Марин- г, . п скои системе и каналу имени Москвы. Ъпервые за время существования Северо- п - * 1 На постоянной сквозной линии Ленин­ град — Москва работают хорошо оборудо­ ванные самоходные баржи. Западного пароходства широко разверну­ лись перевозки по воде из Ленинграда в ТРЕТЬЯ ГОДОВАЯ НОРМА ТРАКТОРИСТКИ КОВАЛЬ РОВНО, 8 сеитяб-ря. (ТАСС). Первая осуществляет. На обработке полей в ко.т- жешцина-трактористкл Говгшнины А. »хозс имени Красной Армии. Костоиоль- Коваль весной этого года заключила с Ге- [гкого района, она уже выполнила две го- роем Социалистического Труда II Ангелиной . д о й м у нормы. договор на социалистическое с о р е в н о в а н и е . Сейчас T p a irro p n c rK a начала перепашку Свои обязательства А. Коваль успешно земель в колхозе имени Ворошилова. 1Боевой путь кораиля Па П-ском краснознаменном \ миноносце оформлена фотовитрина » боевом пути корабля. Три боль- j игах шита заполнены памятными , ;атами и фотографиями. Двадцать лет назад мипоносецi вступил в строй действующих кораблей. В 1933 году он прибыл па Север и с тех пор находится в составе кораблей Северного флэта. В 1939 году участвовал в боях с белофиннами, активно действовал | в Великую Отечественную войну, за что удостоен ордена Красного Знамени. Высокими правитель- ственными наградами были отме-j чены также многие матросы, старшины и офицеры экипажа i корабля. Памятным остался день 30 июля 1941 года, когда корабль вступил в бон, выпустил первые снаряды по врагу. Этот бой от­ ражен на фотовитрине. Па другой фотографии показан боевой расчет командира орудия старшины 2 статьи Истомина, сбивший не­ сколькими очередями^ немецкий бомбартировшпк. Сейчас ^ тов .. Истомин продолжает службу на } этом же корабле в звании ^глав­ ного старшины. Привлекают внимание фотогра­ фии: выход миноносца на боевое задание, вручение правитель­ ственных наград, спуск шлюпок, высадка десапта и другие. (Наш корр.). мастер . парашютного спорта К а н т и Малюга один из пио­ неров парашютного спорта на Се­ верном флоте. Он непрерывно со­ вершенствует свое мастерство, много раз прыгал на сопки Запо­ лярья. чтобы определить, как луч­ ше приземлиться, отрабатывал прыжки с парашютом зимой на воду. Он прыгал в ветер, отделял­ ся от самолета на. сложных фигу­ рах высшего пилотажа, трениро­ вался на точность расчета посад- Бдительные часовы В П-ском подразделении лич- j ный состав песет почетную обя­ занность советского воина — к а - 1 рау.тьную службу.. В Уставе гарнизонной службы сказано, что «несение карауль­ ной службы является выполие-1 ннем боевой задачи», и воины по­ нимают это положепие устава, как требование. нести допчульоую службу зорко, бдительно, по всем воинским правилам. М ногим солдатам и сержантам, в том числе солдатам Семенову,• Хабарову, Коноплеву и сержантам Репникову. Шелялину, за отличное несение, караульной службы командованием о<1'явлены благо- • дарности. Младший сержант В. ДСМЧЕНКО. организация корабля послали письмо родителям отличника боевой и политической подготов­ ки комсомольца Васильева Ва­ силия Васильевича. На-днях получен ответ. Вот что пишут родители Васильева: «Дорогие товарищи! Получив благодарность за свое­ го сына Василия от командования корабля и комсомольской органи­ зации, мы, родители, в свою оче- ки, приземляясь в одном метре от редь, благодарим вас за воспнта- о а г о н ий черты. За всю парашют- ! Ние нашего сына, ную практику у него не было пи| одного случая аварии. , ^ аш Родительский наказ сыну Многие из учеников капитана и будет таков: строго соблю- Малюги являются опытными па- дать дисциплину, повы- раппотистамн. Среди них капитап гаат1, боевую и политическую Сираев, лейтенант Тимашполь- ский, старший лейтенант Краснов. Указания капитана Малюги, его опЫт п выучка помогли им стать высококвалифицированными спе­ циалистами. В августе месяце 1947 года капитану Малюге присвоено зва- га ка з сычу _ Командование и комсомольская подготовку, быть верным нашим сыном и сыном всего советского народа, готовым в любую минуту встать на защиту нашей матери- Родины. В ответ на - отячнуго учебу сына, мы в сельском хозяйстве показываем образцы в труде, осо­ бенно в период сенокошения и уборки урожая. С приветом Васильев». Комсомолец Васильев решил добиться еще более высоких по­ казателей в боевой и политиче­ ской учебе, выполнить родитель­ ский наказ. Старшина 2 статьи СЕРГИЕНКОВ. Первое командирское звание Старший матрос Горбов за- помогает комащиру подразделения нимает должность командира от- в налаживании воинской даеци- делениЯ. За период службы иа плнны и порядка, в воспитании и флоте он удостоен нескольких обучении молодых матросов. Лич- правительственяых наград за уча- ние мастера парашютного спорта | стие в боях против пемецко-Фа- СССР. Это высокая оценка его мастерства, обязывающая к еще более высоким достижениям. Старший сержант ЛЕГЕНЬКИЙ шнстских захватчиков. Комсомолец Горбов примерно служит и после окончания вой­ ны Оп— отличник боевой п поли­ тической подготовки всячески ный состав с уважением и лю­ бовью относится к своему млад­ шему комащиру. Па-янях старшему матросу Горбову присвоено задние стар­ шины 2 статьи. Матрос КЛОКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz