На страже Заполярья. 1947 год. Июль.

Н м о м Ш ? г«* Л Ж ( Ш 4 ) I A W f * М l A f l M H F Ь Я Ко Дню Военно-Морского Флота детище великого Сталина н я ТИХОМ ОКЕАНЕ / В последние годы перво# пяти­ летки ЦК ВКЩб) и лично товарищ Сталин поставили задачу— быст­ ро укрепить Советский Дальний - Восток, прикрыть его морское по­ бережье. По поручению товарища Сталина, в 1931 году на Дальний Восток приехал товарищ Вороши­ лов. Ои посетил Владивосток и другие пункты. В апреле 1932 г., по ини-? цнатнве товарища Сталина, при­ нимается решение о строительстве Тихоокеанского флота. С Балтики и Черного моря пар­ тия и правительство, по указа» ниям товарища Сталина, направ­ ляют на ТихнЙ океан ш сячи опытных моряков, явившихся 90-' новным костями будущего фло­ та. В сентябре 1933 года ветунает в строй первая советская подвод-* ная лодка на Дальнем Востоке* В 1936 году во Владивосток приходят Северным морским путем эсминцы «Сталин» и «Войков». Флот начинает пополняться непрерывно и в 1939 году насчи­ тывает у*е более 100 единиц. 23 декабря 1935 года товарищ Сталин, товарищи Молотов, Воро­ шилов и Орджоникидзе принимали в Кремле делегацию младших командиров Тихоокеанского флота. Вот что рассказывает об этой встрече один из членов делега­ ции — тов. Бердников: «...Я и сейчас ощущаю радости ное волнение от пережитого в ту минуту. Мы выстроились в не­ большом зале Кремля. Вдруг из боковой двери появляется товарищ Сталин, вместе с ним — товарищи Молотов, Ворошилов, Орджоникид­ зе. Вошел товарищ Сталин и тут же у двери остановился. Оглядел нас н улыбнулся так тепло, так приветливо, что от моего волне­ ния сразу и rjroirn не осталось. Началась беседа i Великим вождем, простая, задушевная бесе­ да. Товарищ Ворошилов предста­ вил меня Иосифу Виссарионовичу, как подводника. Он обратился ко мне с вопросом: — Как наши лодки? — Хорошие, — говорю, — лодки, товарищ Сталин. Но ему не это хотелось от меня услышать. Он сразу стал задавать вопросы о конструкциях и дета­ лях подводной техники. Он инте­ ресовался моторами, электропри­ борами, удобством размещения команды. Я был поражен тем, как глубоко Иосиф Виссарионович знает наши подводные корабли, как заботлив он к тому, чтобы каждая лодка была совершенна не только боевыми качествами, но н бытовыми удобствами для подвод-» ников. Товарищ Сталин стал спраши­ вать, как мы живем, возвратив­ шись из морских походов в базу, как кормят нас. Он интересовало! нашим хозяйством, бытом, семьей, как удовлетворяются наши куль­ турные запросы. Он не только спрашивал, но раз’яснял, давал советы. Во’ всем ярко проступала величайшая сталинская забота, горячая любовь к людям». ПО ВОЛ Е С ТАЛ И Н А выехали в Мурманск.-1 На буксире «Буревестник» они вышли в рейт вдоль побережья Копското за г а м Товарищ Сталин, Ворошилов и Киров расположились иа «Буре­ вестнике» впереди капитанского мостика. Отсюда они осматривали в бинокли берега м губа залива, делая пометки па карте, разост­ ланной перед ними на столике. Товарищ Сталин и « о соратники намечали места будущих баз и батарей. На обратном пути в Мурманск «Буревестник» вошел в Екате- • рининскую гавань. Товарищ ИГО 5 д Г “ *" ” ">W5“ 53™ ■ Северной флэте » .щ и „ „ " ' I f™ * инициатором и вдохновителем строи, тельстяа большого флота, морских вооруженных сил Советского Союза, так же как инициатором и вдохновителем всех наших дел, больших £ ма­ лых. всех наших успехов и побед в разрешении за- ™ r ° u » eM L F z Hz : ac я А. ЖДАНОВ. Сталинская забота о моряках «Мы строим корабли для слав­ ных советских моряков-красно- флотцев, командиров и политра­ ботников Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Проекты наших новых кораблей, утверждаемые правительством и лично товарищем Сталиным, предусматривают не только самый быстрый ход, самое лучшее вооружение, самое совер­ шенное управление кораблем» но и самые лучшие условия для на­ ших советских моряков, которые будут жить и работать на корабле. На кораблях старого, царского флота и на современных иност­ ранных кораблях создавались и создаются удобства и комфорт для офицерского состава. Что же ка­ сается размещения рядового со­ става, те здесь даже не считаются с санитарными нормами. При проектировании и строи­ тельстве советских кораблей уде­ ляется особое внимание вопросам размещения и создания нормаль­ ных условий для работы и жизни всего личного состава. Забота о человеке, о советском моряке стоит всегда иа переднем плане при проектировании и строитель­ стве кораблей. В конце 1937 года, при рас­ смотрении проекта одного из бое­ вых кораблей, была отмечена вы­ сокая температура в машинных отделениях, что создавало тяже­ лые условия для работы команды. Товарищ Сталин подверг суровой критике проект и предложил ис­ править его и произвести необхо­ димые переделки на строящихся кораблях. Задание товарища Сталина было выполнено путем усиления вентиляции и подвода свежего воздуха. Теперь на кораб­ лях этой серии в машинных отде­ лениях обеспечены нормальные условия работы даже в самые жаркие дни. Команды наших кораблей раз­ мещаются в просторных, хорошо оборудованных кубриках, с хоро­ шей вентиляцией, стационарными койками и необходимыми удобст­ вами. На кораблях имеются клу­ бы, красные уголки, кабинеты для занятий, библиотеки, механи­ зированные прачечные, душевые помещения, механизированные электрифицированные камбузы для приготовления пищи и холо­ дильники для хранения продук­ тов питания. Даже на небольших кораблях, команда которых со­ стоит только из 30 человек, обо­ рудуются звуковые кинопере­ движки. Такие боевые надводные ко­ рабли строит наша страна». (Из статьи тов. Тевосяна к Дню Военно-Морского Флота вСвР. а 1939 г.). Северный флот был создан 14 лет тому назад по инициативе и по прямым указаниям товарища Сталина, лично посетившего нер- вые корабли нового флота и места их будущего базирования: Об этби всегда напоминает североморцам мемориальная доска, установлен­ ная в Главной базе флота, на ко­ торой начертано: «Здесь был 22 т м я 1933 года основатель и создатель Северного флота великий Стаями». ...18 мая 1933 года небольшая эскадра кораблей Балтийского флота — миноносцы, сторожеви­ ки, подводные лодки — со сняты­ ми мачтами и вооруженней ошвартовалась у Адмиралтейской набережной Ленинграда. На кораб­ ли, по поручению товарища Сталина, прибыл товарищ Воро­ шилов. . Оп тепло напутствовал корабли — ядро будущего Север­ ного флота — в путь по только что построенному Беломорско- Балтнйскону каналу. 20 пюля 1933 года ' корабли, вышедшие из Балтики и пришед­ шие в Белое море, были уже го­ товы к уходу в море от стенки Сорокекого порта. На кораблях вног.ь установили мачты, пушки, торпедпые аппараты. Ожили ме­ ханизмы. 21 июля па корабли прибыли товарищи Сталин, Ворошилов и Киров. Товарищ Ворошилов произ­ нес перед моряками краткую при­ ветственную речь. Затем высту­ пил товарищ Киров, говоривший о будущем Севера и об охране его границ. Выступил перед североморцами и товарищ Сталин. Его слова о за­ дачах флота, его благодарность личному составу за успешную проводку кораблей глубоко запали в сердца военных моряков. Товарищи Сталин, Ворошилов н Киров посетили корабли, где бесе­ довали t личным составом, а за- ★ i й ИЮЛЯ 1945 ГОДА, подводя в День Военно-Морского Флота СССР итоги боевой деятельности флота против фашистской Германии, товарищ Сталин в своем приказе X* 371 отмечал: ' «В Великой Отечественной войне евветоигв народа против фашистской Германии Военно-Морском Фявт нашего государства был верным помощником Красной Армии.,. На Балтийском, Черном и Барит оном морях, ка Волге, Дунае и Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Фиот до конца выполнил свой до>г перед советской Радиной». Одновременно с этим товарищ Сталин поставил перед всем советский народом и перед советскими военными морякани новые большие задачи, дал боевую программу дальнейшего строительства и укрепления флота: «Совотсний народ хочет видеть свой фиот ем* белее сильным и могучим. Наш народ создает дли фиота новые боевые корабли и новые базы. Задача флота заключается в тем, чтобы неустанно го­ товить и совершенствовать кадры моряков, полностью освоить бое­ вой опыт Отечественной войны, еще выше подвить морскую куль­ туру, дисциплину и организованность в своих рядах». Указания товарища Сталина напцн конкретное выражение в Законе о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 — 1960 годы. Вот что сказано в Законе: «Всемерно развивать отечественное судостроение, увеличить судостроение в 1950 году вдвое по сравнению с 1940 годом. Обе­ спечить строительство в СССР сильного и могучего фявта. Построить дия советского флота новые корабли и новые морение базы». Ныне советский народ я советские военные моряки, не покла­ дая рук, борются за выполнение сталинских указапий, самоотвер­ женно работая над созданием еще более могучего морского и океан­ ского флоп. Сталии внимательна осмотрел бе­ рега бухты и наметил, где создать город Полярное—будущую Глав­ ную базу флота. Через две недели, 5 августа 1933 года, боевые корабли нового флота — Северного флота — во­ шли в Мурнанский порт. В местах, указанных товарищем Сталиныи, началось строитель­ ство. В короткий еров северомор­ цы создали здесь базы, поставили батареи, построили на скалах свой заполярный город. С тех пор нинуло 14 лет Флот, созданный товарищем Огвяшыа, пополняясь из года в год новыии кораблями, непрерыв­ но рос и превращался в мощную силу. Когда грянула Великая Отече­ ственная война, на Северный флот легла ответственнейшая задача— не только помочь Советской Ар­ м а непосредственно в Заполярьи, но н обеспечить бесперебойное действие наших внешних морских кониуникацнй. Северный флот с честью выполнил это сталинское задание. Североморцы проявили в боях мужество, героизм и мастер­ ство. Товарищ Сталин в своих приказах трижды отмечал в 1944 году вместе с сухопутными вой-< скани и Северный флот. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz