На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.

2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 1 октября 1947 г., № 230 (2921) Плавание в темное время Радист 2 класса старшина 2 статьи М. Толстое является отличником боевой и политической подготовки. Хорошо вла­ дея специальностью, он всегда ведет прием и передачу без малейших искаже­ нии, перевыполняя нормативы. Фото Н. Новикова, На перископной глубине • П0Д90ДНИКИ СДАЮТ КУРСОВУЮ ЗАДАЧУ • Подводная лодка вышла в море сдавать курсовую задачу. Поход должен 6ш пока­ зать, чему научились матросы, старинны н офицеры в период летнего плавания. Пе­ ред выходом каждый еще раз проверил свое заведыванпе п теперь нес ходовую вахту на боевом посту так, как бы дейст­ вовал в боевой обстановке. Сигнальщики своевременно докладывали io всем обнаруженном. • — Силуэт, справа, градусов.,. — четко доложил гвардии старшина 2 статьи Рябов. — Срочное погружение! — скомандовал вахтенный офицер гвардии капптан-лен- тенант Иванов. Лодка .быстро ушла па перископную глубину. Командир приказал взять курс на «противника». По отсекам прозвучала команда: «Торпедная атака!». Весь личный состав быстро занял свои места. Маневрируя, командир атаковал круп­ ный ^неприятельский» транспорт. Лодка начала отрываться от «противника», ког­ да серия взрывов глубинных бомб обру­ шилась па пее. 1 Гз отсеков Начали посту­ пать доклады о «пОврёЖдбтМХ». Из строя вышло освещение, в кормовом отсеке — «пробоина». Девствовать падо было в полной темноте, обеспечивая шц- водпые хода. Об’явлепа аварийная тревога. Личный состав приступил к заделке «пробопны». JIa центральный пост поступали доклады о «повреждениях». — Заклинило рули, — доложил боцман . Николаев. Командир приказал управляться кормо­ вым горизонтальным рулем. Боцман удерживал лодку па ровном киле одними рулями. Пз аккумуляторных отсеков поступают доклады о повреждении элементов, в дру­ гом отсеке от взрыва глубинных бомб начался «пожар». Личный состав в акку­ муляторных отсеках под руководством гвардии старяпшы 2 статьи Охапкина и гвардия матроса Ефремова приступил к ликвидации пожара. Быстро перевели пи- тапио группу, менее пострадавшую. Действовать надо было быстро и чет*ко, ни одного лншпего движения. Личный состав отсека иод руководством старшины 2 статьи Охапкина приступил к выводу пострадавших элементов группы и успешно справился с задачей. Трениров­ ки, проводимые па учениях, дали свои результаты. На центральный пост поступило донесе­ ние: «Пробоина заделапа, аккумуляторная батарея введена в строй». Корабли «про­ тивника», преследовавшие лодку, потеря­ ли ее. Командир отошел в безопасный paiion I! принял решение всплыть. При пуске дизеля мотористы получили вводную: «Вышла из строя циркуляционная помпа охлаждения правого дизеля». Мотористы, руководимые старшим ма­ тросом Гурьевым, правильно решили ввод­ ную, перейдя на охлаждение дизеля от дру­ гой помпы. Пуск производился в полной темноте. Лодка получала ход и ушла пз опасного района. Выл дан отбой аварийной тревоге. Лич­ ный состав приступил к ликвидации «пов­ реждений», полученных в результате бом­ бежки кораблями «противника». Поверяющий остался доволен действия­ ми личного состава по борьбе с пожарами it вод»»Гг в подводном положении. Задача была принята с оценкой «хорошо». Гвардии старший лейтенант С. СИДОРЕНКО. С наступлением полярной ночи п осен­ не-зимних штормовых погод значительно затрудняется плавание на наших северных морях. Этот период времени сопровождает­ ся также значительным ухудшением гид­ рометеорологических условий — преобла­ данием свежих ветров, штормов, туманов, ограниченной мглистой видимости и повы­ шенным волнением. Период темного времени, главным обра­ зом зимний, сопровождается увеличением количества дней с большим значением земной редакции, наличие* полярных сияний п магнитных бурь, что усложняет работу штурманов, требует от них высокой ' выучки, большого опыта. Прет плавании в условиях сильного вол­ нения моря таким кораблям, как мппонос- цы, ттшмцикн и более Мелкие, у которых период собственной качки несколько се­ кунд, может наступить гибельный резо­ нанс. Эго обстоятельство нужно постоянно Иметь в виду командирам кораблей, <Ыг*н- но прп выборе курса. Явления земной рефракции, обуслав­ ливающиеся, как известно, разностью тем­ ператур воды и воздуха на поверхности моря, -особенно сильно проявляются в зим­ ний период.'Достаточно сказать, что при разности этих температур в 7 градусов значение аетгной рефракции достигает уже 7,6 минут. Неточно учтенная рефракция значительно уменьшит точность астрономи­ ческих определении места корабля и мо­ жет ввести в заблуждение. Это обстоятель­ ство нужно постоянно сметь в виду каждо­ му штурману при плавании в осенне-зим­ ний период.- У нас на Севере земная реф­ ракция зимой достигает больших размеров и подчас искажает (приподнимает) берего­ вую черту настолько, что даже при хоро­ шем знании местности она становится не­ узнаваемой, а отдельные береговые предме­ ты бывают видны с расстояний в 2 — 3 раза больше, чем при нормальных усло­ виях. V Полярные сияния к магнитные бури, ха­ рактерные для зимнего периода времени, как показал опыт плавания кораблей нз Севере, оказывают значительное влияние на использование радиопеленгаторов п магнитных компасов, искажая их показа­ ния. Этого также не следует забывать, особенно молодым штурманам. Все перечисленные'особенности, харак­ терные для темного времени, требуют от нггурмайов й командиров кораблей постоян­ ного внимания к вопросам кораблевожде­ ния в этот период вреаюяя. Кораблевожде­ ние в сложных павигадаойных условиях может быть безопасным только при усло­ вии натренированности личного состава (рулевых, штурманских электриков и штурманских радистов); поддержания в постоянно# «справиостя всех без исклю­ чения штурманских приборов; хорошего знания театра штурманом корабля. Штурман обязан использовать все имеющиеся в его распоряжение приборы и всеми доступными для пего способми наиболее часто определять свое место в морс. Подготовка штурманских боевых частей к плаванию в условиях темного времени заключается d подготовке материальной части и в тренировке личного состава по ‘обслуживанию приборов и управлению ко­ раблем в Штормовых условиях. Нужно уже сейчас тщательно проверь исправ­ ность всех мореходных инструментов и приборов. надежность освещения компасов и запастись необходимым количеством за­ пасных частей. Особенное внимание нужно Уделить подготовке лотов всех имеемых на корабле систем, не исключая и ручного, который должен быть постоянно готов к использованию. Трепировкп личного соста­ ва падо проводить на умелое использо­ вание материальной части в шторцевых условиях, выносливость ч точное держатгил курса корабля при качке. Пе следует за­ бывать также необходимость привития личному составу навыков быстрого исправ­ ления повреждений приборов. Подготовка штурмана к плаванию должна быть постоянной заботой командира корабля. Подтотовку к плаванию нужно целеустремтпъ на тщательную корректуру всех штурманских пособий (особенно опи­ саний огней п знаков), детальное изучение района плавания, навигационного обеспе­ чения, гидрометеорологического режима и навигационных опасностей. При подготовке к походу рекомендуется нанести па карты круги Дальностей видимости маяков и ог­ ней для своего корабля, «поднять» (за­ штриховать карандашом) навигационные опасности, находящиеся вблизи предпола­ гаемых курсов маршрута плавания. В нача­ ле плавания штурмап обязан лично убе­ диться в псправпой работе всех приборов. При плавании в темное время необходи­ мо особенно точно вестп прокладку, произ­ водить все штурманские расчеты н чаще определять место корабля всеми возможны­ ми способами. Здесь уместно напомнить о необходимости тщательного учета течений и особенно дрейфа, которые в штормовых условиях могут давать значительные ошиб­ ки при плавании. При подходе к берегу или плавании вблизи навигационных опасностей следует измерять глубины, а прп неуверенности в своем месте — уменьшать ход. Серьезное внимание должно уделяться опознаванию маяков и отпей. Только после проверки характеристики огня по секундо­ меру, а не «на-глаз» можно уверенно ими пользоваться. Выбор курса плавания в ночное время рекомендуется производить с достаточным запасом безопасности от навигационных преград, учитывая возможный снос ко­ рабля течением и дрейфом. Все повороты на новый курс обязательно предварять расчетом поворотной точки по оборотам машин, лагу и секущему пеленгу, прибли­ женному к месту поворота, маяка или огня. Совпадение всех трех элементов (вре­ мя, отсчет лата и пеленг) будет служить надежной гарантией, что корабль пришел в точку поворота. После каждого поворота штурман обязан немедленно убедиться путем нескольких обсерваций, что корабль идет по избранному курсу. При пользовании пловучим навигацион­ ным ограждением (буй, вехи) не нужно за­ бывать, что они в условиях частых осен­ них птрмовых погод могут быть снесены со своих штатных мест и поэтому пе рекомендуется слепо им доверять, а тем более «резать» вплотную при плавании. Серьезную опасность при плавании в условиях темного времени представляют плавающие мины. Организацию наблюде­ ния на походе за плавающими минами па каждом корабле нужно уже сейчас основа­ тельно продумать. Прп плавании в темное время и в шторм штурман корабля обязан постоянно нахо­ диться на мостике или в штурманской руб­ ке, лично производить все расчеты, пи в коем случае не доверять их другим н не пользоваться пеленгами, взятыми другими офицерами или вахтенным офицером, как иногда практикуется на некоторых ко­ раблях. Прп малейшем сомнении в своем месте штурман обязан доложить командиру корабля, чтобы своевременно принять предупредительные меры для из­ бежания аварии. Проверка готовности кораблей к выходу в морс по состоянию штурманских боевых частей в период темного времени должна j стать основной задачей штурманов соеди­ нений. Нельзя выпускать в море вн один корабль, если на нем хоть одни пггурман- ский прибор неигправеп или девиационвые работы не производились в течение пс- сюольких месяцев. Особое внимание штурманов должно быть обращено на своевременное получение прогнозов погоды перед выходом в море и на приемку их в море. При посылке малых кораблей в море нужно пользоваться более продолжительными прогнозами, а также учитывать погоду за предыдущие одип — два дня. Приближающийся период темного време- пи и штормовых погод требует от коман­ диров и штурманов кораблей серьезно на­ думать над вопросами предупреждения навигационной аварийности в этот ответ­ ственный период. Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ. Письмо демобилизованного воина-североморцатоварищам Педавпо командиры отделений старши­ на 2 статьи Копасов и матрос Лукичев получили письмо от демобилизованного матроса, бывшего отличника боевой и политической подготовки, тов. Сергеева. Он сообщал матросам боевого поста, на котором недавно служил, следующее: «После продолжительной и почетной службы в рядах Военно-Морского Флота мне приходится вспоминать и лучше осваивать гражданскую стгеггпальяот. И должен сказать вам, боевые друзья, что это не так легко дается, требуется много и настойчиво учиться. В августе 1947 года я сдавал экза­ мен за весь курс сельскохозяйственного техникума — 75 процентов диплома защитил перед государственной комис­ сией Главного Управления землеустрой­ ства Мопшстерства сельского хозяйства СССР. А сейчас приступил к работе в сельском хозяйстве. Дорогие товарищи, надеюсь, что в со­ вершенствовании своих знаний по изу- чешпо корабельной техники и боевых механизмов вы добьетесь новых успехов. Нага боевой пост был и должеп быть всегда впереди и отлично выполнять поставленные задачи па всех учениях». Обсудив письмо бывшего североморца Сергеева, матросы боевого поста старши­ ны 2 статьи Конасова и матроса Луки- чева написали ответное письмо Сер­ гееву. Пм есть чем порадовать демоби­ лизованного воина. Исправно несут сейчас службу и са­ мостоятельную вахту матросы отделения старшины 2 статьи Копасова, они не имеют дисциплинарных взысканий. Немало пришлось поработать командиру отделения Лукичеву с молодыми матро­ сами Шумовым и Громовым. Он помогал им личным примером осваивать спе­ циальность. Сейчас ошг стали отлични­ ками учебы. . Матрос Цикаридзе в дни летних пла­ ваний содержал в отличном состоянии заведывание, образцово нес вахту, точно соблюдал инструкции и наставления. За успехи в боевой учебе он имеет несколько благодарностей п сфотографи­ рован у развернутого кормового флага корабля. Матросы боевого поста старшины Ко­ пасова и командира отделения Лукпчева на летних учениях заслужили похвалу командования. С высокими показателя­ ми в учебе приходят они к всенародно­ му празднику — 30-летию Октября. Мичман Г. БАРЫГИН. |5Я Радуемся успехам земляков-колхозников Недавно мы узнали о том, что кур­ ские колхозники, колхозницы, работники МТС, совхозов и специалисты сельского хозяйства обратились с письмом к вели­ кому вождю пародов товарищу Сталину, в котором от всей души благодарят вож­ дя за отеческую заботу о колхозном кре­ стьянстве. Колхозники рапортуют товарищу Сталину о выполнении взятых обязательств по повышению урожайности и дали слово выполнить годовой план хлебозаготовок за 1917 год пе к 7 нояб­ ря, как они обещали воспой этого года, а к 30 сентября. Колхозники обещают к 15 октября сдать сверх плана 2,5 мил­ лиона пудов зерна государству. Ефрейтор Четверст’ков, солдаты Ко­ робкой, Дегтярев, Чередниченко, Теслев и остальные бойцы подразделения е ра­ достью слушали рапорт курян. Они вос­ хищены успехами земляков-тмлхознгиюв, которые преодолели последствия засухи и достигли столь высоких показателей в труде. В ответ на достижения колхозников Курской области солдаты и сержанты (нашего подразделения дали слоно чест­ но и доброечестно нести службу, зорко охранять завоеванный мир и созидатель­ ный труд советских людей, добиты 1 я еще более высоких показателей в боевой уче­ бе. Младший сержант И. БОГАЧЕВ. и с т о р и и Отважный матрос Артемов В годы войны немало было примеров. когда отдельные товарищи в трудную минуту боя заменяли выбывших из строя комавдпров и принимали «а себя коман­ дование подразделением. Па долю матро­ са ссверомориа Александра Артемова вы­ пала эта большая честь. Это было 25 сентября 1941 года. Военврач, осматривая рану, пожурил Артемова, за то, что он слишком поздно обратился в санитарную часть. — Не знал, случайно заметил, товарищ военврач,— виновато об’яснил матрос.— Прилет отдохнуть и что-то левоагу плечу больно стало. Тут-то я и понял, что ра­ нен. — По с тех пор, судя по ране, не­ сколько суток прошло, — заметил воен­ врач. — Я помню, когда осколком мкгны лицо поцарапало, т я сразу почувствовал, а нот про эту рану*, в самом деле, не знал. Да и некогда было, в разгаре боя разве все уиомшшп». Уже в первых боях матрос Артемов командовал взводом. Песмотря па ураган­ ный огонь противника, матросы взвода Артемова смело шли вперед. В момент, когда североморцы приблизи­ лись к фашистским окопам, противник открыл бешеный Огонь из минометов. Но это не остановило смельчаков. Отт стали короткими перебежками двигаться впе­ ред, упорно наседая на врага я сокру­ шая его метким огнем. тиск врата и организовали вынос ране­ ных товарищей. Метким огнем и грапа- тами они уничтожили не один десяток фашистских солдат. Много раз Артемов попадал во враже­ ское окружение, но умелым маневром п смелыми действиями всегда находил сно- cc-j перехитрить врага и выйти победи­ телем. Однажды при наступлении взвод Ар­ темова находился в головном дозоре. Враг, пропустив его в глубь своего рас­ положения, отрезал от основных сил. Тог­ да командир выслал в разведку матроса Маклака. Под сосредоточенным огнем | минометов и пуломегов Маклюк внима­ тельно следил за действиями противника и о всем замеченном докладывал своему командиру. Перед началом атаки пуле- метчии Митрофанов и Анциферов вы­ двинулись вперед п пулеметным огнем прикрывали действия взвода. По коиаеде «В атаку!» матросы все, как один, дружно поднялись и пошли на врата. Схватка была ожесточенной, В бою был ранен командир отделения Гул­ кой. Оп получил два ранения, по пе по­ кинул поля боя. Осколком мпны ранен и командир взвода, мо он также продол­ жал действовать, воодушевляя личным | j гримером своих подчиненных. Враг не выдержал удара во фланг. У него началось замешательство. Геройски сражавшийся взвод Артемова с боем вы­ шел пз окружения и, примкнув к своим, вновь пошел в атаку. В разгаре боя ра­ нило комапдира роты. Матрос Артемов, Противник подтянул «ивую си у , пе- ; к зя тыМ къ, принял т м ц о т т ротой на себя и смело повел ее в атаку. После этого боя пришлось выдержать еше не одно испытание. А когда было завершено выполнение задачи и подраз­ деление заняло линию обороны, комапдир роты — старшина 1 статьи Алек­ сандр Артемов — почувствовал боль в плече. Тогда-то он и обратился в сап- пупкт с просьбой извлечь осколок мины. — Перевязывайте лучше и плотнее, * чтобы в бою помехи не было, — говорит он военврачу'. — Да п лечите кан мож­ но быстрее. Время сейчас дорого. Я дол­ жеп быть там, в боевых рядах. Меня ждут мои товарищи. Так выполнял свой воинский долг пе­ регруппировал огневые средства и по­ шел в контратаку. Тогда Артемов поднял­ ся и, увлекая за собой бойцов, повел взвод в атаку. Противник дрогнул и с больши­ ми потерями откатился налад. Три раза пытались фашисты прорвать пашу обо­ рону на этом участке. Трижды поднимал Артемов свой взвод и смело водил ого навстречу врагу. И каждый раз, когда бойцы открывали огонь, пускалп в ход гранаты — враг отступал. В то время, когда требовалось пе^>е- груттпроиать своп силы и прочно при­ крыть правый фланг, командир роты приказал Артемову с несколькими бой­ цами удерживать занятые позиции. От­ важный североморец с честью справился *| с трудпым заданием. Образцы мужества , I показали при этом матросы Пикитип и ред Родиной старшина 1 статьи Артемов. || Осколков, которые смело отражали на- I Т. ЗАХАРОВ. Лучшая бригада Больших успехов при ремонте корабель­ ных механизмов добилась бригада комсо­ мольца Давыдова. За короткий промежуток времени она выполнила задание на 120 процентов. Первая работа, которую падо было вы­ полнить, — ремонт котельного турбовен- тплятора — требовала высокой техннче- ской грамотности, исключительной внима­ тельности. Давыдов требовал от специали­ стов культуры труда. Когда матрос Хч- мишин начал зубилом рубить гайки, Да­ выдов сделал ему замечание п предупре­ дил, что работать скоростными темпами надо умело, а портить детали зубилом не­ допустимо. Справившись с земонтажем, бригада встретила затруднение с притиркой уголь­ ных уплотнений. Притереть угольные сег­ менты падо как можпо точнее, чтобы во время работы механизма не пробивал пар. Уголь сам по себе очень хрупок, прп не­ осторожном обращении постоянно ломается, особенно во время притирки. За ато дело Давыдов взялся сам. Большое терпение и старание приложил молодой матрос и зада­ ние выиолпил. Зазоры, промеренные конт­ рольными приборами, не разошлись со стандартом. Большую помощь бригаде оказывал де­ лом и советом опытный моряк старшина 2 статьи Трубаевский. Вентилятор в установленный срок был собран и поставлен на место. Матрос Давыдов пользуется большим авторитетом в своей бригаде, товарищи ча­ сто обращаются к нему за советом. Бригада Давыдова служит примером и в дисциплине. Она точно по сигналу начи­ нает работ)*, никто нз матросов никогда не опаздывает на службу. Это помогло Да­ выдову вывести свою бригаду в число луч­ ших. Идя навстречу 30-й годовщине Ок­ тября, матросы Давыдов, Мирошниченко прочно удерживают за собой первенство, с каждым днем добиваются успехов в работе. Старший матрос Н. ЗВЕРЕВ. Н чему приводит зазнайство Эскадренный миноносец уходит о морс на учения. Фото М. Бугакова. Старший матрос Рогожкпп был отлпчпп- ком боевой и политической подготовки. Матросы учились у него осваивать специ­ альность, равнялись по нем в дисциплине. Было приятно слышать, когда па комсо­ мольских и строевых собраниях в числе других комсомольцев-отличников называ­ лась и его фамилия, когда в нашей флот­ ской газете рассказывали о его хорошей работе. Родным т. Рогожкина было послано пись­ мо, в котором командование сообщало им о хорошей, примерной службе сына. Для тпгх эта весть с корабля явилась большой радостью, они гордились и гордятся свопм сыном. Но успехи вскружили голову тов. Ро- гожкппу, он зазнался, стал нарушать дис­ циплину. Педавпо перед строем был зачи- тап приказ об исключении старшего матро­ са Рогожкина из списков отличников бо­ евой и политической подготовки. Почему так получилось? Рогожкин должеп был высоко держать 1ч^сть комсомольца-отличпнка. По он пе сумел этого сделать. Упоенный первыми утехами, незаметно для себя оп стал по- , низать требовательность к себе,- перестал I глубже осваивать специальность. — Как вы пзучаето специальность? — спрашивают Рогожкина. — Я свою специальность знаю, — от­ вечает оп и добавляет: — Ее изучать нечего. Это была грубейшая ошибка, п надо от­ метить, что старшина отделения тов. Ни- зовцев пе указал ему па это. Ослаблепис требовательности к себе при­ вело Рогожкипа к тому, что оп на заме­ чания старших не стал обращать внима­ ние. Когда ему указывали па недостатки, он отвечал: «Это мне известно, учить ме­ ня пе нужно». Однажды в журнале корабельных заме­ чаний появилась запись: «Очень плохо нес вахту старший матрос Рогожкин. При тре­ бовании павести порядок па посту, Рогож- кип вступил в пререкания». Вскоре Рогожкин вновь совершает гру­ бейшее нарушение воинской дисциплины— вступает в пререкания с командиром от­ деления. Все это привело к тому, что стар­ ший матрос Рогожкин лишился почетного звания отличника боевой и политической подготовки. Зазнайство ни к чему другому привести пс могло. Старшина 2 статьи С. ПЕТРОВСКИЙ. ■ *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz